Дело № 2-2714/2022
03RS0004-01-2022-002332-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 июля 2022 года г. Уфа
Ленинский районный суд города Уфы в составе:
председательствующего – судьи Касимова А.В.,
при секретаре судебного заседания – Гимазетдиновой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 июля 2022 года,
гражданское дело по исковому заявлению Канзафарова Д. В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Канзафаров Д.В. обратился в Ленинский районный суд города Уфы с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда к Министерству финансов Российской Федерации.
В обосновании заявленных требований указал, что органами предварительного следствия по г. Стерлитамака он обвинялся в совершении преступления предусмотренного п.а ч.3 ст. 158 УК РФ за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 6 лет, находится под подпиской о невыезде с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Стерлитамакского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в его отношении прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ за непричастностью к его совершению. Признано право на реабилитацию и возмещение вреда.
Поскольку он незаконно и необоснованно подвергался уголовному преследованию, просит взыскать компенсацию морального вреда, сам заявитель определил эту сумму в 1 000 000 рублей.
На судебном заседании истец исковые требования поддержал посредством видеоконференцсвязи.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Участвовавший в деле прокурор Мосякина Я.Г., требования истца посчитала частично обоснованными, размер компенсации морального вреда оставила на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьёй 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав.
Из исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что Канзафаров Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее судимый, органами предвартельного следствия обвинялся в совершении кражи, то есть <данные изъяты> хищения чужого имущества с незаконным проникновением в жилище.
Постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Канзафарова Л.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ на основании п.1 ч.1 ст. 27 УПК РФ прекращено за непричастностью обвиняемого к совершению преступления, за ним признано право на реабилитацию в указанной части и право на возмещение вреда в порядке, предусмотренном ст.ст. 135-136 УПК РФ.
Учитывая изложенное, суд считает, что при обстоятельствах, установленных Постановлением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, истец необоснованно привлекался к уголовной ответственности по п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, по которой он был оправдан, следовательно, он имеет право на денежную компенсацию морального вреда в соответствии с положениями пункта 1 статьи 1070 ГК РФ, так как он незаконно был подвергнут уголовному преследованию.
Принимая во внимание пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года № 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» вред, причиненный гражданину в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, возмещается государством независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда за счет казны Российской Федерации.
Вместе с тем, из Постановления Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Канзафаров Д.В. неоднократно судим, материалами дела подтверждается, что он в настоящее время находится в местах лишения свободы. Эти обстоятельства характеризуют личность истца, что должно быть учтено при определении размера компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает все фактические обстоятельства по делу; личность истца (привлечён к уголовной ответственности не впервые), что влияет на характер и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий. Принимая во внимание принцип разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации в сумме 20000 рублей.
Министерство финансов Российской Федерации уполномочено выступать в судах от имени казны Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны в соответствии со статьёй 1071 ГК РФ при предъявлении исков о компенсации морального вреда, поэтому суд считает, что причиненный вред подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Частью 1 ст. 136 УПК РФ предусмотрено, что прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.
Учитывая, что судом определен способ возмещения Канзафарову Д.В. компенсации морального вреда в денежном выражении, в части требований к прокурору о принесении извещений суд считает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
суд
решил:
исковые требования Канзафарова Д. В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Канзафарова Д. В. компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В удовлетворении исковых требований Канзафарова Д. В. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ленинский районный суд города Уфы.
Судья Касимов А.В.