Дело № 2-423/2024
УИД: 33RS0002-01-2023-005568-36
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Владимир 16 января 2023 года
Октябрьский районный суд г.Владимира в составе
председательствующего судьи Лесун Н.Г.,
при секретаре Цареве М.А.,
с участием помощника прокурора ФИО5,
представителя истца ФИО2,
представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Владимира в интересахФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Владимира в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересахнесовершеннолетней ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 с уточненным иском к Министерству здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом на весь период нуждаемости, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города по заявлениюФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, проведена проверка по вопросу ненадлежащего обеспечения лекарственным препаратом. По результатам проверки установлено, чтоФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГКУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» с диагнозом: шизофрения, детский тип, смешанный аффектичный, галлюцинаторно – бредовый, психопатоподобный синдром. ФИО1 имеет право на льготное лекарственное обеспечение как ребенок - инвалид с ДД.ММ.ГГГГ по федеральной льготе.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии учреждения ГКУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тяжелым психическим расстройством ФИО1 рекомендовано назначение арипипразола до 20 мг в сутки в составе комплексной терапии.
В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГКУЗ ВО « Областная психиатрическая больница ###» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об обеспечении ФИО1 препаратом арипипразол 15 мг 1 раз в день, 30 шт. в месяц, 365 таблеток в год.
Документы для рассмотрения вопроса о льготном лекарственном обеспечении ФИО1 ГКУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» были направлены в Министерство здравоохранения Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, решение о ее обеспечении лекарственным препаратом до настоящего времени не принято.
Таким образом, объем предоставленной ФИО1 медицинской помощи не обеспечил в полном объеме ее потребности и ограничил право последней на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, повлияло на доступность и качество медицинской помощи, что не допустимо.
Наличие у ФИО1 медицинских показаний обусловлено установлением диагноза - шизофрения, детский тип, смешанный аффективный, галлюцинаторно – бредовый, психопатоподобный синдром. Отсутствие лечения ФИО1 с помощью лекарственного препарата «арипипразол» может привести к жизнеугрожающим последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное не противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
Поскольку длительное время лекарственные препараты пациенту не выдавались, ФИО2, опасаясь за жизнь и здоровье своей дочери, была вынуждена приобрести медикаменты за собственные денежные средства.
Так, согласно кассовым чекам:
- от ДД.ММ.ГГГГ приобретен лекарственный препарат Арипризол таб. 15 мг ### на сумму 4280 руб.
- от ДД.ММ.ГГГГ приобретен лекарственный препарат Арипризол таб. 15 мг ### на сумму 44240 руб. 07 коп.;
- от ДД.ММ.ГГГГ приобретен лекарственный препарат Арипризол таб. 15 мг ### на сумму 4284 руб.;
- от ДД.ММ.ГГГГ приобретен лекарственный препарат Арипризол таб. 15 мг ### на сумму 4430 руб.;
- от ДД.ММ.ГГГГ приобретен лекарственный препарат Арипризол таб. 15 мг ### на сумму 4430 руб.;
Всего на покупку лекарственного препарата ФИО2 потрачено 21664 руб. 07 коп.
Ссылаясь в качестве правового обоснования на ст.ст. 4, 11, 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просит взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 денежные средства в счет возмещения расходов на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в размере 21664 руб. 07 коп., обязать Министерство здравоохранения Владимирской области обеспечитьФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, лекарственным препаратом «арипипразол», 15 мг на весь период нуждаемости, обратить решение в данной части к немедленному исполнению; взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице ее законного представителя ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В судебном заседании помощник прокурора г. ВладимираДеревенцева А.С. и ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, исковые требования поддержали в полном объеме, с учетом их уточнения.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, письменных возражений по делу не представил.
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО "Областная психиатрическая больница №1 г. Владимира" по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснила, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на льготное лекарственное обеспечение как ребенок - инвалид с ДД.ММ.ГГГГ по Федеральной льготе (установлен диагноз : Шизофрения, детский тип, смещанный аффективный, галлюцинаторно – бредовый, психопатоподобный синдром). ФИО1 внесена в федеральный и региональный реестр пациентов.
На основании протокола врачебной комиссии ГКУЗ ВО «ОПБ ###» от ДД.ММ.ГГГГ ### ФИО1 в связи с тяжелым психическим расстройством рекомендовано назначение Арипипразола в дозировке 20 мг в сутки на 6 месяцев (360 таблеток).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ ###, документы, для рассмотрения вопроса о льготном лекарственном обеспечении ФИО1 препаратом «Арипипразол» были направлены в лекарственный отдел Министерства здравоохранения Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ.
Решения Министерства здравоохранения Владимирской области об обеспечении ФИО7 лекарственным препаратом «Арипипразол» (МНН) до настоящего времени нет.
Представитель третьего лица ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что в 2023 году в адрес учреждения поступило распоряжение Министерства здравоохранения Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ на закупку лекарственного препарата МНН «Арипипразол», таблетки, 10 мг. ### в количестве 6 упаковок для ФИО1 в соответствии с протоколом врачебной комиссии ### от ДД.ММ.ГГГГ.
15.11.2023лекарственный препарат МНН «Арипипразол», ТН «Арипиразол», таблетки, 10 мг, ### в количестве 6 упаковок отпущен в ООО «Медилон – Фармимэкс» по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ для ФИО1
В 2023 году в адрес учреждения не поступали приказ или распоряжение Министерства на централизованную закупку лекарственного препарата МНН «Арипипразол». По данным ООО «Медилон – Фармимэкс» в 2023 году ФИО1 были выданы следующие лекарственные препараты:
- МНН «Вальпроева кислота», ТН «Миродеп лонг», таблетки с пролонгированным высвобождением п.п.о., 500 мг, ### в количестве 10 упаковок;
- МНН «Хлорпромазин», ТН «Хлорпромазин Органика», таблетки п.п.о., 100 мг, ### в количестве 3 упаковок;
- МНН «Вальпроева кислота», ТН «Депакин Хроносфера2, ГРАН. Пролонг, д/ приема внутрь, 500 мг, ### в количестве 3 упаковок;
- МНН «Галоперидол», таблетки 5 мг, ### в количестве 12 упаковок.
По данным ООО «Медилон – Фармимэкс» у ФИО1 рецепты, находящиеся на отсроченном обслуживании, отсутствуют.
Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
На основании приведенной нормы, с согласия истца, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».
В соответствии с п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включены, в том числе психические расстройства и расстройства поведения (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) F 00 - F 99).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Министерство здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.
В соответствии со статьями 16 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, чтоФИО1 отнесена к категории «ребенок – инвалид», наблюдается в ГКУЗ ВО «Областная психиатрическая больница № 1» с диагнозом: шизофрения, детский тип, смешанный аффектичный, галлюцинаторно – бредовый, психопатоподобный синдром.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГКУЗ ВО «Областная психиатрическая больница ###» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тяжелым психическим расстройством ФИО1 рекомендовано назначение препарата арипипразол до 20 мг в сутки в составе комплексной терапии.
Документы, для рассмотрения вопроса о льготном лекарственном обеспечении ФИО1 препаратом «Арипипразол» направлены в Министерство здравоохранения Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ.
Решения Министерства здравоохранения Владимирской области об обеспечении ФИО1 лекарственным препаратом «Арипипразол» (МНН) принято не было.
ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, препарат «Арипипразол» 15 мг ### в количестве 5 штук приобретен самостоятельно на общую сумму 21664 руб. 07 коп. (л.д.144-157).
Распоряжение Министерства здравоохранения Владимирской области на закупку лекарственного препарата МНН «Арипипразол», таблетки, 10 мг. ### в количестве 6 упаковок для ФИО1 в соответствии с протоколом врачебной комиссии ### от ДД.ММ.ГГГГ принято только ДД.ММ.ГГГГ ###
ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат МНН «Арипипразол», ТН «Арипиразол», таблетки, 10 мг, ### в количестве 6 упаковок отпущен в ООО «Медилон – Фармимэкс» по государственному контракту ### от ДД.ММ.ГГГГ для ФИО1
Также лекарственный препарат МНН «Арипипразол», ТН «Арипиразол», таблетки, 10 мг, ### в количестве 2 упаковок отпущен в ООО «Медилон – Фармимэкс» для ФИО1 - ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом установленных обстоятельств, а также факта того, что ФИО2 была вынуждена самостоятельно приобретать жизненно необходимый для своей дочери лекарственный препарат, суд приходит к выводу, что Министерством здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации обеспечения лекарственным препаратом истца, в т.ч. подчиненными ему учреждениями, принято не было, что нарушает право истца на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.
Доказательств того, указанные препарат отменен, что ФИО1 назначено иное лечение, в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом изложенного и учитывая, что Министерством здравоохранения Владимирской области меры по организации обеспечения лекарственным препаратом истца приняты только в ходе рассмотрения дела, нуждаемость истца в указанных выше препаратах установлена заключением консилиума врачей и не отменена, исковые требования обеспечитьФИО1 лекарственным препаратом «Арипипразол» 15 мг ежедневно на весь период нуждаемости, до его отмены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что в настоящее время ФИО1 лекарственным препаратом «Арипипразол» обеспечена, суд считает излишним требование истца об обращении решения суда в части данного требования к немедленному исполнению.
Требования иска о взыскании с ответчика в пользу ФИО2 денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 21 664 руб. 07 коп., также подлежат удовлетворению, поскольку данные расходы истца в указанном размере подтверждены материалами дела.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В связи с не обеспечением ребенка инвалида лекарственным препаратом, истец претерпевал физические и нравственные страдания, осознавая тяжесть имеющегося у ребенка заболевания, испытывал страх за его жизнь и здоровье. Несвоевременное обеспечение указанным препаратом вызвало у истца глубокие нравственные переживания, ощущение беспомощности.
Бездействием ответчика нарушены гарантированные Конституцией РФ и федеральным законодательством права истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.
С учетом обстоятельств дела, степени нравственных страданий, их продолжительности, принципа разумности, суд определяет размер компенсации морального вреда в сумме 10000 рублей, поскольку отсутствие своевременного обеспечения указанным выше медицинскими средствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности ответчиком.
Таким образом, требования истца являются законными и обоснованными, и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора г. Владимира в интересахФИО1 в лице законного представителя ФИО2 - удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Владимирской области обеспечитьФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «арипипразол», 15мг на весь период нуждаемости.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 (паспорт ###) денежные средства в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата в размере 21 664 (двадцать одну тысячу шестьсот шестьдесят четыре) руб. 07 коп.
Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН 3327101468) в пользу ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 (паспорт ###) компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Владимира заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья Н.Г. Лесун
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2024.
Председательствующий судья Н.Г. Лесун