Мировой судья судебного участка № 2 Октябрьского судебного района города Архангельска Кузнецова А.Г. |
УИД 29MS0039-01-2021-005556-96 Дело № 11-126/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 апреля 2022 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А., при секретаре Карповой Н.Б., рассмотрев гражданское дело №2-4697/2021 по исковому заявлению Давыдюк Тамары Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные коммунальные системы» о перерасчете платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, компенсации морального вреда с апелляционной жалобой Давыдюк Тамары Ивановны на решение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 24 декабря 2021 года,
установил:
Давыдюк Т.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные коммунальные системы» о перерасчете платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Дом является аварийным. Управление домом осуществляет ООО «Жилищные коммунальные системы». Ответчик исполняет свои обязанности ненадлежащим образом: не предпринимает мер по недопущению отделения штукатурного покрытия в общедомовых помещениях, не ведется уборка общих помещений и придомовой территории, не содержатся мостки в надлежащем состоянии, не выполняются иные работы, предусмотренные договором управления многоквартирным домом. Ответчик выполнил покос травы летом 2021 гола, ремонт крови, иных работ не производилось. ООО «Жилищные Коммунальные Системы» регулярно выставляются квитанции. Бездействие ответчика вызвало тяжелые переживания и стресс. Просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 в размере 20076 руб. 338 коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района г.Архангельска, от 24.12.2021 постановлено: «исковые требования Давыдюк Тамары Ивановны к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищные Коммунальные Системы» о перерасчете платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения».
С указанным решением не согласился истец, в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, поскольку мировым судьей дана неверная оценка представленным доказательствам, и неправильно применен закон.
Истец Давыдюк Т. И. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ответчика Долгих Н.Г. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение мирового судьи без изменения.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Мировым судьей установлено, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>.
Управление многоквартирным <адрес> в г.Архангельске осуществляет ответчик на основании договора №3929р управления многоквартирным домом (домами) от 01.02.2020. Обществом для оказания коммунальных услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме с ресурсоснабжающими организациями заключены договоры, а также агентские договоры.
Распоряжением заместителя Главы МО «Город Архангельск» по городскому хозяйству №2378р от 15.08.2018 <адрес> в г.Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно частям 1 и 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.9.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает способы управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 Жилищный кодекс РФ).
В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, подпунктом «а» п.16 которых предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственниками помещений обеспечивается путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии ч.5 ст.161 и ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме определен порядок установления факта непредставления услуг по содержанию и ремонту жилого помещения или предоставления услуг ненадлежащего качества, который предполагает уведомление потребителем об этом наймодателя или управляющую организацию, составление акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, являющегося основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Состав общего имущества в многоквартирном доме указан в ст.36 Жилищного кодекса РФ и п.2 Правил содержания №491.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома; наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Сам по себе факт признания жилого помещения непригодным для проживания не является основанием для отказа в начислении и взимании с потребителей платы за жилищно-коммунальные услуги. Жильцы непригодного для проживания помещения имеют возможность требовать перерасчета услуг по содержанию жилого помещения в случаях и при условиях, предусмотренных в законодательстве. В законодательстве отсутствуют указания на аварийность помещения как на основание для освобождения его жильцов от внесения платы жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу не свидетельствует о непроживании в нем жильцов, о расторжении в отношении занимаемых квартир договоров социального найма.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Перечень обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г.Архангельске определен договором №3929р управления многоквартирным домом (домами) от 01.02.2020. Размер платы за содержание составил 16,27 руб. за 1 кв.м.
Исходя из указанной стоимости, ответчик начисляет истцу плату за содержание ежемесячно в размере 1230,01 руб., а также электроэнергию на содержание общего имущества.
Доказательства того, что размер платы не соответствует реальным затратам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, является чрезмерным и экономически необоснованным, в материалах дела отсутствуют. Плата за текущий ремонт не взимается.
Оснований полагать, что истец должен производить оплату за содержание, исходя из иного (меньшего) тарифа, не имеется. Возможность отказа нанимателя жилого помещения от внесения соответствующей платы законом не предусмотрена.
В обоснование заявленных требований истцом указано на невыполнение ответчиком работ, предусмотренных договором управления, в связи с чем, просила произвести перерасчет начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.03.2020 по 31.07.2021 в размере 20276 руб. 38 коп.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать тс обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Процессуальная обязанность представить доказательства в подтверждение факта невыполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества лежит на истце (потребителе).
Доказательства, имеющиеся в деле, не подтверждают доводы истца. Мировым судьей установлено, что акты о выполненных работах ненадлежащего качества в установленном порядке в спорный период не составлялись, истец с претензией (заявление) о невыполнении работ/неоказании услуг за спорный период к ответчику не обращался.
Доводы истца о том, что никакие работы, предусмотренные минимальным перечнем, не выполняются, не нашли своего подтверждения. Ссылка истца на непринятие ответчиком мер по недопущению отделения штукатурного покрытия в общедомовых помещениях, не ведется уборка общих помещений и придомовой территории, не содержатся мостки в надлежащем состоянии, не выполняются иные работы, предусмотренные договором управления многоквартирным домом, документально ничем не подтверждены.
По результатам проверок контролирующих органов нарушений со стороны ответчика не выявлено.
Составленный жильцами дома акт не подтверждает непрерывности невыполнения ответчиком предусмотренных договором управления работ в течение всего заявленного периода, не указывает на конкретные даты неоказания услуг, в связи с чем не был принят во внимание мировым судьей. Иных доказательств не представлено.
Доводы истца о том, что работы по очистке территории от снега, очистке крыши, ремонта мостков производятся жильцами самостоятельно, однозначно не свидетельствуют о невыполнении ответчиком данных видов работ.
Ответчиком представлены доказательства фактического оказания услуг по управлению домом и выполнения работ по содержанию его имущества, что не было опровергнуто истцом.
Истцом не доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору управления многоквартирным домом, в связи с чем мировой судья пришел к правильному выводу о том, что требования о перерасчете платы за содержание и ремонт общего имущества удовлетворению не подлежат. Нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
Мировым судьей правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения, либо неправильного применения норм процессуального права, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены, либо изменения решения исходя из доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Октябрьского судебного района города Архангельска от 24 декабря 2021 года по гражданскому делу №2-4697/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Давыдюк Тамары Ивановны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий И.А. Валькова