Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-237/2023 ~ М-186/2023 от 11.05.2023

Дело № 2-237/2023

22RS0022-2023-000258-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Зональное 15 июня 2023г.

Зональный районный суд Алтайского края в составе:

судьи МартьяновойЮ.М.,

при секретаре Сметанниковой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинных районах в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Зонального района Алтайского края, Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края о признании действия и бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинных районах (далее по тексту - Управление) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Администрации Зонального района Алтайского края, Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края о признании действия и бездействия незаконным и возложении обязанности.

Просит признать действия Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края, использующей по назначению источники водоснабжения (водозаборные скважины с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края) для оказания населению услуг по водоснабжению и обеспечению питьевой водой без проектов зон санитарной охраны и санитарно- эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны, с нарушением обязательных требований санитарного законодательства РФ - ст. 11,п.4 ст. 18, п.2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и бездействие Администрации Зонального района Алтайского края в принятии мер по соблюдению вышеуказанных обязательных требований санитарного законодательства РФ, противоправными — нарушающим права жителей с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края на благоприятные условия жизнедеятельности.

Обязать Администрацию Зонального района Алтайского края и Администрацию Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края прекратить противоправные действия (бездействие) в срок до 31.12.2023 года путем разработки проектов зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения (2-х скважин, расположенных в с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края) и получения санитарно - эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны в соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В обоснование заявленных требований указано, что согласно имеющейся у Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах (далее - ТОУ Роспотребнадзора) информации на территории села Новая Чемровка находятся водозаборные сооружения, принадлежащие Администрации Зонального района, в количестве 2-х скважин. Эксплуатирует и обслуживает данные водозаборные сооружения Администрация Новочемровского сельсовета, с нарушением требований действующего санитарного законодательства - Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения») и Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02): указанные источники водоснабжения (скважины) эксплуатируются без проектов зон санитарной охраны (проекты не разработаны), санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны (далее - ЗСО) не получены.

Мероприятия по организации ЗСО проводятся в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1110-02, в целях обеспечения качества поставляемой населению (потребителям) воды в соответствии с требованиями к ее безопасности для их жизни и здоровья, их имущества.

Обязанность получения санитарно-эпидемиологических заключений в установленном законом порядке должна быть исполнена лицом, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин в соответствии с условиями договора и целевым назначением или их владельцем.

Согласно информационному письму Главы Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края от 21.04.2023 г. на территории села Новая Чемровка находятся водозаборные сооружения (2 скважины), принадлежащие Администрации Зонального района, которые эксплуатируются и обслуживаются Администрацией Новочемровского сельсовета.

01.07.2021г. глава Новочемровского сельсовета Зонального района Вирц А.В. привлекался к административной ответственности по ч.4 ст. 8.42 КоАП РФ, в том числе за нарушение п.п. 1.13, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, т.к. в ходе проведения плановой выездной проверки было установлено, что водозаборные сооружения с. Новая Чемровка эксплуатируются без проектов зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО не получены. В рамках рассмотрения административного дела Администрации Новочемровского сельсовета 01.07.2023 было выдано представление № 13/2/4/168, на которое Главой Новочемровского сельсовета был дан ответ, согласно которому 30.07.2021 г. последний информировал о том, что будут приняты все меры для исправления выявленных нарушений.

Однако, при анализе данных сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, было установлено, что по состоянию на 02.05.2023 г. в информационном модуле «Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию» (адрес: http://fp.crc.ruA отсутствуют сведения о наличии у Администрации Зонального района Алтайского края и Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края согласованных проектов ЗСО, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты не получены.

Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, Администрация Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края обязана обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья жителей села Новая Чемровка Зонального района Алтайского края, их имущества.

Разработка проектов ЗСО скважин с. Новая Чемровка, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью как Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края, использующего по назначению источники водоснабжения, так и, Администрации Зонального района Алтайского края, как собственника указанных объектов.

Отсутствие предусмотренных законом зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин) не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, может способствовать совершению акта терроризма.

Кроме того, загрязнение территорий, на которых расположены скважины, при отсутствии ЗСО источников водоснабжения, ставит под угрозу состояние окружающей среды в силу возможного загрязнения подземных вод.

В судебном заседании представитель истца Власов М.Ю., действующий на основании доверенности, на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске, против установления ответчикам более длительного срока для исполнения обязанности – 31.12.2024г., не возражал.

Представитель Администрации Зонального района Алтайского края Горбатова М.С. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, просила установить срок для исполнения обязанности – 31.12.2024г.

Представитель Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории села Новая Чемровка находятся водозаборные сооружения, принадлежащие Администрации Зонального района, в количестве 2-х скважин. Эксплуатирует и обслуживает данные водозаборные сооружения Администрация Новочемровского сельсовета, с нарушением требований действующего санитарного законодательства - Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02): указанные источники водоснабжения (скважины) эксплуатируются без проектов зон санитарной охраны (проекты не разработаны), санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны не получены.

Мероприятия по организации ЗСО проводятся в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.1.4.1110-02, в целях обеспечения качества поставляемой населению (потребителям) воды в соответствии с требованиями к ее безопасности для их жизни и здоровья, их имущества.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных н бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу п.4 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно - эпидемиологическим требованиям.

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" разработаны СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пунктом 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются;

-определение границ зоны и составляющих ее поясов;

-план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;

-правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

При этом, проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4,1110-02).

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

В соответствии с пунктом 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды Источников водоснабжения.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Таким образом, обязанность получения санитарно-эпидемиологических заключений в установленном законом порядке должна быть исполнена лицом, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин в соответствии с условиями договора и целевым назначением или их владельцем.

Согласно информационному письму Главы Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края от 21.04.2023 г., на территории села Новая Чемровка находятся водозаборные сооружения (2 скважины), принадлежащие Администрации Зонального района, которые эксплуатируются и обслуживаются Администрацией Новочемровского сельсовета.

01.07.2021г. глава Новочемровского сельсовета Зонального района Вирц А.В. был привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 8.42 КоАП РФ, в том числе, за нарушение п.п. 1.13, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, т.к. в ходе проведения плановой выездной проверки было установлено, что водозаборные сооружения с. Новая Чемровка эксплуатируются без проектов зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты ЗСО не получены. В рамках рассмотрения административного дела Администрации Новочемровского сельсовета 01.07.2023 было выдано представление № 13/2/4/168, на которое Главой Новочемровского сельсовета был дан ответ, согласно которому 30.07.2021г. последний информировал о том, что будут приняты все меры для исправления выявленных нарушений.

Однако, как усматривается из скриншота сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по состоянию на 02.05.2023 г. в информационном модуле «Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию» (адрес: http://fp.crc.ruA отсутствуют сведения о наличии у Администрации Зонального района Алтайского края и Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края согласованных проектов ЗСО, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты не получены.

Разработка проектов ЗСО скважин с. Новая Чемровка, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью как Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края, использующего по назначению источники водоснабжения, так и Администрации Зонального района Алтайского края, как собственника указанных объектов.

Как усматривается из соглашений №Н2023-Р\1 от 15.11.2022г., №н\2022-Р\1 от 30.11.2021г., Администрацией Зонального района Алтайского края Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района переданы отдельные полномочия по решению вопросов местного значение, в том числе, по водоснабжению.

Таким образом, Администрация Зонального района Алтайского края и Администрация Новочемровского сельсовета обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологичекое законодательство, требования Управления являются законными и обоснованными.

Поскольку, несоблюдение требований в части разработки проектов зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения (2-х скважин, расположенных в с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края) и получения санитарно - эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны в соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», является нарушением прав жителей с. Новая Чемровка, Зонального района, Алтайского края на сохранение жизни и здоровья, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом установления разумного срока выполнения обязательств – до 31.12.2024г.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинных районах в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать действия Администрации Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края, использующей по назначению источники водоснабжения (водозаборные скважины с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края) для оказания населению услуг по водоснабжению и обеспечению питьевой водой без проектов зон санитарной охраны и санитарно - эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны, с нарушением обязательных требований санитарного законодательства РФ - ст. 11,п.4 ст. 18, п.2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и бездействие Администрации Зонального района Алтайского края в принятии мер по соблюдению вышеуказанных обязательных требований санитарного законодательства РФ, противоправными — нарушающим права жителей с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края на благоприятные условия жизнедеятельности.

Обязать Администрацию Зонального района Алтайского края и Администрацию Новочемровского сельсовета Зонального района Алтайского края прекратить противоправные действия (бездействие) в срок до 31.12.2024 года, путем разработки проектов зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения (2-х скважин, расположенных в с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края) и получения санитарно - эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны в соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2023 года.

Судья Ю.М. Мартьянова

2-237/2023 ~ М-186/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
Ответчики
Администрация Зонального района Алтайского края
Администрация Новочемровского сельсовета
Суд
Зональный районный суд Алтайского края
Судья
Мартьянова Ю.М.
Дело на странице суда
zonalny--alt.sudrf.ru
11.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2023Передача материалов судье
18.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.06.2023Предварительное судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее