№ 2-1099/2023
56RS0019-01-2023-001229-34
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 сентября 2023 года г. Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе судьи Клейн Е.В.,
при секретаре Путинцевой А.С.,
с участием истца Шиленко Т.П.,
представителя ответчика ООО «УК «Альтернатива» Таратухиной Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шиленко Татьяны Петровны к обществу с ограниченной ответственностью «Новое время», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Альтернатива», обществу с ограниченной ответственностью «Морозов» об обязании создать место накопления твердых коммунальных отходов, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Шиленко Т.П. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Новое время», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Альтернатива», обществу с ограниченной ответственностью «Морозов», в котором просит устранить причины, способствующие предоставлению коммунальной услуги по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов надлежащего качества, обязать ответчиков оборудовать площадку для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПиН, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры о адресу: <адрес>. Обслуживание дома осуществляет ООО «Новое время». Обязательства по оплате услуг по содержанию дома выполняет в полном объеме и своевременно, однако управляющая компания оказывает услуги ненадлежащего качества, а именно, не оборудует площадку для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Единственная площадка для сбора ТКО принадлежит ООО «УК Альтернатива». Данная площадка оборудована четырьмя контейнерами и предназначена для сбора отходов жильцами домов <адрес>. Фактически данной площадкой пользуются также жильцы домов <адрес>, <адрес>, <адрес>. На данную площадку носят отходы также жители домов по <адрес>, которые обслуживаются ООО «Морозов». Для такого количества пользователей четырех контейнеров недостаточно. Дом по <адрес> обслуживается ООО «Морозов». Площадка для сбора ТКО находится в неудовлетворительном состоянии, баки ржавые, стоят на земле, контейнерная площадка не имеет ограждения, бетонного основания, грязные стоки впитываются в землю, создаются антисанитарные условия.
Истец неоднократно обращалась к директору ООО «Новое время» К.С.С. с требованиями привести площадку в соответствие с требованиями СанПин, однако обращения остались без ответа. Действиями ответчиков причинены моральные и физические страдания.
Определением суда от 24 июля 2023 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Природа».
Определением суда от 22 августа 2023 года для дачи заключения по делу привлечено Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области.
В судебном заседании истец Шиленко Т.П. исковые требования поддержала в полном объеме, обоснование иска оставила прежним.
Представитель ответчика ООО «УК «Альтернатива» Таратухина Е.И. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которым на придомовой территории МКД № расположена контейнерная площадка, содержание и ремонт которой осуществляет ООО «УК «Альтернатива». Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, жители близлежащего МКД <адрес> осуществляют складирование ТКО на данной площадке, чем нарушаются права жителей дома <адрес>, которые несут расходы по содержанию данных площадок. ООО «УК «Альтернатива» является ненадлежащим ответчиком, поскольку не осуществляет деятельность по управлению МКД по <адрес>. Шиленко Т.П. не является стороной договора управления, заключенным между собственниками МКД <адрес>, и ООО «УК «Альтернатива». Полагает, что требование об устранении причин и условий, способствующих предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, может быть заявлено к ООО «Природа».
Представители ООО «Морозов», ООО «Новое время» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель ООО «Новое время» возражал против исковых требований Шиленко Т.П., пояснил, что при заключении договора управления с собственниками многоквартирного дома <адрес> в состав общего имущества не включались площадки для накопления твердых коммунальных отходов в связи с их отсутствием в границах придомовой территории. Придомовая территория не позволяет разместить на ней площадку для сбора ТКО. Плата за обслуживание площадки для сбора ТКО с жильцов дома не взимается. На внеочередном собрании собственников помещений МКД собственники отказались от размещения площадки для сбора ТКО на своей придомовой территории. В администрацию г. Орска по вопросу предоставления иного земельного участка для размещения площадки для сбора ТКО ООО «Новое время» не обращалось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Природа» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск указал, что ООО «Природа» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области на основании Протокола № подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора от 19 апреля 2018 года. В многоквартирном жилищном фонде обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО возлагается на управляющие организации.
Согласно заключению Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области контейнерная площадка для сбора ТКО для дома <адрес> отсутствует, жильцами используется контейнерная площадка, расположенная на придомовой территории МКД <адрес>. Возможность обустройства на собственной территории отсутствует в связи с наличием детской игровой площадки. Имеется возможность расширения существующей контейнерной площадки на придомовой территории дома <адрес>.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Абзацем седьмым статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
Закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» согласно его преамбуле регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.
Истец Шиленко Т.П. является собственником квартиры <адрес>, соответственно, является потребителем предоставляемых ООО «Новое время» услуг, в том числе по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. По указанным основаниям суд полагает, что на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с пунктом 3 данных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации случая.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Новое время» передан в управление многоквартирный дом <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 7 октября 2020 года №.
В соответствии с пунктом 1.1 договора управления многоквартирным домом от 7 октября 2020 года № настоящий договор заключен по инициативе собственников жилых и нежилых помещений дома <адрес> на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 7 октября 2020 года №.
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления многоквартирным домом управляющая компания за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, действуя от своего имени и за счет собственников.
Следовательно, в обязанности ответчика ООО «Новое время» входит, в том числе содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту д (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее – Перечень № 290).
Указанные работы считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в перечне работ соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Согласно пункту 26(1) Перечня № 290 работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7 - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону (пункт 3.7.4).
Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин (пункт 3.7.5).
Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов (пункт 3.7.6).
Правила № 170 предусматривают обязанность управляющей организации содержать придомовую территорию в надлежащем санитарном состоянии, что подразумевает организацию сбора отходов в оборудованных в установленном порядке местах, уборку придомовой территории, организацию своевременного вывоза отходов.
В силу пункта 3 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу пункта 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п. 4.1 Правил благоустройства территории г. Орска (принято Оорским городским Советом депутатов 20 августа 2017 года) физические и юридические лица всех организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели должны соблюдать чистоту, поддерживать порядок и принимать меры для сохранения объектов благоустройства на всей территории города, в том числе и на территориях жилых домов индивидуальной застройки.
Согласно п.п. 1 п. 4.2. Правил благоустройства территории г. Орска благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих размещение площадок, контейнеров, урн в местах общего пользования для сбора и временного хранения отходов и мусора, соблюдение режимов уборки, мытья и дезинфекции данных объектов, своевременный вывоз в установленные места и размещение (утилизацию, переработку) отходов и мусора, организацию раздельного сбора отходов потребления физическими и юридическими лицами всех организационно-правовых форм;
В соответствии с п.п. 2 п. 5.9.4 Правил благоустройства физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны обеспечить устройство площадок для сбора и временного хранения ТКО и оборудовать их контейнерами (мусоросборниками) либо заключить договор на обращение с отходами с собственником контейнерной площадки или организацией, обслуживающей площадки для сбора и временного хранения ТКО, в соответствии с законодательством; 3) содержать площадки для сбора и временного хранения ТКО и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищать их от мусора.
Как следует из п. 5.9.9 Правил благоустройства, площадки для установки контейнеров для сбора ТКО должны иметь асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, а также удобный подъезд специального автотранспорта для очистки контейнеров и разворотную площадку. 5.9.10. Размер площадки на один контейнер - 2 - 3 кв. м. Между контейнером и краем площадки размер должен быть обеспечен проход не менее 1,0 м, между контейнерами - не менее 0,35 м.
Пунктом 5.9.11 Правил благоустройства предусмотрено, что контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных расстояний до контейнерных площадок, разрыв может быть сокращен в порядке, установленном санитарными правилами.
Из показания свидетеля Г.Н.Ю. в судебном заседании следует, что она работает помощником депутата Государственной Думы РФ. Шиленко Т.П. обратилась к депутату с просьбой решить вопрос с организацией площадки для собора ТКО, были проведены встречи с руководителями ООО «Новое время», ООО «УК «Альтернатива», состоялся устный разговор с заместителем главы города У.А.И.. Обратились с просьбой к руководителям управляющих организаций расширить контейнерную площадку. Руководитель ООО «Новое время» К.С.С. должен был поставить дополнительные контейнеры.
Свидетель К.А.В. в судебном заседании показал, что является старшим по дому <адрес>. Ближайшая к дому контейнерная площадка для сбора ТКО находится в запущенном состоянии. Шиленко Т.П. несколько раз обращалась к нему по вопросу недостаточного количества контейнеров для сбора ТКО. Изначально было 5-6 контейнеров, осталось 5. В управляющую организацию он вопрос Шиленко Т.П. не переадресовывал.
Ответчик ООО «Новое время» не оспаривает, что контейнерная площадка на придомовой территории МКД <адрес> отсутствует.
В соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов возложена на организацию, осуществляющую управление МКД, то есть на ООО «Новое время».
Таким образом, в данном случае надлежащим ответчиком является ООО «Новое время». Требования собственника МКД, находящегося в управлении ООО «Новое время», к управляющей компании создать/организовать места сбора, накопления твёрдых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома, основаны на нормах действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, требования истца к ООО «Морозов», ООО «УК «Альтернатива» удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя ответчика ООО «Новое время» о том, что площадь земельного участка под спорным многоквартирным не позволяет обустроить в его границах контейнерную площадку, признаются судом несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом.
В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает ООО «Новое время» от обязанности по ее содержанию.
Сам по себе факт отсутствия возможности организации площадки места сбора ТКО на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию – ООО «Новое время» от обращения в орган местного самоуправления для согласования места размещения такой площадки за пределами сформированного земельного участка под многоквартирный дом, и организации самой площадки места накопления ТКО.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.
Согласно сведениям Управления жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска, письменная заявка от ООО «Новое время» на включение в реестр мест (площадок) для временного хранения отходов на территории МО г. Орск для МКД <адрес> в 2023 году не зарегистрирована.
Доказательства организации места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов <адрес> в материалах дела отсутствуют.
Сведений о наличии места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома <адрес> в соответствующем реестре не имеется.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Шиленко Т.П. об обязании ООО «Новое время» организовать место сбора, накопления и вывоза твёрдых коммунальных отходов жителей многоквартирного дома <адрес>.
Требование Шиленко Т.П. об устранении причин, способствующих предоставлении коммунальной услуги по сбору и накоплению ТКО ненадлежащего качества суд полагает заявленным излишне, поскольку оно фактически охватывается требованием об обязании управляющей организации оборудовать площадку для накопления ТКО.
Поскольку для согласования мест размещения контейнерной площадки, надлежащей организации, оборудования и обустройства контейнерной площадки для сбора ТКО необходимо время и соответствующие погодные условия, позволяющие проводить работы, связанные с обустройством контейнерной площадки, суд полагает необходимым установить в решении срок исполнения решения суда – два месяца.
В силу положений ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Истцом также заявлены требования о возмещении морального вреда.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем — (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. При этом размер компенсации морального вреда определятся судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом требований разумности и справедливости, учитывая характер причиненных потерпевшей нравственных страданий, суд полагает возможным взыскать с ответчика ООО «Новое время» в пользу истца Шиленко Т.П. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
На основании п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей с ООО «Новое время», учитывая, что между истцом и ответчиком имеются договорные отношения по оказанию услуг, в пользу истца подлежит взысканию штраф в сумме 2500 руб. (5 000 руб./ 2). Оснований для снижения размера штрафа суд не усматривает.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 НК РФ в размере 600 руб.
р е ш и л:
исковые требования Шиленко Татьяны Петровны удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Новое время» (ИНН №) в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обустроить/организовать место сбора, накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома <адрес> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, Правилами благоустройства территории г. Орска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новое время» (ИНН №) в пользу Шиленко Татьяны Петровны (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., а также штраф в размере 2500 руб., а всего 7500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Новое время» (ИНН №) в доход бюджета МО г. Орск государственную пошлину в размере 600 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шиленко Татьяны Петровны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 15 сентября 2023 года.
Судья Клейн Е.В.