Дело № 2-2447/2022
49RS0001-01-2022-003365-74 20 июля 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Доброходовой С.В.,
при секретаре Львовой Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 20 июля 2022 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Магаданской области к Товариществу собственников жилья «Речная» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предписание,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с вышеуказанным иском к Товариществу собственников жилья «Речная» (далее – ТСЖ «Речная»).
В обоснование исковых требований указано о том, что 19 августа 2021 года в Инспекцию поступило обращение собственников многоквартирного дома <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания кровельного покрытия над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15, 16, а также ненадлежащего содержания общего имущества.
Деятельность по управлению указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Речная» на основании протокола от 28 июня 2008 года № общего собрания собственников помещений.
В соответствии с распоряжением от 14 сентября 2021 года № в отношении ТСЖ «Речная» проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 12 октября 2021 года №, согласно которому выявлено неустранение протечек кровли над жилыми помещениями пятых этажей подъездов № 11, 15, 16, не проведен косметический ремонт в указанных подъездах, в том числе в тамбурах, не устранены нарушения герметизации козырьков входных групп подъездов № 11, 15,16, отсутствует восстановление повреждений отделочных слоев входных групп указанных подъездов.
По результатам проверки выдано предписание от 12 октября 2021 года №, пунктами 8 и 9 которого предусмотрена, в том числе, обязанность ТСЖ «Речная» в срок не позднее 31 января 2022 года: обеспечить исправное состояние козырьков над входом в подъезды № 11, 15, 16 многоквартирного дома <адрес>, а именно провести гидроизоляцию входных групп; обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно установить и устранить причины протечек над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15, указанного дома.
По результатам внеплановой выездной проверки, проводимой в соответствии с решением руководителя Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях контроля исполнения предписания, установлено, что ТСЖ «Речная» предпринимались меры по исполнению предписания (пункты №, 9), однако они не привели к устранению выявленных нарушений по обеспечению соблюдения обязательных требований, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указывает, что ТСЖ «Речная» не исполнив пункты 8, 9 предписания Инспекции от 12 октября 2021 года №и допустило нарушения обязательных требований ч. 1, 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Приводя вышеуказанные обстоятельства, ссылаясь на положения ст. 20 Жилищного кодекса РФ, просит суд признать незаконным бездействие ТСЖ «Речная», выразившееся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного <адрес>.
Обязать ответчика в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 8, 9 предписания Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 12 октября 2021 года №, а именно: обеспечить исправное состояние козырьков над входом в подъезды № 11, 15, 16 многоквартирного дома <адрес>; установить и устранить причины протечек над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15 многоквартирного дома <адрес>.
Определением судьи от 05 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены ФИО2, ФИО3
Представитель ответчика, третьи лица в судебном заседании участия не принимали, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью и др.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет ТСЖ «Речная» на основании Устава и протокола общего собрания собственников помещений от 28 июня 2008 года №.
На основании ч. 1 ст. 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда в том числе, требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 8 ст. 20 ЖК РФ при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Согласно п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 09 января 2014 года №-пп
Государственная жилищная инспекция Магаданской области является уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственный жилищный надзор на территории Магаданской области.
19 августа 2021 года в Инспекцию поступило обращение собственников многоквартирного дома <адрес> по вопросу ненадлежащего содержания кровельного покрытия над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15, 16, а также ненадлежащего содержания общего имущества.
В соответствии с распоряжением от 14 сентября 2021 года № в отношении ТСЖ «Речная» проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 12 октября 2021 года №, согласно которому выявлено неустранение протечек кровли над жилыми помещениями пятых этажей подъездов № 11, 15, 16, не проведен косметический ремонт в указанных подъездах, в том числе в тамбурах, не устранены нарушения герметизации козырьков входных групп подъездов № 11, 15,16, отсутствует восстановление повреждений отделочных слоев входных групп указанных подъездов.
По результатам проверки выдано предписание от 12 октября 2021 года №, пунктами 8 и 9 которого предусмотрена, в том числе, обязанность ТСЖ «Речная» в срок не позднее 31 января 2022 года: обеспечить исправное состояние козырьков над входом в подъезды № 11, 15, 16 многоквартирного дома <адрес>, а именно провести гидроизоляцию входных групп; обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома <адрес>, а именно установить и устранить причины протечек над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15, указанного дома.
По результатам внеплановой выездной проверки, проводимой в соответствии с решением руководителя Инспекции от 16 мая 2022 года №, в целях контроля исполнения предписания, установлено, что ТСЖ «Речная» предпринимались меры по исполнению предписания (пункты № 8, 9), в подтверждение представлены акты обследования, наряды-задания на проведение работ по герметизации кровли.
Вместе с тем, указанные работы не привели к устранению выявленных нарушений по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Актом от 31 мая 2022 года № зафиксировано:
- в подъезде № 11 многоквартирного дома в тамбуре входной группы на потолке и стене справа от входа имеются протечки с кровли козырька, на момент осмотра вода капала с потолка и стекала по стене. На потолке лестничной площадки 5 этажа (над слаботочным щитом) видны следы протечек с кровли в виде влажных пятен. Произвести осмотр жилых помещений квартир, расположенных на 5 этаже не представилось возможным, по причине отсутствия жильцов. Наружным осмотром зафиксированы разрушения бетонной плиты козырька входной группы слева, бетонный слой раскрошился до арматуры, арматура оголена, имеются следы ржавчины. Правая стена и угол входной группы имеет повреждения защитного штукатурного слоя в виде его отпадения, кирпичная кладка оголена;
- в подъезде № 15 в тамбуре входной группы на потолке и стене имеются протечки с кровли козырька и по стене справа от входа, на момент осмотра вода капала с потолка и стекала по стене. На потолке лестничной площадки 5 этажа (над слаботочным щитом, а также левом и правом углах) видны следы протечек с кровли в виде влажных пятен, желтых разводов. Произвести осмотр жилых помещений квартир, расположенных на 5 этаже не представилось возможным, по причине отсутствия жильцов. Наружным осмотром зафиксированы разрушения бетонной плиты козырька справа, бетонный слой раскрошился до арматуры, арматура оголена, имеются следы ржавчины. Правая стена и угол входной группы имеет повреждения защитного штукатурного слоя в виде его отпадения, кирпичная кладка оголена, выпадение кирпичей местами;
- в подъезде № 16 наружным осмотром зафиксированы разрушения бетонной плиты козырька входной группы справа и слева, бетонный слой раскрошился до арматуры, арматура оголена, имеются следы ржавчины. Угол входной группы справа (над входной дверью) имеет повреждения защитного штукатурного слоя в виде его отпадения, кирпичная кладка оголена.
Таким образом, ответчиком не исполнены требования п. 8, 9 предписания Инспекции от 12 октября 2021 года №, а именно: не обеспечено исправное состояние козырьков над входом в подъезды № 11, 15, 16; не установлены и не устранены причины протечек над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15 многоквартирного дома <адрес>.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2.2. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанное товарищество могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктами 1, 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что общим имуществом в многоквартирном доме являются в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, обслуживающее более одного помещения.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила № 491).
В соответствии с п.п. «а-г» п. 2 Правил содержания общего имущества № 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе чердаки, технические этажи, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
В пункте 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его осмотр, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, а также текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации (п. 11 Правил № 491).
На основании п. 42 Правил № 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с п. 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечки кровли или инженерного оборудования; профилактические работы в установленные сроки (п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170).
Согласно приложению 2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 протечки в отдельных местах кровли устраняются в течении 1 суток.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» предусмотрены работы, выполняемые для надлежащего содержания крыш многоквартирных домов: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, водоотводящих устройств и оборудования, водоприемных воронок внутреннего водостока; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов предусматривают: выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами (пункт 9 данного Перечня).
Таким образом, учитывая приведенные нормативные положения, суд приходит к выводу, что ТСЖ «Речная», при осуществлении управления указанным многоквартирным домом, не исполнило принятых на себя обязательств по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, чем допустило незаконное бездействие по исполнению обязательных требований жилищного законодательства, Правил содержания общего имущества и требований предписания органа государственного жилищного надзора.
В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательств надлежащего исполнения своих обязательств ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 6 ч.12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области к ТСЖ «Речная» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, характер и длительность допущенного нарушения, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения, предложенный истцом, который является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку Инспекция в силу положений п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, то с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Государственной жилищной инспекции Магаданской области к Товариществу собственников жилья «Речная» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предписание.
Признать незаконным бездействие Товарищества собственников жилья «Речная» (ОГРН 1084910002077), выразившееся в ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома <адрес>.
Обязать Товарищество собственников жилья «Речная» (ОГРН 1084910002077) в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить пункты 8, 9 предписания Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 12 октября 2021 года №, а именно: обеспечить исправное состояние козырьков над входом в подъезды № 11, 15, 16 многоквартирного дома <адрес>; установить и устранить причины протечек над жилыми помещениями пятого этажа подъездов № 11, 15 многоквартирного дома <адрес>
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Речная» (ОГРН 1084910002077) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок принятия решения суда в окончательной форме – 27 июля 2022 года.
Судья С.В. Доброходова