Дело № 2-4643/2023
УИД 51RS0001-01-2023-002601-04
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2023 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Зиминой Ю.С.,
при секретаре Окатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисов В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Борисов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов в страховой стаж.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области в назначении досрочной страховой пенсии по старости было отказано ввиду отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа.
С указанным решением истец не согласен, полагает, что оно нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.
Просит суд признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области незаконным, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области включить в страховой стаж: период прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 28 дней); период учебы в Азербайджанском морском рыбопромышленном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 00 месяцев 27 дней); периоды работы по контрактам: в Атлас Шиппинг Корпорейшн с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 14 дней), ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 месяцев 24 дня), в Оverseas Сommerce and Trading Inc с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (08 месяцев 24 дня).
Истец Борисов В.В. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, направил представителя.
Представитель истца Бродская Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Цыбулькин С.С. в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, указанным в ранее направленном письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы выплатного дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия по старости является одним из видов страховых пенсий (ст. 6 Закона № 400-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют липа, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положении, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. (п.6 ч.1 ст.32 ФЗ-400).
В силу части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Борисов В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со с п.9 ч.1 ст. 30, ч.2 ст. 33 ФЗ №400 «О страховых пенсиях».
По данному заявлению ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе в назначении пенсии. Причина отказа - отсутствие требуемой продолжительности страхового стажа.
Дата регистрации Борисов В.В. в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования – ДД.ММ.ГГГГ.
Документально подтвержденный стаж, учтенный по ДД.ММ.ГГГГ, составил:
- страховой стаж (с учетом льготного исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера до 01.01.2002 с учетом ч.8 ст.13 Закона № 400-ФЗ) - 22 года 04 месяца 20 дней, при требуемом не менее 25 лет;
- стаж работы в районах Крайнего Севера - 15 лет 00 месяцев 21 день, при требуемом не менее 15 лет;
- стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (с учетом льготного исчисления) - 14 лет 09 месяцев 00 дней, при требуемом не менее 12 лет 06 месяцев
При этом из страхового стажа и стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности исключены: резервы без оплаты; из страхового стажа, стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности исключены: отпуска без оплаты (по сведениям персонифицированного учета).
Периоды работы Борисов В.В. по контрактам в иностранных компаниях не приняты к зачету в страховой стаж и стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, так как не производилась уплата страховых взносов в фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).
Период учебы в Азербайджанском морском рыбопромышленном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не принят к зачету в страховой стаж, так как при поэтапном применении законодательства период обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях засчитывается при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил ССР, а также период учебы совпадает по времени с периодом службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Военная служба истца принята к зачету только за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как отсутствует информация о том, где находилась войсковая часть, уточняющая справка не представлена.
Кроме того, ответчиком период трудовой или иной деятельности на территории Республики Азербайджан после ДД.ММ.ГГГГ не подлежит зачету в страховой стаж, ввиду отсутствия соглашения между РФ и Республикой Азербайджан в области пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, суд не может согласиться с решением пенсионного органа, в части не включения в стаж истца частично периодов прохождения военной службы, ввиду следующего.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с военным билетом Борисов В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по призыву в вооруженных силах СССР.
Из данных военного билета следует, что истец принят на службу в часть № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года определен за частью №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в в/ч №
Как следует из материалов выплатного дела, ответчиком включен период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, с января 1990 по май 1991 года служба в армии к зачету не принята, поскольку отсутствует информация о месте дислокации в/ч.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Таким образом, период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных местностях при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Кроме того, абзацем 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» также предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы.
Как следует из пояснений истца, служба в армии у него проходила на Дальнем Востоке, частично он служил в Приморье и Амурской области. Указанное обстоятельство подтверждено сведениями ФГКУ «Центральный архив министерства обороны Российской Федерации» и филиала Центрального архива по Восточному военному округу, по запросу суда, согласно которым войсковая часть № в ДД.ММ.ГГГГ году дислоцировалась в г.Райчихинске Амурской области Дальневосточного военного округа.
Принимая во внимание, что период военный службы истца подтверждается военным билетом, учитывая, что ответчиком частично включен период службы истца в в/ч №, а его последующая служба проходила в той же самой части, с учетом поступивших ответов на запросы суда о месте дислокации части, суд с учетом указанных обстоятельств, пояснений истца, включает период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж.
Вместе с тем, требования истца о включении в страховой стаж период обучения в Азербайджанском морском рыбопромышленном техникуме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
С целью гарантирования пенсионных прав граждан Российской Федерации, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», законодатель в части 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрел возможность включения периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись ими за пределами Российской Федерации, в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение страховой пенсии, согласуется с требованиями статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.12.2017 № 2915-О, зачет времени работы на территории Азербайджанской Республики после 01 января 1991 года в страховой стаж лица, не являвшегося в этот период застрахованным в Российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в спорный период за истца не уплачивались, в настоящее время отсутствует международное соглашение между РФ и Азербайджанской Республикой, или специальная норма закона, то данный период не подлежит включению в страховой стаж для досрочного назначения пенсии.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе истцу в указанной части заявленных требований.
Также суд не находит оснований для включения в страховой стаж истца периодов работы по контрактам: в Атлас Шиппинг Корпорейшн с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Оverseas Сommerce and Trading Inc с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона № 400- ФЗ за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, и также не оспаривается истцом, в вышеуказанные спорные периоды трудовой деятельности оплата страховых взносов за Борисов В.В. на обязательное пенсионное страхование, не производилась.
При этом истцом не представлено доказательств, что в данные периоды времени он являлся застрахованным лицом в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, а также, что у иностранных компаний существовала обязанность производить за истца уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами перечисленные выше периоды трудовой деятельности истца не подлежат учету в страховой стаж для назначения Борисов В.В. досрочной пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисов В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов в страховой стаж – удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области включить в страховой стаж Борисов В.В. периоды военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части иск оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.С. Зимина