УИД 0 Дело № 5-1043/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном происшествии
10 июня 2023 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Губаева Д.Ф., рассмотрев в помещении Сыктывкарского городского суда по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 22,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Каблиса Г.Н.,
защитника Коснырева В.В.,
при помощнике судьи Горбатенко О.С.,
дело об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Каблиса Григория Николаевича, ...
установил:
** ** ** старшим инспектором отдела по исполнению административного законодательства УМВД России по г. Сыктывкару в отношении Каблиса Г.Н. составлен протокол №... (с изменениями и дополнениями от ** ** **) об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), из которого следует, что ** ** ** в 14 часов 05 минут Каблис Г.Н. совместно с гражданкой ... находящейся от него на расстоянии около 5 метров, в районе ..., публично выражал своё мнение, привлекая внимание окружающих, по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему протеста против осуждения к лишению свободы гражданина Навального и других лиц путём демонстрации плаката с надписью ... При этом, гражданка ... которой на воротнике куртки был прикреплен значок с текстом ... фиксировала на сотовый телефон Каблиса Г.Н.
В судебном заседании Каблис Г.Н. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что его действия не могут расцениваться как проведение публичного мероприятия, поскольку он имел намерение провести одиночный пикет, однако своего законного права на выражение собственного мнение в данной форме он был лишен, поскольку был задержан сотрудниками полиции, общий срок его задержания составил трое суток. Каблис Г.Н пояснил, что договоренностей о проведении публичного мероприятия с кем-либо, в том числе с гражданкой ... он не имел, свои действия ни с кем не согласовывал. Его действия в тот день снимало на телефон много людей, находившихся на Театральной площади. Выразил несогласие с наличием в материалах дела двух протоколов об административном правонарушении, просил об исключении протокола, составленного ** ** ** ... из числа доказательств по делу.
Его защитник высказанные доводы поддержал, указал на отсутствие в материалах дела согласованности действий и единой цели между Каблисом Г.Н и ...
Выслушав Каблиса Г.Н. и его защитника, исследовав материалы дела, обозрев видеозаписи, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на организатора возложена обязанность подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
В пункте 31 постановления от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ** ** ** в 14 часов 05 минут Каблис Г.Н. совместно с гражданкой ... находящейся от него на расстоянии около 5 метров, в районе ..., публично выражал своё мнение, привлекая внимание окружающих, по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему протеста против осуждения к лишению свободы гражданина ... и других лиц путём демонстрации плаката с надписью ... При этом, гражданка ... у которой на воротнике куртки был прикреплен значок с текстом ... фиксировала на сотовый телефон Каблиса Г.Н.
Таким образом, Каблис Г.Н., объединившись единой целью (защита интересов гражданина Навального одновременно и на одной территории) с гражданкой ... проводил публичное мероприятие в форме пикета без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении в нарушение частей 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Вина Каблиса Г.Н. подтверждается следующими доказательствами:
протоколом об административном правонарушении от ** ** ** СР №... (с изменениями и дополнениями от ** ** **) ...
рапортами сотрудников полиции о получении сообщения о том, что на Театральной площади мужчина и женщина демонстрируют плакат ...
рапортами и письменными объяснениями сотрудника Росгвардии ФИО7, сотрудника полиции ФИО8, сотрудника полиции ФИО9, сотрудника полиции ФИО10 о задержании граждан Каблиса Г.Н., ... ** ** ** на ..., которые проводили публичное мероприятие при обстоятельствах, указанных выше ...
письменными объяснениями ФИО11, ФИО12, указавших о том, что ** ** ** они гуляли по ... обратили внимание на женщину со значком на куртке «Свободу Навальному», снимавшую на сотовый телефон мужчину с плакатом в поддержку политзаключенных ...
ответом администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** о том, что не поступало и не согласовывалось уведомлений от граждан о проведении ** ** ** публичных мероприятий ...
видеозаписями публичного мероприятия от ** ** ** ...
актом осмотра телеграмм-месенджера, рапортом сотрудника МВД по Республике Коми ФИО9, из которых следует, что информация о планируемом мероприятии была размещена в телеграмм-канале ... ...
протоколом и ведозаписью изъятия у Каблиса Г.Н плаката с текстом «... от ** ** ** ... фотоснимками значка на одежде ... с текстом ...
Не доверять приведенным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку они согласуются между собой в совокупности, получены с соблюдением закона, логичны, последовательны и достаточны для признания достоверным описанного в протоколе по делу об административном правонарушении события административного правонарушения. Из всей совокупности документов, видеоматериалов, представленных в дело, следует, что Каблис Г.Н. проводил публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Действия Каблиса Г.Н. верно квалифицированы по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ как проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ** ** ** в 14 часов 05 минут возле в районе ... названным лицом проведено публичное мероприятие в форме пикета без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении с использованием средств наглядной агитации (плаката с надписью: ...), с участием другого лица гражданки ... находящейся от него на расстоянии около 5 метров, имеющей на воротнике куртки значок с текстом «... и фиксировавшей на сотовый телефон гражданина Каблиса Г.Н.
В данном случае проведение несколькими лицами одиночных пикетов было объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, что было доказано должностными лицами ОМВД России по г.Сыктывкару, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении.
Приводимые защитником Косныревым В.В в судебном заседании доводы об отсутствии в действиях Каблиса Г.Н состава вмененного административного правонарушения по тем мотивам, что он имеет право на свободное выражение мнения посредством проведения публичных мероприятий, и в результате совершенного деяния общественно - опасные последствия не наступили, не принимаются.
Для целей привлечения к административной ответственности последствия несоблюдения требований к организации и проведению публичного мероприятия в виде реального причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, законодателем не установлено.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2012 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина К.» право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой. Данная позиция изложена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 1428-О и других актах.
В данном случае общественная опасность совершенного Каблисом Г.Н. правонарушения заключается в потенциальной опасности причинения ущерба нравственному и физическому здоровью граждан, что требует должного контроля со стороны органов публичной власти, в обязанности которых входит принятие разумных мер для обеспечения мирного проведения публичных мероприятий.
Согласиться с мнением о нарушении прав Каблиса Г.Н на свободу выражения мнения и свободу собраний не представляется возможным.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своём Определении от 02.04.2009 №484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Участие Каблиса Г.Н в публичном мероприятии, проводимом в нарушение приведенных требований частей 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не свидетельствует о нарушении его прав на свободу выражения мнения и свободу собраний.
Законность действий сотрудников полиции при применении мер обеспечения по делу об административном правонарушении сомнений не вызывает.
Доводы Каблиса Г.Н и его защитника о том, что Каблис Г.Н насильно был доставлен в УМВД по г. Сыктывкару отклоняются.
Мера административного принуждения в виде административного задержания - является обоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в том числе по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ к компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) отнесено право составлять протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Составление протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения не представлялось возможным, в связи с чем ФИО13 был доставлен в УМВД по г. Сыктывкару.
Доводы о том, что должностными лицами полиции были допущены процессуальные нарушения, а именно Каблис Г.Н не был ознакомлен с изменениями, внесенными в протокол об административном правонарушении, судьей не принимаются во внимание.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении СР №... от ** ** ** (с изменениями и дополнениями от ** ** **) отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, в нем содержатся все необходимые для рассмотрения дела сведения. При его составлении присутствовал Каблис Г.Н, с содержанием протокола об административном правонарушении он ознакомлен, что подтверждает исследованная в судебном заседании видеозапись ...
Внесение изменений в протокол по делу об административном правонарушении путем вынесения определения нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Положениями статьи 29.12.1 КоАП РФ установлено, что вынесением отдельного определения исправляются описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания в постановлении, определении по делу об административном правонарушении.
Неточности протокола по делу об административном правонарушении устраняются путем внесения в него исправлений либо путем составления нового протокола по делу об административном правонарушении при соблюдении процессуальных прав лица, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.
Составление должностным лицом органа внутренних дел нового протокола об административном правонарушении (в целях устранения недостатков предыдущего протокола) при соблюдении иных административных процедур не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока.
Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не нарушен.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 24.5 и 29.9 КоАП РФ, влекущих прекращение производства по делу, не имеется.
С учетом личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, характера и степени общественной опасности совершенного им административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, Каблису Г.Н. необходимо назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, поскольку именно данное наказание будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ
Признать Каблиса Григория Николаевича ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: ...
Разъяснить, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня вручения копии постановления.
Судья Д.Ф.Губаева