Дело №2-15/2024
УИД 53RS0016-01-2023-001249-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Холм
Новгородская область 18 января 2024 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Григорьевой О.М.,
при секретаре Цапковой Е.В.,
с участием представителя истца - помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Бочаровой И.И.,
представителей ответчиков - Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Холмского района» и Администрации Холмского муниципального района Новгородской области ФИО5 и ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Холмского района» и к Администрации Холмского муниципального района Новгородской области о возложении обязанности,
установил:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Холмского района» (далее - МУП «ЖКХ Холмского района»), в котором просил обязать ответчиков в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод, сбрасываемых в ручей без названия (глинистый) через выпуск №1 канализационных очистных сооружений г.Холма.
В обоснование требований указано, что МУП «ЖКХ Холмского района» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Холмского муниципального района от 01.04.2013 №251. В соответствии с пунктом 3.2 Устава предприятие осуществляет удаление и обработку сточных вод.
Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки установлено, что на основании постановления администрации Холмского муниципального района от 01 июня 2016 года №335 в хозяйственном ведении МУП «ЖКХ Холмского района» находятся водопроводные сети и внутриплощадные сети станции биологической очистки.
На основании заявки МУП «ЖКХ Холмского района» от 18 января 2023 года, на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду поставлен выпуск №1 канализационных очистных сооружений г.Холма, который находится по адресу: Новгородская область, г.Холм. ул. Октябрьская, д. 163а.
Кроме того, предприятием получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от 30 декабря 2019 года, согласно которому на МУП «ЖКХ Холмского района» возложена обязанность по содержанию в исправном состоянии эксплуатируемых очистных сооружений.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что очистные сооружения выпуска №1 находятся в неисправном состоянии.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» от 08 июня 2023 года, сточная вода после очистки, отобранная на выпуске №1 канализационных очистных сооружений г.Холма, не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21.
В настоящее время спорные очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Холмского района».
Протокольным определением Администрация Холмского муниципального района исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований и привлечена к участию по делу в качестве соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Бочарова И.И. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, полагала, что на ответчика должна быть возложена обязанность, возражала против установления ответчикам срока для исполнения обязанности до 30 декабря 2025 года, пояснила, что, показатели качества воды должны быть обеспечены.
Представитель ответчиков Администрации Холмского муниципального района Новгородской области и МУП «ЖКХ Холмского района» адвокат ФИО4 исковые требования признал частично, при этом пояснил, что срок исполнения искового требования выбран произвольно, без учета времени, объективно необходимого для совершения всех необходимых действий по его исполнению с соблюдением положений действующего законодательства. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.87-88).
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Холмского района» ФИО5, действующая по доверенности, поддержала доводы адвоката ФИО4, полагала, что в срок шесть месяцев исполнить решение суда невозможно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в судебное заседание не явился, представили письменный отзыв, согласно которому действующая схема водоснабжения и водоотведения Холмского городского поселения не содержит наличия биологических очистных сооружений и мероприятий по их строительству. Администрацией техническое задание на разработку инвестиционной программы с включением работ по строительству очистных сооружений ответчику (МУП «ЖКХ Холмского района») не выдавалось.
Строительство биологических очистных сооружений может быть осуществлено за счет средств бюджета Холмского городского поселения или субсидий из областного бюджета, либо в рамках инвестиционной программы ответчика, утверждаемой Комитетом по тарифной политике Новгородской области. Также ответчик может заключить договор с организацией, осуществляющей прием и очистку сточных вод на территории другого муниципального образования Новгородской области.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
На основании положений ст. 39 указанного Федерального закона эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 9 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 3 Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) одними из основных принципов охраны окружающей среды являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 4 Федерального закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы.
В соответствии со ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон от 21.02.1992 №2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В соответствии со ст. 37 Водного Кодекса РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины (лесоматериалов) и иных целей.
В силу п. 1, п. 2 и п. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 3 ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются, в том числе, локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, сохранение природных богатств Российской Федерации.
На основании постановления администрации Холмского муниципального района от 01 июня 2016 года №335 в хозяйственном ведении МУП «ЖКХ Холмского района» находятся водопроводные сети и внутриплощадные сети станции биологической очистки.
Согласно положениям Устава МУП «ЖКХ Холмского района» (далее - Предприятие) (Утвержден постановлением Администрации Холмского муниципального района №251 от 01.04.2013):
- п.п. 1.3 Предприятие является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения и не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
- п.п. 1.4 - учредителем и собственником имущества Предприятия является муниципальное образование «Холмский муниципальный район»;
- п.п. 2.1 Предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Имущество предприятия находится в собственности муниципального образования Холмского муниципального района.
- п.п. 2.3 Предприятие имеет самостоятельный баланс, фирменное наименование, круглую печать содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, расчетный и другие счета в банках и иных кредитных организациях, штампы и бланки со своим фирменным наименованием.
- п.п. 2.4 Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственность по обязательствам муниципального образования Холмского муниципального района.
- п.п. 3.1 п.3 целями создания Предприятия являются - получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в услугах жилищно-коммунального хозяйства и иных услугах и работах.
- п.п. 3.2. п. 3 - для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:... удаление и обработка сточных вод.
Решением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области №53-01.04.02.003-Р-РСБХ-С-2019-02072100 от 30.12.2019 «О предоставлении водного объекта в пользование» (далее - Решение), МУП ЖКХ Холмского района» предоставлен в пользование объект - ручей без названия (Глинистый), местоположение участка водопользования: выпуск №1 г.Холм Холмское городское поселение, Холмского района Новгородской области, по правому берегу, расстояние от места сброса сточных вод до береговой линии водного объекта 0 м. Уровень места сброса от поверхности воды в меженный период составляет 0 м.
Согласно пп. 2.3.9 п.2 Решения, сброс сточных вод в водный объект осуществляется с использованием следующих водоотводящих сооружений:
Выпуск №1: очистные сооружения, система трубопроводов и колодцев до чугунной трубы диаметром 150 мм сточные протяженностью 110 м сточные воды сбрасываются через чугунный оголовок в ручей без названия (Глинистый).
В силу пп. 2.3.2, 2.3.13, 2.3.14, 20 п. 2 Решения водопользователь обязан осуществлять меры по охране водного объекта от загрязнений и засорений, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения, обеспечивать соответствие предельно допустимых концентраций вредных веществ в сточных водах, вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 №552.
В судебном заседании установлено, что МУП «ЖКХ Холмского района» нарушает указанные требования законодательства, поскольку очистные сооружения и сети водоотведения на водном объекте - ручей без названия (Глинистый), местоположение участка водопользования: выпуск №1 г.Холм Холмское городское поселение, Холмского района Новгородской области - находятся в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» от 08 июня 2023 года (л.д.65), согласно которому сточная вода после очистки, отобранная на выпуске №1 канализационных очистных сооружений г.Холма, не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям Е.Coli, обобщенные колиформные бактерии (далее - ОКБ), а также протоколом испытаний №53-01-50/02536-23 от 08 июня 2023 года, согласно которому отобранные 01 июня 2023 года на выпуске №1 пробы (образцы) воды содержат: 4565 КОЕ/100 куб.см Е.Coli при величине допустимого уровня не более 100 (превышение в 45,65 раза), 4565 КОЕ/100 куб.см ОКБ при величине допустимого уровня не более 500 (превышение в 9 раз) (л.д.63-64), представлением истца №7-03-2022/Прдп130-22-20490024 от 29.12.2022 в отношении МУП «ЖКХ Холмского района» (л.д.66-69), ответом на представление от 25.01.2023 №16/23 (л.д.70-71), ходатайством на имя Главы Холмского муниципального района Новгородской области о выделении финансовых средств на капитальный ремонт очистных сооружений (износ 100%).
Представителями ответчиков МУП «ЖКХ Холмского района» и Администрации Холмского муниципального района данные обстоятельства не оспаривались.
Таким образом, неисполнение ответчиками требований законодательства в области водопользования предоставленного водного объекта ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
При этом, Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз. 12 ч. 1 ст. 2).
Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
Учитывая, что невыполнение требований водоохранного законодательства затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, имеются основания для обращения прокурора с исковым заявлением.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
С учетом указанного строительство новых канализационных очистных сооружений взамен непригодных к эксплуатации является расходным обязательством собственника сооружений - администрации Холмского муниципального района Новгородской области.
Суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора и установить солидарную обязанность ответчиков ввиду неделимости предмета обязательства.
Суд полагает, что с учетом установленных обстоятельств, мнения сторон, разумным и обоснованным срок для проведения соответствующих работ будет до 01 января 2026 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Холмского муниципального района Новгородской области и Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Холмского района» в срок до 01 января 2026 года обеспечить санитарную очистку и обезвреживание сточных вод, сбрасываемых в ручей без названия (глинистый) через выпуск №1 канализационных очистных сооружений г.Холма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2024 года.
Судья О.М.Григорьева