Дело № 12-77/2014
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
с.Ольховка 12 сентября 2014 года
Судья Ольховского районного суда Волгоградской области Грошева О.А.,
с участием помощника прокурора Ольховского района Новомлиновой Ю.С.,
директора МУП «Октбярьское» Ищеуловой О.А.,
рассмотрев жалобу должностного лица – директора МУП «Октябрьское» Ищеуловой О.А. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное государственным инспектором по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Молотковой Е.Г., от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – директор МУП «Октябрьское» Ищеулова О.А. признана виновной по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ей назначено наказание по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
Ищеулова О.А. с указанным постановлением не согласилась, обратилась в Ольховский районный суд Волгоградской области с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить как незаконное, указав, что при вынесении постановления был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, поскольку данное дело был вправе рассматривать руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ или его структурного подразделения, осуществляющего государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, или его заместитель, а не государственный инспектор по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области. Также полагает, что правонарушение было совершено в состоянии крайней необходимости, поскольку приостановление водоснабжения в <адрес> повлекло бы негативные последствия для жителей данного населенного пункта и социально-значимых объектов, таких как школа детский сад, фельдшерско-акушерский пункт.
Ищеулова О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, указав, что она не отрицает факт использования МУП «Октябрьское» скважин для подачи воды без соответствующей лицензии. Однако получение лицензии напрямую зависит от финансирования, которое в настоящее время отсутствует.
Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, государственный инспектор по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил в суд возражения относительно доводов жалобы Ищеуловой О.А. и ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В возражениях на жалобу указано, что государственный инспектор по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области является в силу действующего КоАП РФ лицом, правомочным составлять протокол об административном правонарушении и выносить постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. В ходе проверки природоохранного законодательства установлено, что МУП «Октябрьское» осуществляет пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин без лицензии на пользование недрами. При этом в илу ст. 2.1 КоАП РФ лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности для соблюдения Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1, за нарушение которых заявитель привлечен к административной ответственности, наличии каких-либо непреодолимых препятствия для своевременного исполнения требований закона не представлено. В жалобе заявителя отсутствуют сведения, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения и не свидетельствует об отсутствии вины в его совершении.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Ищеулову О.А. и мнение помощника прокурора Новомлиновой Ю.С., полагавшей что довод жалобы в части установления в действиях Ищеуловой О.А. крайней необходимости заслуживает внимания, суд считает, что постановление государственного инспектора по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Молотковой Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Ольховского района проведена проверка соблюдения МУП «Октябрьское», расположенном по адресу: <адрес>, законодательства о природопользовании, в ходе которой установлен факт нарушения обязательных требований законодательства РФ о недрах, а именно МУП «Октябрьское» осуществляет добычу подземных вод из трех скважин местного значения без лицензии на пользование недрами.
По результатам проверки в отношении директора МУП «Октябрьское» Ищеуловой О.А. прокурором Ольховского района возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Молотковой Е.Г. вынесено постановление о привлечении директора МУП «Октбярьское» к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 30000 рублей.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ, органы, осуществляющие федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, рассматривают дела об административных правонарушениях, статьей 7.3 (за исключением случаев пользования участками недр местного значения). В свою очередь в соответствии с п. 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 года № 293, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор в том числе по вопросам соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, выполнением условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
При этом, согласно ст. Закона Волгоградской области от 15.11.1996 N 89-ОД (ред. от 18.12.2012) "О недропользовании на территории Волгоградской области", к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. В связи с этим государственный инспектор по геологическому контролю по Волгоградской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспророднадзора) по Волгоградской области Молоткова Е.Г. правомерно рассмотрела указанное дело об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Из системного толкования п. 4 ст. 1, п. 5 и п. 6 ст. 5, п. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ, ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, пункта 1.2 Инструкции по применению «Положения о прядке лицензирования пользования недрами», утвержденной Председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14 апреля 1994 г., на добычу подземных под необходимо получение лицензии. Исключение составляют случаи добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений.
Пользование недрами без лицензии влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Факт осуществляя МУП «Октябрьское» деятельности по добыче подземных вод в отсутствие лицензии подтверждается материалами дела, а именно объяснениями Ищеуловой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, информацией УФНС России по Волгоградской области, содержащейся в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №, а также информацией отдела геологии и лицензирования по Волгоградской области по недропользования по южно-федеральному округу.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно уставу предметом деятельности МУП «Октбярьское» является в том числе предоставление воды населению; учредителем данного унитарного предприятия является администрация Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области. Из приказа о назначении Ищеуловой О.А. на должность директора МУП «Октябрьское» следует, что последняя приступила к выполнению своих должностных обязанностей лишь в мае 2014 года. ДД.ММ.ГГГГ Ищеулова О.А. обратилась с заявлением к главе администрации Октбярьского сельского поселения с просьбой заложить в бюджет сумму для оплаты лицензии на добычу воды. Из справки администрации Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области следует, что денежные средства на оформление лицензии МУП «Октябрьское» выделены не былы, данный вопрос будет рассмотрен при формировании бюджета на 2015 год. С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что у Ищеулова О.А. в силу возложенных на нее должностных обязанностей предприняла все необходимые меры по оформлению в установленном порядке лицензии.
Также в судебном заседании установлено, что МУП «Октбярьское» осуществляет деятельность по водоснабжению населения, проживающего на территории Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области, в том числе школы, детского сада и медпункта. В соответствии с требованиями действующего законодательства, потребители-граждане имеют гарантированное право на получение качественных коммунальных услуг, в том числе, по водоснабжению. Аналогичным образом заявитель обязан предоставлять указанные услуги и иным потребителям, к числу которых относятся и учреждения образования, здравоохранения и другие, отключение которых от водоснабжения повлечет для них негативные последствия. При этом у потребителя отсутствует возможность получить услуги водоснабжения от других поставщиков, что подтверждается соответствующей справкой за подписью главы Октябрьского сельского поселения Ольховского муниципального района Волгоградской области и не оспаривалось ни представителем Управления Росприроднадзора, ни прокуратурой Ольховского района. С учетом изложенного, прекращения деятельности МУП «Октбярьское» по водоснабжению потребителей, повлекло бы за собой нарушение прав жителей <адрес> на предоставление данной коммунальной услуги, что в свою очередь является недопустимым нарушением их гарантированных прав.
Согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно урожающей личности и права данного лица и других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ совершение лицом в состоянии крайней необходимости действий, содержащих состав административного правонарушения, относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, производство в этом случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление, вынесенное государственным инспектором по геологическом контролю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Молотковой Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Жалобу Ищеуловой О.А. удовлетворить.
Постановление № № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора по геологическому контролю по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспророднадзора) по <адрес> Молотковой Е.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ о наложении административного взыскания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей на директора Муниципального унитарного предприятия «Октбярьское» Ищеулову О.А. – отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора Муниципального унитарного предприятия «Октябрьское» Ищеуловой О.А. на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.
Судья О.А. Грошева