Дело №2-737/2021 УИД 21RS0012-01-2021-000977-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 ноября 2021 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии под председательством судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязании установить источники наружного противопожарного водоснабжения,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга обратился в суд с иском к администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики об обязании установить источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющих подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей в любое время года в <адрес> в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики проведена проверка деятельности администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района на предмет исполнения полномочий в области пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм противопожарного законодательства на территории населенных пунктов: <адрес> и <адрес> Большесундырского сельского поселения Моргаушского района отсутствовали источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющие подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Большесундырского сельского поселения Могаушского района внесено представление, которое было удовлетворено частично. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Большесундырского сельского поселения не устранены нарушения в населенных пунктах <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Читнаева О.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия, не возражает против требований прокурора.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав в судебном заседании материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также лиц, которые ввиду своего возраста не в состоянии самостоятельно сделать это.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона №69-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона №69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее также Федерального закона №123-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности включают в себя обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 68 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники противопожарного водоснабжения.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479, установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства ил огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
В соответствии с пунктом 6 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 года №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» противопожарный инструктаж проводится администрацией организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом администрацией организации.
Пунктом 51 Приказа №645 установлено, что специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями организаций.
Согласно пункту 53 Приказа №645 согласование специальных программ организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Пунктом 10.4 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30 марта 2020 №225, установлено, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при заборе воды насосами пожарных автомобилей – 200 м;
при заборе воды мотопомпами – 100-150 м (в зависимости от типа мотопомп).
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.
Согласно пункта 10.10 настоящего свода правил к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики была проведена проверка деятельности администрации Большесундырского сельского поселения Моргаушского района, в ходе которого на территории населенных пунктов: <адрес> и <адрес> отсутствовали источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющие подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года.
В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации Большесундырского сельского поселения внесено представление, которое было удовлетворено частично.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Большесундырского сельского поселения Моргаушского района не устранены нарушения в населенных пунктах д.Шупоси и д.Вомбакасы.
Из ответа представителя ответчика судом установлено, что они не возражают, чтобы иск прокурора был удовлетворен.
На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, суд полагает возможным в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определить срок исполнения в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу. С учетом пояснений участников судебного разбирательства, суд считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Большесундырского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики установить источники наружного противопожарного водоснабжения, имеющие подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года в <адрес> Моргаушского района Чувашской Республики, в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.
Судья А.Н. Турхан