УИД 58RS0017-01-2024-001628-73
№ 2-906/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кузнецк Пензенской области 5 июля 2024 года
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Королевой Е.А.,
при помощнике судьи Ионовой А.Г.,
с участием прокурора Капуновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей к МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей обратился в суд с исковым заявлением к МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий, указав, что прокуратурой проведена проверка требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. При проведении проверки установлено, что согласно объекту обследования и категорирования объекту присвоена 4 категория. МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области не приняты меры, направленные на обеспечение безопасности объекта. В частности, в ходе проверки установлено, что ограждение и калитка не исключают бесконтрольного пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц и нахождения транспортных средств. Указанные нарушения создают возникновения негативных последствий в виде совершения террористических актов и иных действий, способствующих причинению вреда жизни и здоровью учащихся, в связи с выявленными нарушениями прокурором района 18.04.2024 было вынесено представление в МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении Требования к антитеррористической защищенности объектов (территория) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» просит обязать МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области провести работы по оборудованию калитки электронным замком, в течении 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В ходе судебного разбирательства по делу, прокурор Кузнецкого района Пензенской области в порядке ст. 39 ГПК РФ, изменил исковые требования, просил обязать МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области провести работы по оборудованию калитки электронным замком, в течении 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Капунова Ю.А. заявленное требование поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, и просила удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области в суд не явился.
Представитель третьего лица Отдела образования Кузнецкого района Пензенской области, в суд не явился, извещен.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Полномочия прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства предусмотрены ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2); создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (далее Требования).
Согласно Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности (п. 18).
В силу п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (п. 1); приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности (п. 3); системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму (п. 5).
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области.
Проверкой установлено, что в данном учреждении допускаются нарушения законов о противодействии терроризму, ограждение и калитка не исключают бесконтрольного пребывания на территории образовательного учреждения посторонних лиц и нахождения транспортных средств, что отрицательно сказывается на безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Данные обстоятельства подтверждаются решением о проведении проверки от 17.04.2024 и актом проверки от 18.04.2024.
В связи с чем, 18.04.2024 прокурором Кузнецкого района Пензенской области в адрес МБОУ СОШ с. Пионер Кузнецкого района Пензенской области было внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени нарушения не устранены, что следует из ответа директора данного учреждения от 16.05.2024.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения прокурора, принимая во внимание характер действий, которые требуется совершить ответчику для выполнения обязанностей, суд полагает возможным установить срок ответчику для выполнения этих обязанностей в течении 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Исполнение вышеуказанных требований законодательства является обязанностью образовательного учреждения, поскольку направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
При таких обстоятельствах, иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5836010138) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5803011383) ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: