№ 2-7711/2023
УИД 50RS0031-01-2023-008722-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 октября 2023 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Саркисовой Е.В.
при секретаре Липатовой В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Управления Роспотребнадзора по МО, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и неопределенного круга лиц к МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО, Администрации городского округа Власиха МО об обязании провести мероприятия,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском об обязании МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области (№), Администрацию городского округа Власиха Московской области №) провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. № лит. ....., расположенных по адресу АДРЕС, АДРЕС с условным номером № до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.
Проверка показала, что Министерством экологии и природопользования Московской области муниципальному предприятию ДД.ММ.ГГГГ выдано решение № для сброса сточных вод в водный объект реку Закза.
Сброс сточных вод в указанный водный объект осуществляется посредством Комплекса очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. № расположенных по адресу АДРЕС с условным номером № которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию городской округ Власиха Московской области, и на праве хозяйственного ведения – муниципальному предприятию, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Очистные сооружения поставлены на государственный учет в качестве объекта. оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, о чем Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ №, присвоена II категория негативного воздействия на окружающую среду.
Также установлено, что муниципальным предприятием осуществлен расчет нормативов сбросов вредных веществ в водный объект реку Закза, которые в составе декларации о воздействии на окружающую среду направлены в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.
Водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды ответственность за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду возложена на природопользователей, а в рассматриваемом случае — на МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области, которое фактически использует водный объект.
Проверкой установлено, что при эксплуатации муниципальным предприятием указанных объектов водоотведения (комплекса очистных сооружений), которые также входят в состав муниципального имущества не соблюдаются установленные нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в сбрасываемых сточных водах.
Так, из содержания результатов протоколов лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО6», № от ДД.ММ.ГГГГ, № № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект.
За указанные действия по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ заместителя межрайонного природоохранного прокурора Московской области начальник отдела водоснабжения и канализации муниципального предприятия ДД.ММ.ГГГГ привлечен межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям к административной ответственности по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой вынесено представление, однако действенных мер к полному устранению допущенных нарушений закона муниципальным предприятием не принято.
По информации Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области в ДД.ММ.ГГГГ допускались превышения нормативов по БПКполн, аммоний-иону, сульфат-аниону, фосфатам, нефтепродуктам, АСПАВ, железу.
Превышения нормативов допущены также и в ДД.ММ.ГГГГ года, в частности, согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО7», № от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект.
В данном случае исковые требования прокурора направлены на защиту права неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации как собственника водного объекта.
Представитель истца Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации ФИО8 в судебном заседании просил заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители истцов Управления Роспотребнадзора по Мо, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещались о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что комплект очистных сооружении был принят из федеральной собственности в муниципальную собственность, уже в неудовлетворительном состоянии, срок производства работ более 3-х лет, что подтверждает заключение коммерческой организации, в случае удовлетворения просила увеличить срок улучшения качества сточных вод до нормативов до 5 лет.
Представитель ответчика Администрации городского округа Власиха МО по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что решение суда невозможно исполнить за один год, в коммерческих предложениях срок установлен от 2,5 до 3 лет, в виду отсутствия финансирования, таких денежных средств нет в бюджете, в случае удовлетворения исковых требований просила увеличить срок до 5 лет.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о дате, времени и месте судебного заседания.
Суд, счел возможным рассматривать дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Объектом централизованной системы водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения (пункт 14 статьи 2 Закона о водоснабжении).
Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии со статьей 37 Водного кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.
Пункт 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации закрепляет, что собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данной статьей установлено, что нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в числе прочего, поверхностные и подземные воды.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного Кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 21 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых сбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 23 Закона № 7-ФЗ).
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (сбросов) и технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью таких источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы (сбросы).
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять: сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В соответствии с частью 1 статьи 34 названного Закона № 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Пункт 3.4 СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000, устанавливает, что водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны принять меры по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов. Водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.
В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения (абз. 3 подп. 4.1.1 пункта 4.1 СанПиН 2.1.5.980-00).
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области окружающей среды (часть 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ).
Судом установлено, что МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области является правообладателем комплекса очистных сооружений площадью ..... кв.м., инв. № ....., расположенных по адресу АДРЕС с условным номером №, что подтверждается свидетельство ОГРП серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством экологии и природопользования Московской области МУП «Благоустройство и развитие» выдано решение № для сброса сточных вод в водный объект реку Закза. Установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать следующих значений показателей: разрешенные вещества – ......
Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории Московской области.
Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО9 № № от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее - .....
Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО10 № № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....
ДД.ММ.ГГГГ заместителем межрайонного природоохранного прокурора Московской области вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении начальника отдела водоснабжения и канализации МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области ФИО4, которым в рамках производства даны объяснения.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области вынесено представление № об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, дан срок в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений, причин и условий, способствовавших их совершению; принять меры к исключению фактов сброса сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов.
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области направлено информационное письмо о принятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства. Вынесен приказ № лс об объявлении дисциплинарного взыскания в виде замечания начальнику отдела водоснабжения и канализации ФИО4
Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО11», № № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....
ДД.ММ.ГГГГ межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям вынесено постановление о назначении административного наказания, начальник отдела водоснабжения и канализации МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области ФИО4 признан виновным и привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 8.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 11 000 рублей.
Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО12», № № от ДД.ММ.ГГГГ на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....
Согласно протоколу лабораторных анализов сточной воды, подготовленного ФИО13», № № от ДД.ММ.ГГГГ, на выходе из очистных сооружений, эксплуатируемых муниципальным предприятием зафиксированы превышения нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водный объект по следующим показателям: железо общее – .....).
ДД.ММ.ГГГГ МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха Московской области направлено информационное письмо о принятии мер по устранению нарушений природоохранного законодательства.
В соответствии с информационным письмом ФИО14» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 2 070 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с информационным письмом ФИО15» № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 1 980 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с информационным письмом ФИО16» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работ по очистке хозяйственно-бытовых стоков составит 1 800 000 000 руб., срок реализации проекта – ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени, ответчики не приняли меры по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах Российской Федерации подлежат удовлетворению.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Определяя срок, в течение которого заявленные прокурором требования подлежат исполнению, суд исходит из следующего.
В силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определено, что для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд осуществляются закупки товаров, работ и услуг.
Принимая во внимание, что действия по доведению очистки сточных вод до нормативной требуют материальные и временные затраты, предварительного составления и согласования с главным распорядителем бюджетных средств сметного расчета, разработки и утверждения программы на соответствующий финансовый год, проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями закона, суд приходит к выводу, что срок для исполнения решения суда в течение трех лет со дня вступления в силу судебного решения, является разумным.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Обязать МУП «Благоустройство и развитие» городского округа Власиха МО, Администрацию городского округа Власиха МО провести мероприятия по доведению качества сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений площадью ..... кв.м, инв. № ....., расположенных по адресу: АДРЕС до нормативов, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» - в течение трех лет с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В. Саркисова
мотивированное решение составлено 10.11.2023