Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-201/2023 ~ М-140/2023 от 03.04.2023

Дело № 2-201/2023                         Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2023 года. п.Октябрьский Пермского края

Октябрьский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Савченко С.Ю.,

при секретаре Мухаметовой З.А.,

с участием пом.прокурора Октябрьского района Пермского края Чепкасовой Е.Ю.,

представителя ответчика – администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. В обоснование требований указали, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора в сфере охраны окружающей среды при обследовании территории Октябрьского городского округа установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов (отходов 4-5 класса опасности) в кадастровом квартале 59:27:1591002, на земельном участке, расположенном на расстоянии около 1 км. от д.Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун. Ввиду разброса отходов площадь земельного участка, на котором они складируются, составляет около 11000 кв.м.

Помимо указанного, прокуратурой района по обращению Плюснина ФИО10 в августе 2022 года проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского городского округа требований законодательства об отходах производства и потребления, жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что в целях исполнения возложенной законодательством обязанности между администрацией Сарсинского городского поселения (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Шаманаевой ФИО11 (поставщик) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по сносу аварийных ветхих домов на территории Сарсинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Согласно Технического задания, которое является приложением №1 к Контракту, Подрядчик обязан выполнить работы по сносу аварийных домов на территории Сарсинского городского поселения, находящихся по адресу: <адрес> (далее - Объект). В целях выполнения указанных видов работ Подрядчик обязан произвести разборку зданий методом обрушения: деревянных жилых домов и прочих отапливаемых зданий; разборку надземной части тесовых сараев без сохранения годных материалов; произвести погрузочные работы при автомобильных перевозках: мусора с погрузкой вручную, а затем произвести перевозку таких грузов. Согласно акту о приемке выполненных работ работы, указанные в Контракте, выполнены Подрядчиком в апреле 2018 года и приняты Заказчиком.

Однако, при осмотрах земельного участка по <адрес> городского округа (кадастровый ) в августе и октябре 2022 года установлено, что работы по вывозу строительного мусора и очистке территории после сноса аварийного многоквартирного дома Подрядчиком проведены не в полном объеме, о чем свидетельствует наличие на рассматриваемом земельном участке строительного мусора (деревянных конструкций, бетонных блоков, досок и т.п.). Указанное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении рассматриваемого контракта, а также отсутствии должного контроля по исполнению со стороны администрации.

Кроме того установлено, что рассматриваемый земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Непринятие мер администрацией Октябрьского городского округа по ликвидации несанкционированной свалки строительных отходов от сноса разборки деревянных конструкций нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также наносит вред окружающей среде.

Просит обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), расположенную в кадастровом квартале , на земельном участке, расположенном на расстоянии около 1 км. от д. Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун, площадью около 11000 кв.м., а также ликвидировать в срок до ДД.ММ.ГГГГ несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности) и строительных отходов от сноса и разборки деревянных конструкций, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ).

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пермского края Чепкасова Е.Ю. уточнила исковые требования в части установления срока устранения нарушений, а именно: просила обязать ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), расположенную в кадастровом квартале , на земельном участке, расположенном на расстоянии около 1 км. от д.Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун, площадью около 11000 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части исковые требований поддержала, по существу изложила доводы, указанные в исковом заявлении, просила требования с учетом их уточнения удовлетворить.

Ответчик – представитель администрации Октябрьского городского округа Пермского края Дульцева Н.В. с исковыми требованиями согласилась, не возражала по требованиям на ликвидацию несанкционированных свалок бытовых и иных отходов с уточненным сроком устранения нарушений.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Плюснин ФИО12 в судебное заседание не явился, надлежащим образом был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.10 вышеуказанного закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

    Согласно ст.1 вышеуказанного Федерального закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ -ст) в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и из материалов дела следует:

Согласно справке о результатах проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района в рамках осуществления надзора в сфере охраны окружающей среды в сентябре-октябре 2022 года при обследовании территории Октябрьского городского округа установлена несанкционированная свалка твёрдых бытовых отходов (отходов 4-5 класса опасности) в кадастровом квартале , на земельном участке, расположенном на расстоянии около 1 км. от д.Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун. Ввиду разброса отходов площадь земельного участка, на котором они складируются составляет около 11000 кв.м.

Также при осмотре земельного участка по <адрес> (кадастровый ) в августе и октябре 2022 года установлено, что на указанном земельном участке находится строительный мусор от сноса и разборки деревянных конструкций (л.д.9-12).

Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена ведомственная целевая программа «Организация утилизации твердых бытовых отходов на территории Октябрьского городского округа Пермского края на 2021-2023 годы» (л.д. 13-16).

Постановлением администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ведомственную целевую программу «Организация утилизации твердых бытовых отходов на территории Октябрьского городского округа Пермского края на 2021-2023 годы» (л.д.17-22).

На л.д.24-46 имеются фотографии лесного массива с расположенными на земельном участке твердых коммунальных и строительных отходов.

На л.д.47-50 имеются скриншоты яндекс карты расположения земельного участка в кадастровом квартале .

ДД.ММ.ГГГГ Плюснин ФИО13 обратился в прокуратуру Октябрьского района с просьбой оказать содействие по очистке участка на <адрес> от строительного мусора, приложив к заявлению обращение Банниковой ФИО14 Романовой ФИО15., адресованные в администрацию Сарсинского городского поселения <адрес> с аналогичными просьбами (л.д. 51,54,55).

Согласно постановлению администрации Октябрьского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Плюснину ФИО16. предварительно согласовано предоставление земельного участка с условным номером , площадью 1582 кв.м. по адресу <адрес> (л.д.57,58).

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> содержит информацию, что указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, данные о правообладателе отсутствуют. Установлено ограничение - аренда в пользу Плюснина ФИО21 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Факт аренды указанного земельного участка также подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-63,64-69).

Согласно ответа администрации Октябрьского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору сообщают, что мероприятия по очистке территории после сноса аварийного жилого дома по адресу р.<адрес> не проводились (л.д. 75).

Согласно муниципального контракта заключенного между администрацией Сарсинского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Шаманаевой ФИО22 (Подрядчик), последний принимает на себя обязательство на выполнение работ по сносу аварийных ветхих домов на территории Сарсинского городского поселения (л.д. 77-80).

Согласно Технического задания, (приложением к Контракту), Подрядчик обязан выполнить работы по сносу аварийных домов на территории Сарсинского городского поселения, находящихся по адресу: <адрес> (л.д. 79 оборот-80).

Согласно акта о приемке выполненных работ, работы по сносу аварийного дома по адресу: <адрес> снесены (л.д.91-93).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации прокуратурой <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, жилищного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок (л.д. 97-98).

На л.д. 100-121 имеются фотографии земельного участка по адресу: р.<адрес>, свидетельствующие о том, что на указанном участке имеется строительный и иной мусор.

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.3.1 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона № 131-ФЗ территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа.

Согласно пункта 27 статьи 8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края, к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.123-125).

На день рассмотрения дела несанкционированные свалки ответчиком не ликвидированы, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Как уже было указано выше, правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Таким образом, из вышеприведенных доказательств установлено, что на земельном участке, в кадастровом квартале , расположенном на расстоянии около 1 км. от д. Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун, общей площадью 11000 кв.м. имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), а также по адресу: <адрес> края имеется несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов и строительных отходов от сноса и разборки деревянных конструкций, кроме того установлено, что несанкционированные свалки расположены в границах муниципального образования Октябрьский городской округ на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в силу ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельными участками, на котором выявлено место несанкционированного размещения твердых бытовых и строительных отходов, обладает Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Представитель ответчика с указанным сроком согласны. Учитывая объем и характер работ, связанных с ликвидацией свалки, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда запрашиваемый прокурором, поскольку он является разумным и реальным для исполнения.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить.

Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности), расположенную в кадастровом квартале , на земельном участке, расположенном на расстоянии около 1 км. от д.Нижний Тесяк, с правой стороны автомобильной дороги Тюинск-Леун, площадью около 11000 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ Пермского края» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов (отходов 4-5 класса опасности) и строительных отходов от сноса и разборки деревянных конструкций, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.Ю.Савченко

Копия верна.

Судья    

Секретарь судебного заседания

Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-201/2023

2-201/2023 ~ М-140/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Панков Л.В.
Ответчики
МО "Октябрьский городской округ" в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края
Другие
Плюснин Андрей Николаевич
Суд
Октябрьский районный суд Пермского края
Судья
Савченко С.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--perm.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2023Дело оформлено
23.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее