Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-178/2024 (2-2616/2023;) ~ М-2159/2023 от 15.08.2023

Дело № 2-178/2024

УИД 37RS0010-01-2023-002603-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2024 г.                    город Иваново

Ленинский районный суд города Иваново в составе

председательствующего судьи Поповой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения <адрес>, Территориальному управлению социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным и назначении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения <адрес> о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным и назначении мер социальной поддержки.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является лицом, имеющим право на назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О ветеранах», что подтверждается удостоверением ветерана ВС от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом подана жалоба в Департамент социальной защиты населения <адрес> об отказе в назначении компенсации в Территориальном отделе социальной защиты по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району. ДД.ММ.ГГГГ Департамент социальной защиты населения <адрес> рассмотрел жалобу и вынес решение об отказе. Истец считает решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, противоречащим п. 1 ст. 13 и пп. 4 ст. 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», поскольку действие данного закона распространяется на всей территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении компенсации; назначить истцу компенсацию со дня обращения с заявлением о назначении компенсации.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по рассматриваемому делу было привлечено Территориальное управление социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, – Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иванову.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения <адрес>, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, в материалы дела представлен отзыв, а также дополнения к отзыву на исковое заявление.

В судебное заседание не явился представитель ответчика - Территориального управления социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление вместе с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также возражения на исковое заявление.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Территориального управления социальной защиты населения по городу Иванову, о дне, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором вопрос принятия решения по существу рассматриваемого спора был оставлен на усмотрение суда.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Территориального управления социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ФИО2 в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием у заявителя права на меры социальной поддержки (заявление от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана жалоба в адрес Департамента социальной защиты населения <адрес> на вышеуказанное решение территориального органа.

Решением Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было отказано в удовлетворении жалобы от ДД.ММ.ГГГГ и, как следует из сообщения Департамента социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , направленного в адрес ФИО2 на жалобу от ДД.ММ.ГГГГ, решение Территориального управления социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг принято в связи с тем, что истец не достиг возраста 60 лет, и право на получение страховой пенсии у него отсутствует, а значит, жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон «О ветеранах»).

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе (статья 8 Федерального закона «О ветеранах»).

Как следует из статьи 9 Федерального закона «О ветеранах», реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах», социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В <адрес> отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей <адрес>, в том числе ветеранам труда, регулируются <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда <адрес>».

В статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда <адрес>» определены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо ранее достижения указанных возрастов при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В числе этих мер - компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Частью 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда <адрес>» установлено, что порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки ветеранов труда <адрес>, утверждается постановлением <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда <адрес>.

Пунктом 2 вышеуказанного Постановления установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива (далее - выплаты, мера социальной поддержки, услуга) устанавливается гражданам, имеющим право на указанную меру социальной поддержки на основании <адрес> «О мерах социальной поддержки ветеранов труда <адрес>».

В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п установлено, что назначение выплат осуществляется территориальными органами Департамента социальной защиты населения <адрес>.

Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание «Ветеран труда» (и приравненным к ним гражданам), предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.

Согласно положений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по достижении ими возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо ранее достижения указанных возрастов при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в части платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством <адрес> (далее - социальная норма площади жилья); платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных органами государственной власти <адрес>; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного <адрес>, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе нетрудоспособными членами семей ветеранов труда и приравненных к ним граждан, совместно с ними проживающими, находящимися на их полном содержании или получающими от них помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, - в пределах социальной нормы площади жилья; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, без применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, установленные настоящим пунктом, предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 8 ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), ранее до ДД.ММ.ГГГГ возраст был 60 и 55 лет.

Судом установлено, что удостоверением ВС от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Министерством обороны Российской Федерации, ФИО2 присвоено звание «Ветеран военной службы».

«Ветеран военной службы» является одной из категорий ветеранов, установленных статьей 1 Федерального закона «О ветеранах».

По данным ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Федеральной базе данных пенсионеров на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получателем страховой пенсии не является. Сведения о праве истца на досрочное пенсионное обеспечение в ОСФР по <адрес> отсутствуют. Обращение ФИО2 за установлением пенсии не зафиксировано.

Согласно ответа на судебный запрос ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица, стаж ФИО2, учитываемый для целей назначения пенсии, составляет 15 лет 5 месяцев 22 дня, сведения о периодах работы, учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, отсутствуют.

В Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что признание статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ и предусматривавшей приравнивание при предоставлении мер социальной защиты ветеранов военной службы к ветеранам труда по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости) утратившей силу в соответствии с пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не означает, что эта категория ветеранов исключена федеральным законодателем из числа лиц, которым гарантируется предоставление мер социальной поддержки, а решение вопроса об обеспечении их мерами социальной поддержки оставлено на усмотрение субъекта Российской Федерации.

Таки образом, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает установление мер социальной поддержки граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22), Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ветеранам военной службы, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, должны предоставляться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в объеме не ниже, чем ветеранам труда, и условия их предоставления не должны быть ухудшены по сравнению с существовавшими на ДД.ММ.ГГГГ Иное противоречило бы сформулированным в преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ задачам обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод граждан в сфере социальной защиты, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, которые ставил перед собой законодатель, принимая этот Федеральный закон (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О).

В определении от ДД.ММ.ГГГГ -О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с учетом приведенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О и сохраняющей силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как препятствующее отнесению ветеранов военной службы, достигших общеустановленного пенсионного возраста после ДД.ММ.ГГГГ, к гражданам, приравненным к ветеранам труда, и назначению им соответствующих мер социальной поддержки, а также не предполагает отмены назначенных выплат. В противном случае нарушались бы конституционные принципы равенства и справедливости, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О и др.).

Из положений нормативных правовых актов <адрес> следует, что для обращения за получением мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, необходимо наличие присвоенного статуса «Ветеран труда» и достижение заявителем соответствующего возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо ранее достижения указанных возрастов при возникновении права на страховую пенсию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Таким образом, анализируя изложенные выше положения законодательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованном отказе ответчика в предоставлении ФИО2 меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с не достижением пенсионного возраста и права на страховую пенсию, в связи с чем требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Департаменту социальной защиты населения <адрес>, Территориальному управлению социальной защиты населения по ФИО3 и Кинешемскому муниципальному району о признании решения об отказе в назначении мер социальной поддержки незаконным и назначении мер социальной поддержки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                     Попова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2-178/2024 (2-2616/2023;) ~ М-2159/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Костенко Андрей Николаевич
Ответчики
ДСЗН Ивановской области
ТУСЗН по Городскому Округу Кинешма и Кинешемскому Муниципальному району
Другие
Территориальное управление социальной защиты населения по городу Иванову
Суд
Ленинский районный суд г. Иваново
Судья
Попова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--iwn.sudrf.ru
15.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2023Предварительное судебное заседание
23.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2023Предварительное судебное заседание
23.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.12.2023Предварительное судебное заседание
27.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.01.2024Предварительное судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее