Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7р-189/2023
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 9 октября 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 27 июля 2023 года № 0131/01 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», расположенной по адресу: <адрес> ИНН <№>, ОГРН <№>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Межрайонное ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл) от 27 июля 2023 года № 0131/01 администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - администрация, должник) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2023 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба администрации – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, администрация просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, указывая, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. Все выделяемые на эти цели денежные средств как в 2022 году, так и в 2023 году использованы на приобретение жилья для данной категории лиц. В 2023 году Муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 63 муниципальных контракта на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего в 2023 году планируется приобрести 63 квартиры для указанной категории граждан. Жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам согласно списку, в котором ФИО1 занимает 92 место.
ФИО1 на рассмотрение жалобы не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещалась надлежащим образом, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В судебном заседании защитник администрации Мосунов Д.О. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям и пояснил, что на настоящий момент заключено 72 муниципальных контракта на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в 2023 году будут предоставлены 72 квартиры гражданам указанной категории, из них по решениям судов 63 лицам. Также решен вопрос о дополнительном финансировании на эти цели из бюджета.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл, составивший протокол об административном правонарушении, ФИО2, опрошенная по правилам для опроса свидетелей, пояснила, что требования судебного пристава-исполнителя не были исполнены, в связи с чем имелись основания для привлечения к административной ответственности.
Выслушав объяснения указанных лиц, изучив доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, материалы жалобного производства, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно статье 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1).
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (часть 2).
Как следует из материалов дела, 10 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл на основании исполнительного листа от 30 марта 2023 года, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл, в отношении администрации возбуждено исполнительное производство <№>-ИП о возложении обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 3 мая 2023 года с администрации взыскан исполнительский сбор.
29 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий, которым на администрацию возложена обязанность в срок до 13 июля 2023 года исполнить решение суда, вступившее в законную силу 14 марта 2023 года, а именно: предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», а также предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Постановление получено администрацией 29 мая 2023 года.
Из материалов дела следует, что сведения об исполнении требования исполнительного документа в установленный срок в адрес Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Марий Эл не поступили. Отсрочка исполнения судебного акта не предоставлялась. Данных об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора как незаконного не имеется.
21 июля 2023 года должностным лицом административного органа в отношении должника составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт неисполнения указанных требований послужил основанием для привлечения администрации к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого администрации административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 21 июля 2023 года, согласно которому требование судебного пристава-исполнителя не исполнено; копией исполнительного листа от 30 марта 2023 года по гражданскому делу № 2-836/2023, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл; постановлением о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 3 мая 2023 года и другими материалами дела, получившими правильную оценку на предмет допустимости, достаточности и достоверности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностным лицом на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан вывод о виновности администрации в невыполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера.
При рассмотрении жалобы администрации судья городского суда пришел к обоснованному к выводу о том, что по материалам дела не установлено, что администрацией приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы жалобы о принятии администрацией мер по исполнению решения суда и неисполнении решения ввиду недостаточности средств, выделяемых из республиканского бюджета, не свидетельствуют об отсутствии вины должника.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», не являются основаниями, оправдывающими нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств.
Недостаточное финансирование не является основанием, исключающим административную ответственность администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Возложенная на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств, либо иных условий.
Освобождение от уплаты исполнительского сбора не влечет безусловного освобождения от административной ответственности в рамках настоящего дела, поскольку данное обстоятельство не освобождает от необходимости исполнения требований исполнительного документа и требований должностного лица службы судебных приставов, предъявляемых при исполнении требований исполнительного документа.
Неисполнение судебного решения противоречит интересам взыскателя и приводит к нарушению его права на эффективную судебную защиту и судопроизводство в разумные сроки, в связи с чем, принимая во внимание социальную значимость защищаемых в судебном порядке прав лиц, которые относятся к наиболее уязвимому слою населения, непринятие своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя, судья пришел к правильному выводу о законности постановления должностного лица о привлечении администрации к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П). По настоящему делу таких обстоятельств не установлено.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Как следует из таблицы 21 приложения № 13 к Закону Республики Марий Эл от 5 декабря 2022 года № 46-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», принятому Госсобранием Республики Марий Эл 1 декабря 2022 года, бюджету городского округа «Город Йошкар-Ола» выделено в 2023 году 133441973 рубля 38 копеек в виде субвенций на мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 26 сентября 2023 года № 1359-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 20232 года №226-р» на цели финансирование мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2023 год всего выделено 134230,00023 тысяч рублей, из которых из федерального бюджета 16055,80218 тысяч рублей, из республиканского 118174,13805 тысяч рублей.
Выделение дополнительного финансирования на указанные цели также подтверждено письмом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 18 августа 2023 года.
Приобретение жилых помещений осуществляется администрацией в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как следует из находящейся в свободном доступе информации, размещенной на сайте zakupki.gov.ru муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 72 однотипных муниципальных контракта с поставщиками на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, цена по каждому контракту составляет 1801998 рублей, срок исполнения - до 30 декабря 2023 года. Все контракты находятся в стадии исполнения.
Из пояснений защитника администрации следует, что до конца 2023 году будут предоставлены 63 квартиры детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по решениям суда и 9 лицам, не обращавшимся в суд. С учетом дополнительного финансирования возможно будут приобретены еще жилые помещения. В списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонды, в отношении которых вынесены судебные решения, 155 человек, ФИО1 в списке 92. Также имеются лица указанной категории, в отношении которых не имеется судебных решений.
Исходя из представленных на рассмотрение жалобы документов и объяснений защитника администрации, достоверных доказательств приобретения жилого помещения для последующего предоставления ФИО1 в деле не имеется. В связи с чем требования судебного пристава не исполнены, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Фактически пояснения защитника сводятся к тому, что возможно решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения будет исполнено, то есть к предположению, что не может быть положено в основу судебного решения по настоящему делу. С заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта администрация в установленном законом порядке не обращалась.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, вина администрации в совершении административного правонарушения установлена и подтверждена материалами дела.
Доводы защитника направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не влечет отмену правильных по существу постановления должностного лица и судебного решения.
Срок давности привлечения администрации к административной ответственности при вынесении постановления соблюден. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является минимальным для юридических лиц. Оснований для применения положений законодательства о назначении наказания ниже низшего предела, а также освобождения от назначенного наказания, в том числе в связи с малозначительностью, исходя из установленных по делу обстоятельств, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл от 27 июля 2023 года № 0131/01, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» оставить без изменения, жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева