УИД 66RS0№-64
Гражданское дело №(5)2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тавда 28 марта 2024 года
мотивированное решение от 04 апреля 2024 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Рудаковской Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Кесарецких К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова ФИО11 к Безыментовой ФИО12, администрации Таборинского муниципального района о признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Двинская А.Г., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности в интересах ФИО3, обратилась в Тавдинский районный суд с исковым заявлением к ФИО4, администрации Таборинского муниципального района, в котором просит признать за ФИО3 в порядке наследования после ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, смерть которого последовала ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 40,1 кв.м., на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 53,8 кв.м..
В обоснование требований указано, что истец ФИО3 является сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истец является наследником первой очереди после смерти наследодателей. Кроме истца наследником первой очереди также является ответчик ФИО4. На момент смерти ФИО1 совместно с ней на регистрационном учете состоял истец и ФИО2. На момент смерти ФИО2 с ним на регистрационном учете никто не состоял. При жизни, ФИО1 принадлежало имущество: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о правовой регистрации строений; и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный в период брака с ФИО2, что подтверждается Договором и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о правовой регистрации строений. Истец и ответчик ФИО4 к нотариусу за принятием наследства не обращались. Наследство фактически принял супруг ФИО1 – ФИО2. После смерти ФИО2 осталось наследственное имущество в виде спорных жилых домов. Истец ФИО3 и ответчик ФИО4 своевременно к нотариусу за оформлением наследства после смерти отца ФИО2 не обращались. Наследство ФИО2 фактически принял истец, ФИО4 от наследства отказалась. Истец вступил во владение жилыми домами, следит за их состоянием, обрабатывает земельные участки, а также сохранил предметы мебели, посуду и иные личные вещи наследодателя. Истец считает, что поскольку фактически принял наследство после смерти отца ФИО2, имеются основания для признания за ним права собственности на спорное имущество.
В судебное заседание истец Гаврилов А.В. и его представитель Двинская А.Г. не явились, направили в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.
Ответчик Безыментова Л.В. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без её участия, также указала, что возражений против удовлетворения исковых требований ФИО3 не имеет, после смерти матери и отца к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, фактически наследство не принимала, поскольку решила от него отказаться в пользу брата ФИО3.
Представитель ответчика администрации Таборинского муниципального района в судебное заседание не явился, ответчик просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, указав, что в реестре муниципальной собственности спорные объекты недвижимости отсутствуют, со стороны администрации Таборинского муниципального района спора о праве собственности на объекты недвижимости не имеется.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено, что наследодатель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Наследодатель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно реестру наследственных дел после смерти ФИО1 и ФИО2 наследственных дел не заводилось.
О заключении брака между ФИО1 и ФИО2 произведена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о расторжении брака отсутствуют.
Истец ФИО3 и ответчик ФИО4 являются согласно ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО1 и ФИО2, поскольку являются их детьми, что подтверждено представленными суду свидетельствами о рождении истца и ответчика, а также свидетельством о регистрации брака, в соответствии с которым ФИО7 присвоена фамилия ФИО4.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащее наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из представленных материалов дела следует, что после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, осталось недвижимое имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности наследодателя ФИО1 на указанные выше объекты недвижимости подтверждается Договором купли продажи, зарегистрированным в администрации Оверинского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 приобрела у ФИО8 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым зарегистрировано право собственности за ФИО1 на жилые <адрес> №, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии со справкой отдела СОГУП «Областной Центр недвижимости» Тавдинское БТИ от ДД.ММ.ГГГГ №, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за ФИО1 на основании Договора купли продажи, зарегистрированного в администрации Оверинского сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован за ФИО3, запись в реестровой книге о документе, на основании которого была регистрация, отсутствует.
По сведениям, представленным администрацией Таборинского муниципального района, в реестре муниципальной собственности спорные жилые дома отсутствуют.
После смерти ФИО1 наследство фактически принял её супруг ФИО2. Иных наследников принявших наследство ФИО1 судом не установлено.
Соответственно после смерти ФИО2 жилые <адрес> №, расположенные по адресу: <адрес>, являются его наследственным имуществом.
Согласно п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 названной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента; под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Согласно доводам истца ФИО3, а также письменным пояснениям ответчика ФИО4, истец ФИО3 фактически принял наследство после смерти отца ФИО2, так как следит за техническим состоянием данного имущества, оплачивает расходы по его содержанию.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что истец ФИО3 фактически принял наследственное имущество, оставшееся после смерти ФИО2, смерть которого последовала ДД.ММ.ГГГГ, в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Поскольку истец ФИО3 является наследником по закону после смерти ФИО2, фактически принял наследственное имущество, ответчик ФИО4 на наследственное имущество ФИО2 не претендует, суд считает возможным удовлетворить требования истца и признать за ним право собственности на наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 40,1 кв.м., и жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53,8 кв.м..
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гаврилова ФИО13 удовлетворить.
Признать за Гавриловым ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации серии № №, выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 660-080, право собственности в порядке наследования на следующее имущество:
жилой дом площадью 40,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>;
жилой дом площадью 53,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ в Свердловский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд <адрес>.
Решение изготовлено в совещательной комнате, машинописным способом.
Председательствующий судья подпись Рудаковская Е.Н.
Копия верна
Судья Рудаковская Е.Н.
С П Р А В К А
Решение(определение) Тавдинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Подлинник решения(определения) находится в томе 1 в гражданском(административном) деле № (УИД 66RS0№-64 ) в производстве Тавдинского районного суда <адрес>.
Судья Рудаковская Е.Н.
Секретарь суда ФИО9