Дело № 2-816/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года гор. Кинешма, Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Быковой О.А.,
при секретаре Сосуновой М.Е.,
с участием ст.помощника Кинешемского городского прокурора Ивановской области Румянцевой А.А.,
представителя ответчика администрации г.о.Кинешма и третьего лица МУ УГХ г.Кинешма- Березиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Кинешма об обязании произвести чистку колодца,
У С Т А Н О В И Л :
Кинешемский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о.Кинешма о возложении обязанности в срок до 31.12.2022 года произвести чистку колодца, расположенного вблизи дома <адрес>, с последующим контролем качества и безопасности питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении выявлены нарушения. Установлено, что в нарушение вышеназванных норм законодательства чистка колодца, расположенного по вышеуказанному адресу не производилась с 2011 года.
В судебном заседании ст.помощник Кинешемского городского прокурора Румянцева А.А. заявленные исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.о.Кинешма и третьего лица МУ УГХ г.Кинешма- Березина О.Н., действующая на основании доверенностей в судебном заседании факты изложенные в исковом заявлении не отрицала, между тем пояснила, что бюджет на 2022 год сформирован, денежные средства на очистку колодца в срок до 31 декабря 2022 года не заложены, просила увеличить срок исполнения решения суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.13 ст.2 Федерального закона от 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», нецентрализованная система холодного водоснабжения – сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Статьями 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее – водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.п. 1,2,5 ст. 18). Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 г. № 40 «О введении в действие санитарных правил «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПин 2.1.4.1175-02» (далее – СанПиН 2.1.4.1175-02).
Положениями п.1.3, 1.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 установлено, что децентрализованным водоснабжением является использование воды для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи её к месту расходования.
Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
В соответствии с пунктами 5.5, 5.6 раздела 5 СанПиН 2.1.4.1175-02, действовавших до 01.03.2021, установлены требования к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая и промывка.
В соответствии с п. 89 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 228.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 01.03.2021 чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения должна проводиться хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, не реже одного раза в год. После каждой чистки или ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.
Согласно положениям ч.1 ст.45, ч.5.1 ст.46 Устава муниципального образования «Городской округ Кинешма», администрация городского округа Кинешма, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа Кинешма, наделена полномочиями по организации водоснабжения населения в границах городского округа Кинешма.
Таким образом, контроль за надлежащим состоянием источников нецентрализованного водоснабжения – колодцев, является обязанностью местного самоуправления – Администрации г.о.Кинешма.
В ходе проверки, проведенной Кинешемской городской прокуратурой установлено, что в нарушение вышеназванных норм законодательства чистка колодца, расположенного вблизи дома <адрес> не производилась более одного календарного года.
Отсутствие системы ненадлежащей эксплуатации колодца ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану их жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций и использование указанного объекта для совершения террористического акта, в том числе для распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений.
Обстоятельства, на которых прокурор основывает свои требования, нашли своё подтверждение в судебном заседании и не оспорены ответчиком, который против удовлетворения исковых требований не возражает, в связи с чем, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Предлагаемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности – до 31 декабря 2022 года, суд считает разумным, достаточным и позволяющим исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме. В настоящем судебном заседании достоверно установлено, что мероприятия по очистке колодца органом местного самоуправления не производились с 2011 года, в то время как такая работа согласно действующему законодательству должна производиться не менее одного раза в год. В связи с изложенным, доводы представителя ответчика об отсутствии заложенных в бюджет городского округа на очистку колодца денежных средств и необходимости увеличения срока для исполнения решения суда, нахожу несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа Кинешма в срок до 31 декабря 2022 года произвести чистку колодца, расположенного вблизи дома <адрес>, с последующим контролем качества и безопасности питьевой воды в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: О.А.Быкова
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2022 года.