Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7711/2023 ~ М-6353/2023 от 24.05.2023

         № 2-7711/2023

                                                                                                    УИД 50RS0031-01-2023-008722-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 октября 2023 года                                                                                г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи                                                       Саркисовой Е.В.

при секретаре                                                                                    Липатовой В.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Управления Роспотребнадзора по МО, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО, Администрации городского округа Власиха МО об обязании провести мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском об обязании МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области (), Администрацию городского округа Власиха Московской области ) провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. лит. ....., расположенных по адресу АДРЕС, АДРЕС с условным номером до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.

Проверка показала, что Министерством экологии и природопользования Московской области муниципальному предприятию ДД.ММ.ГГГГ выдано решение для сброса сточных вод в водный объект реку Закза.

Сброс сточных вод в указанный водный объект осуществляется посредством Комплекса очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. расположенных по адресу АДРЕС с условным номером которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию городской округ Власиха Московской области, и на праве хозяйственного ведения – муниципальному предприятию, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ .

Очистные сооружения поставлены на государственный учет в качестве объекта. оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, о чем Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ , присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.

Также установлено, что муниципальным предприятием осуществлен расчет нормативов сбросов вредных веществ в водный объект реку Закза, которые в составе декларации о воздействии на окружающую среду направлены в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.

Водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду возложена на природопользователей, а в рассматриваемом случае — на МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области, которое фактически использует водный объект.

Проверкой установлено, что при эксплуатации муниципальным предприятием указанных объектов водоотведения (комплекса очистных сооружений), которые также входят в состав муниципального имущества не соблюдаются установленные нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах.

Так, из содержания результатов протоколов лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО6», от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект.

За указанные действия по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ заместителя межрайонного природоохранного прокурора Московской области начальник отдела водоснабжения и канализации муниципального предприятия ДД.ММ.ГГГГ привлечен межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям к административной ответственности по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление, однако действенных мер к полному устранению допущенных нарушений закона муниципальным предприятием не принято.

По информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области в ДД.ММ.ГГГГ допускались превышения нормативов по БПКполн, аммоний-иону, сульфат-аниону, фосфатам, нефтепродуктам, АСПАВ, железу.

Превышения нормативов допущены также и в ДД.ММ.ГГГГ года, в частности, согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО7», от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект.

В данном случае исковые требования прокурора направлены на защиту права неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации как собственника водного объекта.

Представитель истца Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации ФИО8 в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представители истцов Управления Роспотребнадзора по Мо, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о дате, времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что комплект очистных сооружении был принят из федеральной собственности в муниципальную собственность, уже в неудовлетворительном состоянии, срок производства работ более 3-х лет, что подтверждает заключение коммерческой организации, в случае удовлетворения просила увеличить срок улучшения качества сточных вод до нормативов до 5 лет.

Представитель ответчика Администрации городского округа Власиха МО по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что решение суда невозможно исполнить за один год, в коммерческих предложениях срок установлен от 2,5 до 3 лет, в виду отсутствия финансирования, таких денежных средств нет в бюджете, в случае удовлетворения исковых требований просила увеличить срок до 5 лет.

Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, счел возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Объектом централизованной системы водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении).

Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии со статьей 37 Водного кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

Пункт 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данной статьей установлено, что нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в числе прочего, поверхностные и подземные воды.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ).

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).

Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) и технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью таких источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы).

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять: сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии с частью 1 статьи 34 названного Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пункт 3.4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, устанавливает, что водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны принять меры по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов. Водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.

В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения (абз. 3 подп. 4.1.1 пункта 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00).

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области окружающей среды (часть 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ).

Судом установлено, что МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области является правообладателем комплекса очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. ....., расположенных по адресу АДРЕС с условным номером , что подтверждается свидетельство ОГРП серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Московской области МУП «Благоустройство и развитие» выдано решение для сброса сточных вод в водный объект реку Закза. Установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей: разрешенные вещества – ......

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.

Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее - .....

Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....

ДД.ММ.ГГГГ заместителем межрайонного природоохранного прокурора Московской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении начальника отдела водоснабжения и канализации МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области ФИО4, которым в рамках производства даны объяснения.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, дан срок в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений, причин и условий, способствовавших их совершению; принять меры к исключению фактов сброса сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области направлено информационное письмо о принятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства. Вынесен приказ лс об объявлении дисциплинарного взыскания в виде замечания начальнику отдела водоснабжения и канализации ФИО4

Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО11», № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....

ДД.ММ.ГГГГ межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям вынесено постановление о назначении административного наказания, начальник отдела водоснабжения и канализации МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области ФИО4 признан виновным и привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11 000 рублей.

Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО12», № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....

Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО13», № от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....).

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области направлено информационное письмо о принятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства.

В соответствии с информационным письмом ФИО14» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 2 070 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с информационным письмом ФИО15» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 1 980 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с информационным письмом ФИО16» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 1 800 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени, ответчики не приняли меры по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации подлежат удовлетворению.

На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.

Определяя срок, в течение которого заявленные прокурором требования подлежат исполнению, суд исходит из следующего.

В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются закупки товаров, работ и услуг.

Принимая во внимание, что действия по доведению очистки сточных вод до нормативной требуют материальные и временные затраты, предварительного составления и согласования с главным распорядителем бюджетных средств сметного расчета, разработки и утверждения программы на соответствующий финансовый год, проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями закона, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда в течение трех лет со дня вступления в силу судебного решения, является разумным.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Обязать МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО, Администрацию городского округа Власиха МО провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений площадью ..... кв.м, инв. ....., расположенных по адресу: АДРЕС до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение трех лет с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                                         Е.В. Саркисова

мотивированное решение составлено 10.11.2023

2-7711/2023 ~ М-6353/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурорв в интересах РФ
Москоско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Управление Роспотребнадзора по МО
Ответчики
Администрация г.о. Власиха МО
МУП Благоустройство и развитие г.о. Власиха МО
Другие
Межрегиональное управление Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Саркисова Елена Валериевна
Дело на странице суда
odintsovo--mo.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2023Подготовка дела (собеседование)
20.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2023Судебное заседание
11.08.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
30.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее