Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2316/2022 ~ М-1406/2022 от 29.03.2022

Дело № 2-2316/2022

55RS0003-01-2022-002785-06

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Цупик А.А.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Березиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 30 июня 2022 года

гражданское дело по иску Шараева Н.М. к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исключении из запретной зоны военного объекта земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Шараев Н.М. обратился в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что он является членом ТИЗ «Иртыш-С», согласно свидетельства о регистрации права от 28.01.2022, истец имеет в собственности жилой дом с кадастровым номером ... расположенный по адресу: г. Омск, ул. <адрес>, жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером ..., с видом разрешенного использования под строительство коттеджей, что подтверждается выпиской ЕГРН от 28.01.2022. ТИЗ «Иртыш-С» зарегистрировано 23.11.1993 в качестве юридического лица Администрацией Ленинского района г. Омска, о чем 20.12.2002 инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому административному округу г. Омска в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером .... На основании Постановления Первого заместителя главы администрации города Омска № 534-п от 12.05.1995 г. «О предоставлении в бессрочное пользование товариществу индивидуальных застройщиков «Иртыш-С» земельного участка под строительство коттеджей в <адрес>», товариществу индивидуальных застройщиков «Иртыш-С» предоставлено в постоянное бессрочное пользование земельные участки общей площадью 25,05 гектаров под строительство коттеджей на землях городской застройки в <адрес>. Предоставление земельного участка подтверждено Свидетельством о праве постоянного бессрочного пользования № ... от 05.07.1995г., выданным Комитетом по земельным ресурсам г. Омска. На данный земельный участок получено Свидетельство о государственной регистрации права серии ... от 28.04.2010 г. Правообладателем является Товарищество индивидуальных застройщиков «Иртыш-С». В настоящее время на территории ТИЗ «Иртыш-С» располагаются 143 земельных участка. Территория ТИЗ «Иртыш-С» полностью попадает под действие зоны ограничений. Зона установлена на основании, приказа заместителя Министра обороны России от 08.12.2015 г. №1182 (дсп). Земельный участок с кадастровым номером ... наложен на земельные участки ТИЗ «Иртыш-С», в связи с выше изложенным территория ТИЗ «Иртыш-С» полностью находится на территории квартала № 43 (выдел 12,29) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны России. Граница запретной зоны определена из материалов лесоустройства. Запретная зона создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». В письме заместителя директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 22.09.2017 г. указано: «Границы запретной зоны Новосибирского лесничества Минобороны определены исходя из материалов лесоустройства с учетом фактического расположения в границах лесничеств Минобороны России действующих военных объектов». В то же время на основании Письма Начальника ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России от 20.08.2010 г. № 1992 на исследуемых земельных участках военные объекты отсутствуют, что исключает необходимость создания на данной территории Зоны с особыми условиями использования территории (запретной зоны). Границы лесного фонда получены в рамках государственного контракта на выполнение подготовительных работ для последующей таксации лесов глазомерным и глаз измерительным способом лесных участков в составе Пашинского участкового лесничества (г. Омск) Новосибирского лесничества Минобороны России- филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России. Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №280 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023 года в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, если земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до 8 августа 2008 года или образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реесстре, лесном плане субъектов РФ, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года: п.2 предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка. Земельный участок под строительство ТИЗ «Иртыш-С» предоставлен 12.05.1995, а леса поставлены на кадастровый учет в 2015г, поэтому запретная зона Новосибирского лесничества Минобороны России наложена незаконно. В отношении земельных участков ТИЗ «Иртыш-с», установлено ограничения прав, предусмотренных ст. 56, 561 ЗК РФ в виде запретной зоны военного объекта - Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, № 1.55.362.540 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405. Данные ограничения были наложены в соответствии с утвержденными ответчиками Приказом от 08.12.2015 № 1186дсп, выпиской из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 № 1/МК, а также на основании карты (плана) от 15.12.2015 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014г. № 405 на заседании межведомственной комиссии, состоявшейся 8 октября 2015г. В перечень лесничеств Минобороны России в границах, которых установлены зоны с особыми условиями использования территории вошло Новосибирское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ «УЛХиП» МО РФ в квартале 43 выдела 12,29. Согласно п.1 ст.23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества. Согласно п.2 Постановления № 405 «запретная зона» - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта. «военные объекты» - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно- исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. Таким образом, Постановление № 405 содержит открытый перечень военных объектов, в отношении которых может быть установлена запретная зона. К данным объектам следует также отнести и земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами недвижимости, на которых располагаются военные лесничества и прилегающие к ним территории, военные городки и иные военные объекты в пределах границ земель обороны. Границы лесных участков расположенных на землях обороны и безопасности, их площадные, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ, документированная информация о лесных участках расположенных на землях обороны и безопасности, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре. При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в лесной реестр являются материалы лесоустройства. Таким образом, отнесение земельного участка к лесам расположенным на землях обороны и безопасности осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая должна подтверждать фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Земельные участки ТИЗ «Иртыш-С» не используются для ведения лесного хозяйства, а также на данных участках отсутствуют леса, имеются лишь деревья и кустарники посаженные собственниками данных земельных участков. В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса. На основании и. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов. Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, были исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 135 и переданы Минобороны России в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры. Статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221- ФЗ от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости". Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ решение суда об исправлении кадастровой ошибки принимается судом по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета. На основании решения суда об исправлении кадастровой ошибки орган кадастрового учета вносит новые сведения в реестр. На основании изложенного, руководствуясь ст. 1, ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (забор), позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 г., признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно статье 4.4 названного закона в случае, если до 01 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Об оспаривании действий и решений Росреестра, направленных на устранение наложений земельных участков на земли лесного фонда, совершенных до вступления в силу Федерального закона №280-ФЗ, (п.4 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ в новой редакции Федерального закона №280-ФЗ, т. н. «закона о лесной амнистии». Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ пункт 7 статьи 93 ЗК РФ, предусматривавший порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования и использования соответствующих земельных участков, признан утратившим силу. Кодекс дополнен главой XIX, вступившей в силу с 4 августа 2018 г., подробно регламентирующей правовое положение зон с особыми условиями использования территорий и закрепляющей, что положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), утверждает Правительство Российской Федерации, в нем должны быть определены, в том числе порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон; перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом; федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории (статья 106). Согласно, письма Министерства обороны РФ от 27 февраля 2019 г. № ... Об отнесении земельных участков, предоставленных ФГКУ Минобороны России в постоянное (бессрочное) пользование, к земельным участкам, изъятым из оборота: «под закреплением лесов понималась их передача по актам о передаче (приемке) лесов, утвержденных совместными приказами Минприроды и Минобороны России (приказы Минприроды и Минобороны России от 15.03.1999 N ..., от 13.04.1999 N ... и от 15.12.2000 N ...). Согласно пункту 4 Порядка закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны. Также необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны». Согласно ответа, начальника ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России Н.Е. Павлова от 20.08.20 Юг за №1992: на земельных участках ТИЗ «Иртыш-С» военные объекты отсутствуют. Что исключает необходимость создания на данной территории Зоны с особыми условиями использования территории (запретной зоны). В соответствии с п.1, 7 ст.93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Статьей 36 Конституции РФ предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Просит исключить из запретной зоны военного объекта Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельный участок с кадастровыми номерами: ... Внести изменения в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участков с кадастровыми номерами: .... Направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области сведения об исключении из Государственного Кадастра Недвижимости ограничений в виде запретной зоны военного объекта Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, №... в отношении земельных участков Заявителя.

В судебное заседание истец Шараев Н.М. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Сенчилина О.А., действующая по нотариальной доверенности, заявленные требования поддержала, по аналогичным основаниям, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.

Представители ответчиков ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебное заседание представитель третьего лица Новосибирское лесничество МО РФ не явился, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.     

В силу ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, включая оповещение о ходе судебного процесса посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правам и по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, против чего представитель истца не возражал.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

     В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    В силу п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут представляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Согласно п. 2 указанной статьи лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва. При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов. Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации. Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства Российской Федерации. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, должны принимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства и огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного строительства за пределами закрытого административно-территориального образования. Земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном статьей 51 настоящего Кодекса.

По правилам ч. ст. 51 ЗК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрены аналогичные положения.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В судебном заседании установлено, что Шараев Н.М. является членом товарищества индивидуальных застройщиков «Иртыш-С» и за ним закреплен участок для строительства индивидуального жилого дома. На основании протокола заседания топонимической комиссии г.Омска от 26.12.2000, участку присвоен № <адрес>, что подтверждается справкой председателя ТИЗ «Иртыш-С» А.К.Гиль № ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Ленинского районного суда г.Омска по делу № ... от ДД.ММ.ГГГГ по иску Шараева Н.М. к администрации Ленинского административного округа г. Омска, Министерству обороны РФ, ФКУ «Управление Лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилой дом, постановлено: Исковые требования Шараева Н.М. удовлетворить.

Признать право собственности Шараева Н.М. на объект недвижимости - жилой дом площадью 185,6 кв.м., этажностью 2, расположенный по адресу: г. Омск, Ленинский АО г. Омска, ул. <адрес> согласно техническому плану здания, подготовленному кадастровым инженером ООО «РКЦ «Земля» Вахрамеевым С.А ДД.ММ.ГГГГ.

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Заочным решением Ленинского районного суда г.Омска по делу № ... от ДД.ММ.ГГГГ по иску Шараева Н.М. к департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Министерству обороны Российской Федерации о признании права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, постановлено: Признать за Шараевым Н.М. право собственности на земельный участок площадью 934 кв.м., местоположение которого установлено относительно жилого дома, имеющего адрес: г. Омск, ул. <адрес> согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ООО «РКЦ «Земля» Денисовой О.В..

Заочное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Спорный земельный участок имеет кадастровый номер ....

Из искового заявления и пояснений представителя истца следует, что земельный участок с кадастровым номером ... наложен на земельные участки ТИЗ «Иртыш-С», в связи с выше изложенным территория ТИЗ «Иртыш-С» полностью находится на территории квартала № ... (выдел ...) Пашинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны России. Граница запретной зоны определена из материалов лесоустройства. Запретная зона создана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».

Данный факт стороной ответчика и третьими лицами не оспаривался.

Согласно положениям статьи 56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю в связи с особыми условиями использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 87 ЗК РФ к землям промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, относятся в частности земли обороны и безопасности.

В силу пункта 3 статьи 87 ЗК РФ, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель.

Пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ установлено, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны (далее - Положение), которым определен порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

В соответствии с пунктом 2 Положения, запретная зона - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

Запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков (пункт 4 Положения).

Пунктом 12 Положения установлен запрет на территории запретной зоны строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Нормы настоящего Положения относительно ограничений (пункты 10 - 14) применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).

С учетом вышеизложенного, оформлением истцом в собственность земельного участка с кадастровым номером: ..., по адресу: Омская область, г.Омск, Ленинский АО, ул. <адрес> (учетом владения и пользования с момента выделения земельного участка) имело место до внесения в 2016 году сведений о границах запретной зоны в ЕГРН.

Земельные участки были предоставлены в собственность физического лица также до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, права на него собственник приобрел на законном основании, которое в установленном порядке зарегистрировано. На момент приобретения земельных участков претензии со стороны третьих лиц не были предъявлены.

Доказательств того, что истец знал или должен был знать о нарушении законодательства, материалы не содержат.

Кроме того, суд учитывает, что из приведенных выше норм следует, что к ограниченным в обороте земельным участкам относятся земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной, а не в частной собственности.

Другим необходимым критерием является фактическое использование земельного участка для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.

Между тем, доказательств, тому, что земельные участки, принадлежащие истцу, наряду с находящимся на нем строением используется для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, суду не представлено.

Кроме того, на земельном участке истцом построен жилой дом.

Таким образом, в деле отсутствуют сведения, позволяющие считать земельный участок ограниченным в обороте в понимании вышеприведенных норм земельного законодательства.

В соответствии с п. 19 Постановления Правительства N 405 в обоснование необходимости установления запретной зоны указываются следующие сведения: а) назначение военного объекта, особенности местоположения военного объекта и его функционирования; б) прогнозируемые негативные последствия воздействия на окружающую среду в случае возникновения на военном объекте чрезвычайных ситуаций; в) прогнозируемые последствия воздействия внешних факторов на бесперебойное и безопасное функционирования военного объекта; г) пространственные параметры запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, которые предлагается установить, на основании описания местоположения границ на картографических материалах масштаба 1:2000 или крупнее; д) перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, подлежащих изъятию в собственность Российской Федерации в случае установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также перечень земельных участков и (или) объектов недвижимости, принадлежащих физическим и юридическим лицам, использование которых указанными лицами ограничивается; е) прогнозируемый размер осуществляемых за счет средств федерального бюджета расходов на изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества у юридических и физических лиц, а также на компенсацию юридическим и физическим лицам убытков, возникающих в связи с ограничением их прав на использование земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества вследствие установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта.

Суд соглашается с позицией истца, что спорные земельные участки не могут быть отнесены к территории Новосибирского лесничества Министерства обороны РФ, в связи с тем, что они расположены на территории земель населенных пунктов, на которых отсутствуют леса.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения: 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Пунктом 1 ст. 23 ЛК РФ предусмотрено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и парки.

В пунктах 2, 3 ст. 23 ЛК РФ указано, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: - Обороны и безопасности, на которых расположены леса; - Населенных пунктов, на которых расположены леса; Особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Таким образом, в деле отсутствуют сведения, позволяющие считать спорные земельные участки ограниченными в обороте в понимании вышеприведенных норм земельного законодательства.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что требования действующего законодательства при предоставлении истцу спорного земельного участка были соблюдены, особые условия использования земли и запрет на строительство введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 после приобретения земельных участков в 2011 году, суд оценив в совокупности представленные доказательства, полагает возможным заявленные Шараевым Н.М. требования об исключении из запретной зоны военного объекта Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером: ..., по адресу: Омская область, г.Омск, Ленинский АО, ул. 5 Рассветная д. 1 и внесении изменений в карту (план) от 15.12.2015 путем исключения из указанной карты земельных участка, удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шараева Н.М. к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об исключении из запретной зоны военного объекта земельного участка, удовлетворить.

Исключить из запретной зоны военного объекта Новосибирское лесничество Министерства обороны Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером: ..., по адресу: Омская область, г.Омск, Ленинский АО, ул. <адрес>, принадлежащий по праву собственности Шараеву Н.М..

Внести изменения в карту (план) от ДД.ММ.ГГГГ путем исключения из указанной карты земельного участка с кадастровым номером: ....

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                            Г.Н.Гончаренко

Мотивированное заочное решение изготовлено 07 июля 2022 года

2-2316/2022 ~ М-1406/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шараев Николай Михайлович
Ответчики
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ (ФГКУ "УЛХИП" МИНОБОРОНЫ РОССИИ)
Другие
Министерство обороны РФ
Новосибирское лесничество МО РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Омска
Судья
Гончаренко Галина Николаевна
Дело на сайте суда
lenincourt--oms.sudrf.ru
29.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2022Передача материалов судье
30.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2022Подготовка дела (собеседование)
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.07.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
26.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
21.10.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
21.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее