Дело № 2-1018/2020
УИД 23RS0058-01-2019-004533-68
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Сочи 17 июля 2020 г.
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
при секретаре М.С.Колосовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравченко И.А. к администрации Партизанского муниципального района Приморского края об оспаривании действий (бездействия) органа, признании постановления недействительным и признании права не реализованным
У С Т А Н О В И Л:
Кравченко И.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по вынесению постановления администрации Партизанского муниципального района № 945 от 28.11.2018 «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № гражданам, имеющим трех и более детей» незаконными и необоснованным. Признать незаконным и отменить указанное постановление, а так же просит признать Кравченко И.А. и Кравченко И.М. не реализовавшими право на однократное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
02 июля 2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства на основании положений статьи 16.1 КАС Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что администрацией Партизанского муниципального района Приморского края без надлежащего уведомления и волеизъявления истца издано постановление о предоставлении в общую долевую собственность, в том числе истцу, бесплатно земельного участка с нарушением процедуры предоставления земельных участков в долевую собственность многодетным семьям. Истец ни с единоличным заявлением, ни с коллективным заявлением о предоставлении участка в администрацию не обращался, согласие на обработку персональных данных не давал, какие-либо уведомления и извещения от администрации не получал. Истец не уведомлен надлежащим образом о вынесении данного постановления и не выражал согласие на владение, пользование, распоряжение земельным участком. Кроме того, истец указывает, что земельный участок предоставлен в с.Перетено муниципального образования Золотодолинское, тогда как место жительства супруги Кравченко И.М. и несовершеннолетних детей является с.Владимиро-Александровское муниципального образования Владимиро-Александровское. Оспариваемое постановление издано в отсутствие письменного согласия супруги Кравченко И.М. на предоставление участка в другом населенном пункте другого муниципального образования. Земельный участок предоставлен в отсутствие муниципального соглашения между муниципальными образованиями. Ответчиком нарушен порядок извещения о проведении жеребьевки, а также и сам порядок ее проведения в отношении участков, расположенных в разных муниципальных образованиях. Истец полагает что право на бесплатное однократное получение земельного участка нарушено, просит признать не реализовавшими право на бесплатное однократное предоставление в общую долевую собственность земельного участка. Регистрация права общей долевой собственности произведена не была.
В судебное заседание истец Кравченко И.А. и его представитель не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении в отсутствие истца и его представителя с просьбой удовлетворить заявленные требования.
Администрация Партизанского муниципального района Приморского края в лице своего представителя в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются судебные извещения и заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которого ответчик полагает что процедура предоставления земельного участка не нарушена, участок предоставлен на основании единоличного обращения Кравченко И.М.
Третье лицо, не заявляющее самомтоятельных требований относительно предмета спора, Кравченко И.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении в отсутствие, а также заявление, в котором выражает согласие с заявленными требованиями.
Руководствуясь статьей 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Так, как установлено судом и следует из материалов дела, семье истца Кравченко И.А. в составе супруги Кравченко И.М., несовершеннолетних детей Кравченко В.И., Кравченко Ю.И., Кравченко Л.И. в установленном порядке присвоен статус многодетной семьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» на региональном уровне определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со статьей 3 данного закона, формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков.
Администрацией Партизанского муниципального района 15.05.2013 издано постановление № 451, которым утвержден порядок организации работы по формированию и ведению реестра граждан, имеющих трех и более детей, подавших заявление о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка на территории Партизанского муниципального района.
Согласно данному постановлению гражданин вправе обратиться в администрацию Партизанского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно с приложением перечня документов.
Кравченко И.М. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность на территории Партизанского муниципального района, в котором Кравченко И.М. и несовершеннолетние дети зарегистрированы, бесплатно как гражданину, имеющему трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства.
Ответчиком по результатам рассмотрения заявления вынесено постановление администрации Партизанского муниципального района № 945 от 28.11.2018 «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № гражданам, имеющим трех и более детей».
Как следует из материалов дела, истец в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края с заявлением (в том числе и коллективным) о предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка не обращался, согласие и иные документы, относящиеся к данной услуге не подписывал.
Администрацией Партизанского муниципального района Приморского края в материалы дела не представлены доказательства волеизъявления истца Кравченко И.А., из которого явно бы следовало выраженное намерение на обращение за предоставлением истцу земельного участка бесплатно в общею долевую собственность.
Супруга Кравченко И.М. и <данные изъяты> зарегистрированы по адресу: <данные изъяты> регистрацией истца в момент вынесения оспариваемого постановления являлся адрес: <адрес>
Ответчиком не представлено доказательств надлежащего уведомления истца о процедуре предоставления, в том числе и истцу, в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № по месту его регистрации, либо уведомления истца о данной процедуре иным доступным способом.
Материалы дела не содержат сведений о направлении в адрес истца по месту его регистрации уведомлений о постановке на очередь для бесплатного предоставления земельного участка, уведомление о планируемых жеребьёвках, постановление от 28.11.2018 № 945 и прочих извещений.
Согласно статье 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что земельный участок предоставлен семье истца Кравченко И.А. в отсутствие обязательного письменного согласия заявителя (супруги Кравченко И.М.), в отсутствие муниципального соглашения между муниципальными образованиями в ином населенном пункте иного муниципального образования.
Кравченко И.М. письменного согласия на предоставление в ином (отличном от регистрации по месту жительства) населенном пункте земельного участка не выражала.
В материалах дела имеется согласие Кравченко И.М. на проведение жеребьёвки по распределению участков между заявителями, согласия на предоставление участка в с.Перетено Золотодолинского муниципального образования материалы дела не содержат, ответчиком в опровержение доводов истца не предоставлено.
Суд отвергает доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление как необоснованные, что населенные пункты с.Владимиро-Александровское и с. Перетено входят в состав одного Партизанского муниципального района и не требуется заключение соглашение между муниципальными образованиями на предоставление участков и письменное согласие на предоставление в ином (отличном от регистрации по месту жительства) населенном пункте земельного участка.
В соответствии со статьей 6 Закона Приморского края от 14.11.2001 года № 161-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Приморского края» административный район - административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и экономически связанные между собой населенные пункты с прилегающими к ним землями.
Статьей 7 Закона № 161-КЗ определено, что сельскими населенными пунктами являются населенные пункты, не отнесенные к категории городских населенных пунктов. Видами сельских населенных пунктов являются поселки, села, деревни, хутора, маяки, железнодорожные разъезды, железнодорожные станции.
В соответствии со статьей 9 Закона № 161-КЗ, территория одного населенного пункта не может находиться внутри территории другого населенного пункта.
Согласно статьи 5 Закона Приморского края от 10.11.2004 № 158-КЗ «О Партизанском муниципальном районе», Партизанский район является самостоятельным муниципальным образованием на территории Приморского края.
Муниципальное образование Партизанский район наделено статусом муниципального района.
Установлен административный центр Партизанского муниципального образования- село Владимиро-Александровское.
В составе Партизанского муниципального района образовано шесть муниципальных образований: Владимиро-Александровское, Золотодолинское, Екатериновское, Новицкое, Новолитовское, Сергеевское.
Согласно статьи 5 Закона о Партизанском районе, Владимиро-Александровское муниципальное образование, включающее в себя села Владимиро-Александровское и Хмыловка, наделен статусом сельского поселения.
Согласно статьи 6 Закона о Партизанском районе, Золотодолинское муниципальное образование, включающее в себя села Золотая Долина и Перетино наделено статусом сельского поселения (в приложении к закону определены территориальные границы). Установлен административный центр Золотодолинского сельского поселения - село Золотая Долина.
Уставом Золотодолинского сельского поселения Партизанского муниципального района от 01.09.2015, предусмотрено, что данное поселение расположено в центральной части Партизанского муниципального района, имеет протяжённость с севера на юг около 10,0 км вдоль автомобильной дороги Находка - Лазо, включает в себя сёла Золотая Долина и Перетино, с прилегающими к этим населённым пунктам землями сельскохозяйственного назначения и территории перспективного развития, а также дорогу, соединяющие населённые пункты. С запада территория сельского поселения ограничена рекой Партизанской.
Суд приходит к выводу что, Владимиро-Александровское и Золотодолинское являются разными, самостоятельными муниципальными образованиями, входящими в состав Партизанского муниципального района. Село Владимиро-Александровское (административный центр муниципального образования Владимиро-Александровского) и село Перетино являются разными сельскими поселениями, расположенными в разных муниципальных образованиях, но входящих в один муниципальный район -Партизанский.
Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Приморского края «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае» от 08.11.2011 № 837-КЗ земельный участок предоставляется в границах: сельского поселения - гражданам, постоянным местом жительства которых является сельское поселение.
При отсутствии в достаточном количестве на территории муниципального образования земельных участков для предоставления гражданам в соответствии с настоящим Законом земельные участки могут быть предоставлены с их согласия на территории другого муниципального образования в порядке, установленном статьей 5(3) настоящего Закона, при условии заключения между этими муниципальными образованиями соглашения.
Как следует из материалов дела ни истец Кравченко И.А., ни супруга Кравченко И.М. письменное согласие на предоставление участка на территории другого муниципального образования не подавали.
Согласно статье 5(3) Закона № 837-КЗ, граждане, в отношении которых в течение 180 календарных дней со дня включения их в Реестр не принято решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, вправе подать в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о согласии на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом на территории иного муниципального образования Приморского края.
Уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, вправе заключить соглашение с теми муниципальными образованиями, на территории которых граждане выразили согласие на предоставление земельного участка в соответствии с настоящим Законом.
В случае заключения соглашения образование и предоставление земельных участков гражданам осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется предоставление земельных участков на основании соглашения. В случае заключения соглашения уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, уведомляет в письменной форме и (или) информирует в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов, а также на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии) граждан, включенных в Реестр, о возможности предоставления им земельных участков на территории муниципальных образований, с которыми заключено соглашение.
Согласно пунктов 4 -10 статьи 5(3) Закона № 837-КЗ, в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления и (или) опубликования информации, указанной в части 3 настоящей статьи, граждане, вне зависимости от очередности включения в Реестр, вправе подать в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, письменные заявления о согласии на предоставление земельного участка в собственность бесплатно на территории муниципального образования, с которым заключено соглашение (далее - письменные заявления о согласии).
Письменные заявления о согласии граждан регистрируются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, в порядке очередности их поступления. В течение 10 календарных дней со дня регистрации письменного заявления о согласии гражданина (граждан) уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, направляет копию письменного заявления о согласии гражданина, заявление гражданина (граждан) с приложением информации и документов, указанных в статье 5 настоящего Закона, в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования, с которым заключено соглашение, для включения гражданина (граждан) в Реестр этого муниципального образования.
Уведомление о присвоении реестрового номера направляется гражданину уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, с которым заключено соглашение, в течение 10 календарных дней со дня его присвоения. Со дня включения гражданина (граждан) в Реестр муниципального образования, с которым заключено соглашение, он (они) исключается (исключаются) из Реестра муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом. При этом очередность реестровых номеров граждан в Реестре муниципального образования, на территории которого отсутствуют земельные участки для предоставления в соответствии с настоящим Законом, не изменяется.
Решение о предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, с которым заключено соглашение, в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
Суд приходит к выводу что, ответчиком нарушена процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером №, так как участок предоставлен заявителю в ином, отличном от места регистрации и проживания муниципальном образовании, а именно Золотодолинском муниципальном образовании, в ином населенном пункте с.Перетено без письменного согласия (волеизъявления) заявителя Кравченко И.М. и в отсутствие заключенного муниципального соглашения между муниципальными образованиями.
Решение о предоставлении земельного участка в общею долевую собственность бесплатно принято органом с нарушением процедуры предоставления земельных участков, нарушены требования Закона № 837-КЗ.
Суд усматривает нарушения и порядка проведения жеребьёвки от 06.11.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером № и иных земельных участков, расположенных в разных муниципальных образованиях.
Жеребьевка проводилась одновременно в отношении земельных участков, расположенных в разных МО (с.Перетено, с.Волчанец, с.Владимиро-Александровское и прочие)
На основании статьи 5 (1) Закона № 837-КЗ, уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района проводит жеребьевку отдельно в отношении земельных участков, образованных на территории каждого сельского поселения и населенного пункта, расположенного на межселенной территории.
Согласно пункту 7 Постановления администрации Приморского края от 05.12.2012 № 277-па «Об утверждении порядка организации и проведения жеребьевки в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства» извещение о проведении жеребьевки не позднее чем за 10 дней до даты проведения жеребьевки публикуется в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещается на официальном сайте муниципального образования (при его наличии) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования Партизанского муниципального района Приморского края отсутствует публикация (и иная информация) о проведенной жеребьевки от 06.11.2018.
Согласно пункту 4 постановления администрации Приморского края № 277, персональный состав жеребьевочной комиссии утверждается актом уполномоченного органа местного самоуправления.
Судом установлено что состав жеребьевочной комиссии, который присутствовал на проведении жеребьёвки от 06.11.2018 нелегитимен. Ответчиком в опровержение доводов истца не представлены в материалы дела доказательства (приказ об утверждении изменения в составе жеребьевочной комиссии, который присутствовал на жеребьевке 06.11.2018) с учетом отсутствия основного члена комиссии –начальника юридического и возложения данных обязанностей на иного члена комиссии Попова Д.Э.
Суд, исследовав материалы дела в совокупности, пришел к выводу, что постановление администрации Партизанского муниципального района № 945 от 28.11.2018 «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № гражданам, имеющим трех и более детей» вынесено с нарушениями норм действующего федерального и регионального законодательства.
А также нарушает законные права и интересы истца Кравченко И.А., препятствует реализации Кравченко И.А. права на однократное предоставление бесплатно земельного участка в общую долевую собственность.
При этом, суд принимает во внимание что государственная регистрация права не произведена, данное постановление не исполнено в части обращения в уполномоченный орган для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости.
В силу статьей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенного права и способами защиты гражданского права являются восстановления положения, существовавшего до нарушения права, признания недействительным акта органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать действия администрации Партизанского муниципального района Приморского края по вынесению Постановления администрации Партизанского муниципального района № 945 от 28.11.2018 «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № гражданам, имеющим трех и более детей» незаконными.
Признать незаконным и отменить Постановление администрации Партизанского муниципального района № 945 от 28.11.2018 «О предоставлении в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером № гражданам, имеющим трех и более детей».
Признать Кравченко И.А. и Кравченко И.М. не реализовавшими право на однократное предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи в течение месяца.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА