РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
29.11.2021
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре судебного заседания Даниленко И.Ю.,
с участием прокурора Борисовой М.А.,
административных истцов Шавердова Г.С., Иевлева В.А., Шкляра П.А., Шавердовой С.С., Нефедовой Т.П., Батиной Н.Ю., Манолеску Е.В., Жулябиной Т.И., Комаровой А.В.,
представителей административных истцов Мочаловой Н.А., Гавришко О.В.,
представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Коныгиной Л.Е.,
представителя заинтересованного лица Министерства здравоохранения Самарской области Серегиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1801/2021 по коллективному административному иску Джапаровой Н.Ш., Каклюгиной Р.С., Габбазовой Р.З., Егоровой Е.А., Кириченко Н.В., Федяниной И.А., Шорсткиной И.В,, Абрашкиной Е.О., Авхач И.В., Сидоровой Н.К., Шокоровой Е.И., Фалтас Н.А., Ивановой И.В., Пермяковой Ю.Р., Штагер С.В., Воробьевой Н.В., Козырева Н.А., Острешко Е.Г., Кочетковой С.В., Булатова В.А., Шкляра П.А., Бончик О.В., Каныгиной Ю.А., Иевлевой А.В,, Иевлева В.А,, Мальцевой А.И., Тарабриной С.Ю., Козыревой О.В., Манолеску Е.В., Таукач И.Ю., Пушкарской Ю.А,, Михайловой Л.М., Гончаровой Ю.В., Коржевой О.Л., Коржевого Р.И., Мироновой Ю.Н., Батиной Н.Ю., Волоховой Е.А., Сиваковой М.Ю., Шавердовой С.С., Шавердова Г.С., Князевой Г.П., Коваленко Н.В., Комаровой А.В., Филипповой Е.А., Кузнецовой К.А,, Кузнецовой Н.Ю., Травкиной И.В., Меженина А.А., Травкина А.Г., Травкиной И.В., Саповского В.В., Кривенко И.А., Саповской Е.Ю., Стебенюка И.В., Тесленко Л.В., Корнийчук Г.Н., Тесленко В.В,, Козыревой В.А., Скоробогатовой Г.А,, Евдокимовой С.Н., Мухиной Е.В., Тюриной Т.В., Максимовой И.В., Мироновой Е.Ю., Шпеньковой Е.М., Галайдо Е.В., Монаховой Н.Н., Монахова М.В., Пантелеевой Н.В., Закопайло Б.А., Шипова А.Г., Пославской А.Г., Власова А.В., Вечкутовой Е.П., Мосина С.В,, Парфеновой Е.С., Ахтямовой С.А,, Кондрахина А.В,, Чернышевой М.Г., Бутыриной П.Н., Клюевой Л.А., Кутлиной А.В,, Клюевой А.С,, Михайловой И.В., Ващагиной С.А,, Дьяковой М.С., Подмарьковой А.А., Подмарькова В,А., Чучайкиной Е.И., Мишагиной С.П., Гнеушевой О.Н., Шараповой Л.М., Малык Е.Н., Филатовой Е.А., Ильченко Е.И., Муравей Т.В., Шелковенко А.С,, Богданова Н.Ю., Цугуманова И.Т., Шелковенко С.И., Трещиной Т.Ю., Лашина А.Н., Лашиной Ю.А., Абросимовой К.А., Комаровой Г.Н., Шагаровой Л.В,, Вахтеевой С.Н., Ильченко И.В., Ковалевой Н.А., Мельникова М.Н., Федчука И.В., Жулябиной Т.И., Онуфриева С.К., Мясникова А.Н., Газизуллина В.М., Бородина А.А,, 3ариповой Е.А., Тычининой Ю.А,, Туникиной О.И., Селезнева Д.В,, Сиваковой Т.Н., Фадеевой С.В., Корниловой Н.А., Солдатовой И.В., Гусевой Е.В., Горячевой Ю.С., Тюкилиной Т.В., Назаровой А.С., Назарова Д.В., Селезневой И.В., Филиппова С.В., Квартальновой Е.И., Ародзь А.В., Тюкилина Д.А., Каратаевой О.А., Васильева А.О., Васильевой Н.И., Скорлыгиной О.Д., Барсовой Е.В., Колобердиной Д.И., Моисеевой В.В., Тобояковой Ю.В., Матвеевой А.И., Семеновой Ю.В., Чаденковой Т.М., Кислица М.Е., Каракуловой Е.Ю., Карасевой В.В., Дмитриевой Е.С., 3вонаревой Т.В., Жарковой Е.А., Веснина М.В., Обуховой В.А., Кадыковой Е.Ю., Свешенцевой А.В., Малышевой Л.Ю., Иванченко Е.О., Алтыновой М.А., Жулебина В.А., Емельяновой Е.И., Карзаевой Е.С,, Куколкина А.А., Гарковой А.В,, Кислица В.Н., Сидоркиной Ю.В., Коноваловой И.В., Садовниковой Е.О., Пахомовой С,Е,, Лебедевой Ю.П,, Зиновьевой М.В., Магазинникова И.О., Давидович М.Д., Рычкова И.Н., Брызгаловой В.И., Дугиной А.А., Иванякова А.В., Шуваловой Н.М., Банцековой Г.А., Брызгаловой О.А., Костиной Т.Н., Трещилова А.А., Трещиловой О.П., Карташевой А.С., Ходжаниязовой З.Х., Боталовой А.Н., Бегутовой О.Ю., Согдатова Р.Р., Согдатовой Ж.М., Инюшевой Н.А., Кахадзе Л.В,, Денисовой Н.Н., Слободенюк И.В., Шлыгиной Ф.И., Борисова С.И,, Борисовой А.И., Ковалевой В.И., Мельниковой А,И., Усановой Н.Г., Кириковой Я.В., Нуянзиной А.В., Андрейчука О.Г., Сафиуллиной Ю.Р., Ковалева С.В. (далее Административные истцы) к Главному государственному санитарному врачу по Самарской области Архиповой С.В. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
15.07.2021 Главным государственным санитарным врачом Самарской области издано Постановление № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области.
Пунктом 1 указанного Постановления (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 N 7-П) предусмотрено: Обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам "риска") граждан, подлежащих обязательной вакцинации:
1.1. работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей:
- работников образовательных учреждений;
- работников медицинских организаций;
- работников социальной сферы;
- работников сферы ЖКХ;
- работников сферы энергетики;
- работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, клиентских подразделений финансовых организаций, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, фитнес-центров, организаций, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе прачечные, парикмахерские, химчистки и иные подобные услуги);
В пункте 2 указано: пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций "Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения" и п. 6.3 стандартной операционной процедуры "Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению" (направлены письмами Минздрава России от 20 февраля 2021 N 1/И/1-1221 и от 21.01.2021 N 1/и/1-332) и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
Постановление Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области официально опубликовано в издании "Информационный вестник здравоохранения Самарской области", N 28(1240), 2021 (дата подписания в печать 22.07.2021).
Постановление Главного государственного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 N 7-П "О внесении изменений в Постановление Главного Государственного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 N 3 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области" официально опубликовано в издании "Информационный вестник здравоохранения Самарской области", N 40(1252), 2021 (дата подписания в печать 14.10.2021)
Административные истцы обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просили признать недействующим пункты 1, 2 Постановления Главного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» в редакции Постановления Главного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 № 7-П.
Требования обоснованы тем, что Главным государственным санитарным врачом по Самарской области превышены полномочия, предоставленные ему в сфере нормативного правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения; обжалуемое Постановление не проходило антикоррупционную экспертизу, действующее законодательство не предусматривает проведение обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, в том числе отдельных категорий граждан без учета особенностей состояния конкретного человека (в том числе уровня антител); категории лиц, указанные в обжалуемом Постановлении не совпадают с категориями лиц, указными в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, регистрация вакцин прошла с нарушением Санитарных правил и имеет формальный характер в связи с чем данные вакцины не являются полностью безопасными.
Обжалуемое Постановление нарушает права и законные интересы административных истцов так как они состоят в соответствующих трудовых, гражданско-правовых отношениях, либо собираются в них вступить.
В судебном заседании административные истцы Шавердов Г.С., Иевлев В.А., Шкляр П.А., Шавердова С.С., Нефедова Т.П., Батина Н.Ю., Манолеску Е.В., Жулябина Т.И., Комарова А.В., представители административных истцов Гавришко О.В., Мочалова Н.А., поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области Коныгина Л.Е., представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения Самарской области Серегина О.В. возражали против удовлетворения заявленных требований в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях и пояснениях.
Главный государственный санитарный врач по Самарской области Архипова С.В., представитель Правительства Самарской области, остальные административные истцы, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц и их представителей, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально-значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).
В соответствии с частями 1, 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 6 вышеприведенного закона субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», статьями 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.Частью 2 статьями 9, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 157 от 17 сентября 1998 года определено, что Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В силу пункта 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2», включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с Приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с учетом изменений от 09.12.2020 № 1307н.
Изменениями в календарь профилактических прививок, внесенными Приказом Минздрава России от 03.02.2021 № 47н, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации. К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям:
работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV-2) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом- SARS-CoV-2.
Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, отнесен ко второй группе патогенности ( пункт 1.2).
Всемирная организация здравоохранения 30.01.2020 на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 году в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.
Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В соответствии с пунктами 1, 5.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человек от 09.07.2012 № 708 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор (пункт 8.1 Положения).
Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Самарской области (пункт 11 Положения).
Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление имеет право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
Таким образом Постановления Главного государственного санитарного врача Самарской области № 3 от 15.07.2021 и от 08.10.2021 N 7-П приняты в соответствии с предоставленной ему компетенцией и в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой в Самарской области.
В этой связи доводы административных истцов и их представителей о том, что Главным государственным санитарным врачом по Самарской области превышены полномочия, предоставленные ему в сфере нормативного правового регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено право на отказ от профилактических прививок.
Оспариваемым Постановлением предусмотрено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, работников образовательных учреждений; работников медицинских организаций; работников социальной сферы; работников сферы ЖКХ; работников сферы энергетики; работников в сфере обслуживания (торговли, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, клиентских подразделений финансовых организаций, театров, кинотеатров, концертных залов, спортивных сооружений, фитнес-центров, организаций, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги, бытовые услуги, в том числе прачечные, парикмахерские, химчистки и иные подобные услуги);
Предусмотренные оспариваемым Постановлением сферы деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей работающим гражданам, в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19, не противоречат установленному календарю профилактических прививок.
Постановление Главного государственного санитарного врача содержит положения по организации проведения профилактических прививок, включающей в себя, в том числе, усиление информационно-разъяснительной работы среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции, обращение внимания на необходимость проведения профилактических прививок; в Постановлении также отражено, что пункт 1 Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактическим прививкам (п.2).
Доводы административных истцов о том, что работодатель не наделен полномочиями обязывать своих работников делать профилактические прививки, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 209, статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить для работников безопасные условия и охрану труда.
Статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета жизни и здоровья работников
В соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Работодатели также обязаны проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, к которым относится в том числе организация проведения профилактических прививок, проводимая в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний ( пункт 2 статьи 25, пункты 1, 3 статьи 29, статья 35 Федерального закона № 52-ФЗ).
Статьей 55 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 предусмотрено, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предусмотренное оспариваемым Постановлением положение о возложении на руководителей организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Самарской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, ответственности за неисполнение постановления, не противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Доводы административного иска о том, что регистрация вакцин прошла с нарушением Санитарных правил и имеет формальный характер в связи с чем данные вакцины не являются полностью безопасными при рассмотрении настоящего иска не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующие требования не являются предметом рассмотрения настоящего административного дела. Все рекомендованные к использованию в Российской Федерации вакцины прошли государственную регистрацию в Российской Федерации. Имеют соответствующие сертификаты, которые не отозваны и недействительными не признаны. Использование только таких вакцин допускается на основании п.п. 3.1 оспариваемого Постановления.
Таким образом, Постановление Главного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» в редакции Постановления Главного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 № 7-П (в оспариваемой части) не противоречит вышеназванным требованиям федерального законодательства.
Принятие оспариваемого Постановления обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, то есть направлено на защиту населения, его здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области.
Принимая во внимание высокую степень контагиозности (заразительности) новой коронавирусной инфекции (COVID-19), которая передается преимущественно воздушно-капельным путем, а также учитывая большое количество контактов лицами, замещающими, указанные в пункте 1 Постановления должности, принятие оспариваемого Постановления в отношении данной категории граждан представляется обоснованным.
Суд не может также признать обоснованной позицию административных истцов, поскольку последними в административном иске не указано, каким образом данное Постановление было к ним применено с представлением соответствующих доказательств.
Довод административного иска о том, что обжалуемое Постановление не проходило антикоррупционную экспертизу, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 04.01.2021 N 12 "Об утверждении Порядка действий органов публичной власти по предупреждению угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с заносом на территорию Российской Федерации и распространением на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний" при установлении Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уровней риска, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, главный государственный санитарный врач Российской Федерации в 5-дневный срок принимает нормативные правовые акты, направленные на предупреждение возникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний, без проведения процедур общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия, независимой антикоррупционной экспертизы таких актов.
Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в том числе при его подготовке и опубликовании, а также о нарушении прав и законных интересов Административных истцов, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении коллективного административного иска о признании недействующими пунктов 1, 2 Постановления Главного санитарного врача по Самарской области от 15.07.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Самарской области» в редакции Постановления Главного санитарного врача по Самарской области от 08.10.2021 № 7-П Административным истцам отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.12.2021.