Дело № 2-553/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 28 июня 2023 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Герасименко В.С., при секретарях Баландиной Т.А., Брянской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаджанян Н.Ш. к АО «Читаэнергосбыт» о защите прав потребителей,УСТАНОВИЛ:
Истец Агаджанян Н.Ш., обращаясь в суд с иском просил обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды (далее ОДН) по нормативам Республиканской службы по тарифам за период с 01 апреля 2021 г. по 1 мая 2022г. по нежилому помещению по адресу: <адрес> Свои требования мотивирует тем, что ответчиком АО «Читаэнергосбыт» необоснованно по показаниям ОДПУ начислена плата за общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, с расчетом он не согласен.
Истец Агаджанян Н.Ш. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить в полном объеме, указав, что не согласен с начислением платы за электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям ОДПУ, поскольку его не уведомляли об осмотре дома на предмет наличия возможности установки ОДПУ.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Гобрусевич Д.Н. в судебном заседании с иском не согласился, просил отказать, пояснив, что установка ОДПУ и последующие расчеты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, произведены на основании действующего законодательства.
Представитель третьего лица ООО «КраМЗ – ТЕЛЕКОМ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дне и времени рассмотрения.
Суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее ФЗ №261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Порядок расчета платы за электроэнергию на ОДН регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 с учетом положений ФЗ №261.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 ФЗ №261 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых, в т.ч. электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 01 июля 2012 г.
Согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ №261, в случае неисполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01 июля 2012 г., действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация на возмездной основе. Аналогичные последствия невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета указаны в п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. №442 (далее Положение №442).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Агаджанян Н.Ш. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Лицевой счет по данному адресу открыт на имя Агаджанян Н.Ш. Из лицевого счета, представленного истцом, следует, что ответчиком начислена плата за общедомовые нужды на электроэнергию, которая предъявлена АО «Читаэнергосбыт» в качестве задолженности за период с 1 апреля 2021г. по 4 апреля 2023г. в размере 51698,88 руб.
Собственники помещений данного многоквартирного дома обязательство по оснащению многоквартирного дома ОДПУ, а также его ввод в эксплуатацию в нарушение ст. 13 ФЗ №261 не выполнили. Таким образом, данная обязанность возникла у сетевой организации.
Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию №111 от 16 февраля 2015 г. в данном доме допущен в эксплуатацию общедомовой прибор учета, который введен в эксплуатацию ООО «КраМЗ-ТЕЛЕКОМ». При этом доказательств соблюдения требований п. 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. №442, ч. 2 ст. 13 ФЗ №261, акт об установке ОДПУ ответчиками не представлены.
ОДПУ был установлен не по инициативе собственников, а в принудительном порядке сетевой организацией в силу требований ФЗ №261. Следовательно, согласие собственников в данном случае на его установку не требуется. В рассматриваемом же случае прибор учета был установлен по императивному предписанию закона в связи с тем, что собственники по своей инициативе соответствующих действий не произвели.
Согласно представленному истцом финансово-лицевому счету, а также исходя из пояснений участников процесса, других материалов дела, истцу начисляется и за ним значится задолженность за предоставленную электроэнергию на общедомовые нужды, начисление которой произведено по показаниям данного ОДПУ.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 №627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 (действовавшем на момент допуска в эксплуатацию ОДПУ), утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета (далее - Критерии).
Из данного документа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме. Соответствующий акт не представлен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент установки общедомового прибора учета, здание данного МКД не обследовалось, не проверялась техническая возможность установки прибора учета, соответствующие акты не составлялись. Доказательств обратного суду не представлено. Следовательно, основания считать ОДПУ законно установленным не имеется.
В связи тем, что прибор учета в данном МКД был установлен неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства, потому не может быть использован для расчетов за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды с собственниками помещений многоквартирного дома. Следовательно, произведенные АО «Читаэнергосбыт» начисления платы за электрическую энергию истцу на основании показаний ОДПУ, установленного с нарушением процедуры, являются не правомерными.
В период с 1 апреля 2020г. по 1 мая 2023 г. начисления ОДН истцу превышали потребление по нормативу, что следует из лицевого счета. В связи с чем, суд считает требование о перерасчете платы за ОДН по нормативу обоснованным. Добросовестные потребители по закону должны оплачивать только ту электроэнергию, которая действительно была использована на содержание общего имущества дома, и не обязаны возмещать убытки, причиненные ресурсоснабжающей организации в результате действий иных лиц. При этом перерасчет должен быть произведен по нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия.
Тем самым перерасчет должен быть произведен за период с 1 апреля 2020г. по 1 мая 2022г. включительно (период заявлен истцом).
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика АО «Читаэнергосбыт» подлежит взысканию госпошлина в бюджет МО «Кабанский район» в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ: Исковое заявление Агаджанян Н.Ш. удовлетворить.Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести Агаджанян Н.Ш. по нежилому помещению,расположенному по адресу: <адрес> перерасчет платы за потребленную электрическую энергию на ОДН за период с 1 апреля 2021 г. по 1 мая 2022г. включительно, по установленным нормативам потребления электрической энергии населением в жилых помещениях и на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета в Республике Бурятия. В остальной части в иске отказать.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Кабанский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.Судья В.С. Герасименко
Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 июля 2023 г.