Производство №2-4634/2023
(уникальный идентификатор дела
91RS0024-01-2023-004067-80)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Бекенштейн Е.Л., при секретаре Мясниковой Ю.С.,
с участием представителя истца - адвоката Логвинова А.В., представителя ответчика Татаринцева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрко Людмилы Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, понуждении назначить пенсию,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное унитарное предприятие «Крымтроллейбус»,
УСТАНОВИЛ:
Юрко Л.А., уточнив исковые требования, обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым со следующими требованиями: признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости от <дата> №<номер>; обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды её работы в филиале ГУП РК «Крымтроллейбус» - Ялтинском троллейбусном парке с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с 01.05.2014г. по 31.12.2015г. и с <дата> по <дата>; обязать ответчика установить ей досрочную страховую пенсию по старости с <дата>. В обоснование своих требований указала, что оспариваемым решением ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия специального стажа. Истец считает, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым необоснованно не засчитал отдельные периоды его работы в специальный стаж.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым Татаринцев Д.В. возражал против иска, полагая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Установлено, что истец Юрко Л.А., <дата> года рождения, работала водителем троллейбуса в Ялтинском троллейбусном парке ГУП РК «Крымтроллейбус» (до переименования - Ялтинский троллейбусный парк, Крымское республиканское производственное предприятие «Крымтроллейбус») в следующие периоды: <дата> по <дата>, с <дата> по 27.12.2017г.
<дата> Юрко Л.А. обратилсяась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности в качестве водителя троллейбуса соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от <дата> Юрко Л.А. было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемых 20 лет специального стажа.
В специальный стаж Юрко Л.А. пенсионный орган не засчитал периоды её работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с 01.10.2013г. по 31.10.2013г., с 01.05.2014г. по 31.12.2015г. и с <дата> по <дата> в должности водителя троллейбуса в Ялтинском троллейбусном парке ГУП РК «Крымтроллейбус». Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым указал, что Юрко Л.А. работала на пригородных маршрутах, что не предусмотрено подпунктом 10 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу с ч.1 ст.8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от <дата>).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от <дата>).
В соответствии с Федеральным конституционным законом № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Согласно статье 6 указанного Закона со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 6 статьи 11 данного Закона, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 указанного Федерального закона с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 01 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В силу пункта 1 части 4 этого же закона периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, - положения ст.ст.6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Таким образом, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Истец осуществляла часть трудовой деятельности в период, когда на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.
Согласно п. «з» ст. 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», действовавшему на территории Республики Крым в период с 01.04.1992 по 31.12.2014 на льготных условиях имели право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы женщины - водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) после достижения 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.
Как было указано выше, истец Юрко Л.А. работала водителем троллейбуса в периоды с 09 июля 1992 года по 30 мая 1994 года; с 10 июня 1999 года по 27 декабря 2017 года.
Согласно справке ГУП РК «Крымтроллейбус» от <дата> №<номер> Юрко Л.А. осуществляла трудовую деятельность водителя троллейбуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 ответчиком проведена проверка обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В ходе проверки установлено, что Юрко Л.А. работала водителем троллейбуса на городских лишь в период с июня 1999 года по декабрь 2005 года, с января 2006 года по август 2006 года, в декабре 2006 года, с января 2007 года по февраль 2007 года, с января 2008 года по февраль 2008 года, с апреля 2008 года по июль 2008 года, в ноябре 2008 года, в декабре 2008 года, с января 2009 года по май 2009 года, с июля 2009 года по декабрь 2009 года, с января 2010 года по декабрь 2010 года, с мая 2011 года по декабрь 2011 года, с января 2012 года по декабрь 2012 года, с января 2013 по апрель 2013 года, в сентябре 2013 года, с ноября 2013 года по декабрь 2013 года, с января 2014 года по апрель 2014 года (маршруты №<номер> - <адрес>). Остальное время Юрко Л.А. работала по пригородному маршруту (№<номер> – Ялта – Алушта – Симферополь, а также №<номер>).
В этой связи ответчик пришел к выводу об отсутствии у истца требуемых 20 лет специального трудового стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Между тем ответчиком не учтено, что в соответствии с должностными инструкциями водителя троллейбуса ГУП РК <данные изъяты> от 1985 года, 1986 года, 1996 года, 2002 года, 2012 года, для работы на высокогорной троллейбусной трассе допускаются водители 2 и 1 класса при соответствующей стажировке на междугородных маршрутах (пункт 1.6). Следовательно, условия труда водителей троллейбусов, работавших на регулярных междугородных пассажирских маршрутах, тяжелее или соответствуют условиям труда водителей троллейбусов работавших на регулярных городских пассажирских маршрутах. Об одинаковых условиях труда свидетельствует также то, что по пути следования по маршруту Ялта – Алушта – Симферополь водители троллейбусов осуществляют посадку и высадку пассажиров более чем на 20 остановках, осуществляют продажу билетов на конечных остановках.
При таких обстоятельствах, следует признать, что характер и условия труда истца в спорные периоды времени тождественны установленным п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ условиям, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом суд учитывает, что ранее Ялтинским городским судом Республики Крым разрешался спор между другим работником ГУП РК «Крымтроллейбус» - <данные изъяты> и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ялте Республики Крым относительно включения периодов работы водителем троллейбуса на маршруте Ялта – Алушта – Симферополь в специальный трудовой стаж.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от <дата>, иск <данные изъяты> удовлетворен, на Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ялте Республики Крым возложена обязанность включить периоды работы на междугородних маршрутах в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (дело №<номер>, №<номер>).
Аналогичные решения вынесены Ялтинским городским судом Республики Крым по гражданским делам №<номер> по иску Маслова В.А., и №<номер> по иску Молчановой И.П. Данные решения вступили в законную силу.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), (постановления N 7-П от 27.04.2001, N 5-П от 05.04.2007, N 10-П от 21.04.2010, определения N 743-О от 11.05.2012, N 692-О от 14.05.2013, N 1578-О от 17.07.2014 и др.).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания
При таких обстоятельствах, исходя из принципов правовой определенности и равенства прав всех участников гражданско-правовых отношений, закрепленных в том числе в пункте 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым защитить пенсионные права истца Юрко Л.А. наряду с иными работниками ГУП РК «Крымтроллейбус».
Таким образом, суд признает незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялта Республики Крым от <дата> №<номер>, и возлагает на него обязанность включить Юрко Л.А. в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды её работы в филиале ГУП РК <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с 01.05.2014г. по 31.12.2014г.
Рассматривая исковые требования о включении периода работы истца с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности водителя троллейбуса ГУП РК <данные изъяты> суд приходит к выводу о том, что в данной части он не подлежат включению в специальный стаж, т.к. справка, а также документальное подтверждение, что работа осуществлялась в течение полного рабочего дня в должности "водитель троллейбуса регулярных городских пассажирских маршрутов" в указанный период не имеется, в то время, что действующим пенсионным законодательством не установлено право на досрочное пенсионное обеспечение водителям автобусов на пригородных либо междугородних маршрутах, а также выполняющим заказные перевозки по маршрутам, не являющимся регулярными городскими.
Поскольку на момент обращения истца к ответчику за назначением досрочной пенсии, её специальный стаж с учетом включенных судом периодов составлял более 20 лет, оснований для отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии у ответчика не имелось.
С учетом изложенного, суд возлагает на ответчика обязанность установить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты достижения ею 55- летнего возраста - с <дата>.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Юрко Людмилы Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, понуждении совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым <данные изъяты> от <дата> №<номер> об отказе в установлении досрочной пенсии по старости Юрко Людмиле Алексеевне, <дата> года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии №<номер>. об отказе в установлении пенсии в части невключения Юрко Людмиле Алексеевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с 01.05.2014г. по 31.12.2014г. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым при назначении страховой пенсии Юрко Людмиле Алексеевне включить периоды работы водителем троллейбуса в филиале ГУП РК «Крымтроллейбус» - Ялтинском троллейбусном парке с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с 01.05.2014г. по 31.12.2014г. в страховой стаж, дающий Юрко Людмиле Алексеевне право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Обязать Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить Юрко Людмиле Алексеевне страховую пенсию по старости на основании п. 10 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с <дата>. В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Е.Л.Бекенштейн
Мотивированное решение составлено в окончательной форме <дата>