Судья Ротко Т.Д. дело № 21-83/2023
(№ 12-197/2022)
РЕШЕНИЕ
6 февраля 2023 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Кабачевской К.В. на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г.Евпатория УФССП России по Республики Крым Федосова А.В. от 29 июля 2022 года № 1893/22/82011, решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.Евпатории Республики Крым (далее – администрация, юридическое лицо),
установил:
постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г.Евпатория УФССП России по Республики Крым Федосова А.В. от 29 июля 2022 года № 1893/22/82011, оставленным без изменения решением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года, администрация г.Евпатории Республики Крым привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник Кабачевская К.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой поставила вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу.
Законный представитель юридического лица, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, явку защитника не обеспечил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица и судебном акте выводы о неисполнении администрацией содержащегося в исполнительном листе ФС № (выдан на основании решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года, вступившего в законную силу 12 апреля 2018 года, по гражданскому делу №) требования об обязании администрации г.Евпатории Республики Крым предоставить ФИО4, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения до 15 июля 2022 года - срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о назначении нового срока исполнения от 20 июня 2022 года после вынесения 29 мая 2019 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Принимая решение по жалобе на постановление, судья районного суда пришел к выводу о его законности, поскольку вина администрации в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Однако принятое по делу судебное решение законным и обоснованным признать нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В настоящей жалобе защитник администрации заявляет об отсутствии в бездействии администрации вины и необоснованности привлечения ее к административной ответственности, поскольку согласно исполнительному документу и судебному акту, на основании которого он выдан, обязанность по предоставлению ФИО4 жилого помещения возникает у администрации после выделения Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и перечисления в бюджет муниципального образования денежных средств для этой цели из бюджета Республики Крым, однако, факт выделения денежных средств и перечисления в соответствующий бюджет не устанавливался.
Аналогичный довод указанное лицо приводило на предыдущих стадиях производства по делу, отмечая при этом, что денежные средства не выделялись.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии на жилое помещение для указанной категории лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов.
Администрация г.Евпатории Республики Крым является органом местного самоуправления, в связи с чем её финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии со статьёй 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 23 сентября 2019 года, вступившим в законную силу 15 октября 2019 года, изменен способ и порядок исполнения решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 15 января 2018 года по гражданскому делу № – определено: в течение трёх месяцев со дня перечисления в адрес администрации г.Евпатории Республики Крым Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым денежных средств в виде субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложить на администрацию г.Евпатории Республики Крым обязанность предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Кроме того, администрация г.Евпатории после вынесения 20 июня 2022 года судебным пристав-исполнителем постановления об установлении нового срока в связи с отсутствием соответствующего финансирования из бюджета Республики Крым и недопустимостью использования средств бюджета городского округа Евпатория Республики Крым не по целевому назначению в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым было направлено письмо от 6 июля 2022 года № о необходимости выделения дополнительных денежных средств для приобретения жилья лицам, состоящим в списке имеющих право на получение жилых помещений, в том числе на ФИО5, однако, денежные средства в срок до 15 июля 2022 года выделены не были.
Вопрос о выделении из бюджета субъекта денежных средств для приобретения указанному лицу благоустроенного жилого помещения и перечислении их в бюджет муниципального образования имеет в рассматриваемом случае правовое значение для установления виновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения и подлежал выяснению по настоящему делу.
Без выяснения этих обстоятельств невозможно сделать безусловный вывод о том, имелась ли у администрации возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Таким образом, вывод судьи районного суда о том, что администрацией не были приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в связи с чем юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются преждевременными, поскольку не основаны на совокупности доказательств по делу.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства предметом исследования судебной инстанции не являлись, доводы защитника о том, что денежные средства министерством выделены не были, судьёй не проверены, оставлены без внимания и правовой оценки.
Судья городского суда поддержал выводы должностного лица о виновности администрации в совершении вмененного административного правонарушения, формально сославшись на то, что администрацией после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, и не выяснив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
Подобное рассмотрение жалоб в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает установленным статьей 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные судьей городского суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, поскольку повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не в полном объёме.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи городского суда законным и обоснованным признать нельзя, в связи с чем оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела судье городского суда надлежит учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.Евпатории Республики Крым отменить, дело направить на новое рассмотрение в Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья О.А. Шидакова