Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1/2022 (2-1998/2021;) ~ М-783/2021 от 04.02.2021

Дело (2-1998/2021)

УИД: 22RS0-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2022 года ....

Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего    ФИО2

при секретаре         ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора .... в интересах ФИО1 к Комитету жилищно – коммунального хозяйства .... о выплате возмещения за жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор .... обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Комитету ЖКХ .... о выкупе жилого помещения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка по жалобе ФИО1 на нарушение органами местного самоуправления жилищного законодательства при переселении из аварийного жилого дома, а также законодательства при реализации приоритетных национальных проектов.

Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м. по адресу: ....).

Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании жилого дома по .... в .... аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ -р установлены сроки отселения физических лиц из многоквартирного дома по .... в .... - до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии у собственников жилых помещений многоквартирного .... в .... земельного участка и долей в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Установленные органом местного самоуправления сроки сноса дома и переселения граждан в настоящее время истекли, однако до настоящего времени мер по выкупу принадлежащей истцу на праве собственности 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м. по адресу: ...., комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... не принято.

Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» утвержден перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации указанной программы. Жилой дом по адресу: .... включен в программу, срок расселения – ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, жилой .... признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, а включен в Краевую адресную программу по переселению только 01.04,2019, при этом срок переселения запланирован до 2025 года, то есть более 10 лет с момента признания дома аварийным. Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчика по защите жилищных прав жильцов аварийного дома. При этом состояние жилого дома не позволяет проживать в нем до указанного срока, дом подлежит расселению во избежание угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

По информации комитета жилищно-коммунального хозяйства .... оценка рыночной стоимости жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в данном доме не проводилась, собственникам жилых помещений проекты соглашений о выкупе жилых помещений и земельного участка с целью их подписания не направлялись. До настоящего времени мер по выкупу принадлежащих истцу 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по указанному адресу комитетом жилищно-коммунального хозяйства .... не принято.

Выкупная цена определена на основании заявления истца, согласно которому ФИО1 оценивает рыночную стоимость 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м, по адресу: .... в размере 800 000 руб., размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в 800 000 руб., рыночную стоимость услуг агентств недвижимости и риэлторских фирм по подбору жилого помещения в ...., с учетом сопровождения сделки купли-продажи, истец оценивает в размере 32 000 руб. Таким образом, цена иска в 1 632 000 руб. определена путем сложения денежных сумм, подлежащих выплате в пользу ФИО1 (800 000 руб. + 800 000 руб. + 30 000 руб. + 2 000 руб. = 1 632 000 руб.).

Учитывая, что многоквартирный жилой дом .... признан аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем людей невозможно и создает угрозу безопасности для их жизни и здоровья. Бездействие комитета жилищно-коммунального хозяйства .... влечет нарушение жилищных прав истца.

По таким основаниям, ссылаясь на положения жилищного законодательства, прокурором заявлены требования об изъятии путем выкупа принадлежащих ФИО1 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м, по адресу: ...., установлении размера возмещения за изымаемые 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м, по адресу: .... в сумме 1 632 000 руб., с возложением на ответчика обязанности по выплате истцу возмещения в указанном размере, и прекращении права собственности истца на спорное жилое помещение после выплаты возмещения в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования по результатам проведенной судебной экспертизы, с учетом уточнения иска прокурор просит изъять путем выкупа принадлежащие ФИО1 15/194 долей в праве собственности на жилой дом площадью 370,2 кв.м. по адресу: г, Барнаул, ...., установить размер возмещения за изымаемые 15/194 долей в праве собственности на указанный жилой дом в сумме 1 290 652, 30 руб., с возложением на ответчика обязанности по выплате истцу возмещения в указанном размере, и прекращении права собственности истца на спорное жилое помещение после выплаты возмещения в полном объеме.

В судебном заедании процессуальный истец ФИО4 на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика КЖКХ .... в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать, указывая, что спорный дом включен в краевую адресную программу на переселение из аварийного жилья, срок реализации программы на сегодняшний день не истек, в связи с чем права истца не нарушены. Оснований для взыскания стоимости услуг по переезду и подбору жилья не имеется, поскольку данные расходы истцом не понесены.

Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации .... в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требовании, указывая, что спорный жилой дом включен в краевую адресную программу на переселение из аварийного жилья, сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ, тем самым органом местного самоуправления права истца на сегодняшний день не нарушены. До момента переселения истцы имеют возможность реализовать право на получение ежемесячных денежных выплат на возмещение расходов по найму жилого помещения, а также вправе обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного жилого фонда. Доказательств задержки в реализации программы расселения граждан, наличия опасности для жизни и здоровья в связи с угрозой обрушения здания не представлено.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: .... на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности, сведениями ЕГРН.

Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по .... признан аварийным и подлежащим сносу на основании технического заключения ООО «Стройинжиниринг XXI».

Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ -р установлены сроки сноса дома – до ДД.ММ.ГГГГ, срок отселения физических лиц из многоквартирного дома по .... в .... - до ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу направлено требование о сносе многоквартирного дома, призванного аварийным и подлежащим сносу, с установленным сроком по сносу вышеуказанного дома до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное требования жильцами не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией .... принято постановление об изъятии земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома по ...., в том числе принадлежащей истцу доли.

До настоящего времени меры по изъятию имущества не приняты, соглашение об изъятии не заключено.

Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025г», согласно которой установлен срок переселения граждан жилого дома по ....ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Основания и порядок изъятия жилых помещений определены в ст. 32 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно положениям данной нормы изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

Согласно подпункту «и» п. 20 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, из содержания указанных норм Жилищного кодекса РФ в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа (возмещения), либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно п. 9 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

В данном случае собственник жилого помещения выразил свою позицию, согласно которой он согласен на изъятие принадлежащего жилого помещения.

Приведенные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что установленная законом процедура изъятия жилого помещения соблюдена.

Соглашение о предоставлении взамен аварийного другого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто.

С учетом указанных положений жилое помещение, принадлежащее истцу в доме, признанном аварийным, подлежит изъятию.

Доводы ответчика о преждевременности заявленных истцом требований, поскольку данный многоквартирный дом включен в адресную программу на переселение из аварийного жилья сроком расселения 2019-2025, суд находит необоснованными.

По общему правилу собственники помещений в домах, включенных в программу, имеют право требовать предоставления иного жилого помещения либо выплаты возмещения за жилое помещение по истечении установленного программой срока окончания переселения из аварийного жилья.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Согласно п. 3 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда - принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 указанного закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться на:

приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

предоставление субсидий и пр..

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", во исполнение федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" Постановлением .... от ДД.ММ.ГГГГ утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы (далее – программа).

Целью программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Согласно ч.4 программы, реализация мероприятий проводится по следующим направлениям:

приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах - по договорам мены;

строительство многоквартирных жилых домов;

выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, выплачиваемого гражданину, являющемуся собственником такого помещения, определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (п.5.1 программы).

Согласно п. 5.2 программы, в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Частью 7 программы предусмотрены способы переселения граждан из жилых помещений:

предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены;

предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;

выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемое жилое помещение, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и не могут ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости, до истечения установленного программой срока, при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного.

Иное предполагало бы, что сам факт включения аварийного дома в программу является отсрочкой по всем обязательствам перед собственниками, что не отвечает целям реализации адресной программы.

При этом, жилой дом по .... признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, а включен в адресную программу по переселению по прошествии более 4 лет - ДД.ММ.ГГГГ. Срок переселения запланирован до 2025, то есть спустя более 9 лет с момента признания дома аварийным.

Указанные сроки являются чрезмерно длительными, не отвечают требованиям разумности и справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчика по защите жилищных прав истцов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Данное разъяснение подлежит применению к спорным правоотношениям по аналогии.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством в данном случае является установления факта угрозы жизни и здоровью граждан в связи с проживанием в жилом помещении, признанном аварийным.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству стороны истца назначено проведение строительно-технической экспертизы на предмет определения размера выкупной цены и нуждаемости дома в проведении капитального ремонта.

Согласно заключению ФБУ АЛСЭ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ , техническое состояние жилого дома по .... на дату проведения исследования оценивается как ветхое (недопустимое), т.е. категория технического состояния строительной конструкции здания в целом, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). При этом, на дату проведения осмотра наблюдается дальнейшее разрушение конструктивных элементов крыши, трещины в несущих стенах, разрушения кирпичной кладки стен, разрушение межэтажных перекрытий и т.д., что приводит к ухудшению технического состояния жилого дома, проживание в здании возможно лишь при проведении охранных мероприятий.

Надлежащее техническое обслуживание (содержание) зданий должно включать работы по контролю их технического состояния, поддержанию работоспособности и исправности его элементов, систем и здания в целом, что обеспечивается своевременны проведением текущего и капитального ремонта. Капитальный ремонт выполняется с целью восстановления утраченного ресурса до первоначального уровня - устранения физического износа, либо улучшения показателей элементов и систем здания.

Значительная степень физического износа элементов, систем, и всего здания в целом свидетельствует о значительном сроке эксплуатации без проведения мероприятий восстановлению первоначальных технико-эксплуатационных качеств материалов.

Существующее аварийное техническое состояние строительных конструкций, воспринимающих эксплуатационные нагрузки и воздействия, обеспечивающих пространственную устойчивость исследуемого здания, его элементов и систем, причиной которого является накопленный физической износ, указывает на ненадлежащее содержание (техническое обслуживание) жилого .... в .... и, следовательно, состоит в прямой причинно-следственной связи с не проведением своевременного капитального ремонта по устранению физического износа при значительном сроке эксплуатации данного жилого дома.

Вышеприведенное заключение судебной экспертизы сторонами не оспорено, содержит полные ответы на поставленные судом вопросы, выполнено экспертом, имеющим соответствующий стаж работы и образование, необходимые для производства данных видов работ, эксперт предупрежден по ст. 307 УК РФ за заведомо ложное заключение. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, в связи с чем суд принимает данное заключение в качестве доказательства по настоящему делу.

Таким образом, представленными доказательствами установлено наличие реальной угрозы жизни и здоровью проживающих в спорном помещении граждан.

В соответствии с ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Определяя размер возмещения за изымаемое жилое помещения, суд учитывает следующее.

Статья 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.

Исходя из вышеизложенного юридически значимым обстоятельством для разрешения вопроса о необходимости включения сумм компенсации за не произведенный капитальный ремонт в выкупную цену жилого помещения, является установление судом того факта, что снижение уровня надежности здания многоквартирного дома произошло в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома.

Как следует из материалов дела жилой .... в .... построен в 1966 году.

Какие-либо данные о проведении капитального ремонта дома в установленные техническими регламентами сроки ответчиком не представлены, так же как и сведения, подтверждающие, что по наступлению срока проведения капитального ремонта состояние жилого дома было таковым, что фактически не требовалось проведения работ, относящихся к капитальному ремонту, и техническое состояние конструктивных элементов дома соответствовало предъявляемым к ним техническими регламентами требованиям.

Вышеприведенным заключением эксперта ФБУ АЛСЭ Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исследуемый жилой .... года, по состоянию на 2016 год (50 лет эксплуатации) имел физический износ в размере 65% или 65%/50 лет=1,3% в год. На исследуемую дату общий физический износ конструктивных элементов и систем здания 1993-1966=27 лет, (27*1,3%=35,1%), т.е. физический износ конструктивных элементов и систем жилого дома на 1993 год составляет 35%. При этом техническое состояние исследуемого здания характеризуется наличием соответствующих дефектов и повреждений. Основной причиной образования существующих дефектов и повреждений строительных конструкций и систем является утрата материалами своих первоначальных технико-эксплуатационных качества от: коррозии металлов, рассыхания или гниения древесины, потери сцепления вяжущего и заполнителей в искусственных металлах и т.д., причем такая утрата свойств материалов происходит в режиме нормального (обычной) эксплуатации здания, т.е. в условиях естественного воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека (солнечная радиация, температура, влажность, выветривание, истирание и пр.), что есть не что иное, как старение или физический износ.

В связи с невыполнением наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома подлежит включению в размер возмещения за изымаемое жилое помещение.

В результате исследования установлено, что техническое состояние конструктивных элементов по состоянию на 1993 год оценивается как удовлетворительное (35%), т.е. эксплуатация конструктивных элементов в целом пригодны для эксплуатации, но требуют некоторого капитального ремонта, который наиболее целесообразен именно на данной стадии.

Согласно вышеприведенному заключению судебной строительно-технической экспертизы, экспертом установлено, что в фактическом пользовании истца ФИО1 находится ...., общей площадью 51,8 кв.м., расположенная на втором этаже двухэтажного дома. Согласно копии технического паспорта на многоквартирный жилой дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь исследуемого многоквартирного дома составляет 367,5 кв.м. Отсюда следует, что площадь, соответствующая принадлежащим истцу 15/194 долям в указанном доме составляет 28,4 кв.м. (367,5 кв.м./194 х 15). Поскольку наследников на спорное недвижимое имущество двое, то площадь, приходящаяся наследникам, составляет 56,8 кв.м. (28,4 кв.м. х 2), что не соответствует фактически занимаемым площадям.

Так как отклонение составляет 5 кв.м. (56,8 – 51,8 кв.м.), то расчет рыночной стоимости .... произведен экспертом по площади 56,8 кв.м., соответствующей 15/197 долям, указанным в правоустанавливающих документах. Таким образом, экспертом установлена рыночная стоимость жилого помещения – квартиры (её части, приходящейся на долю истца в наследственном имуществе) в виде 15/194 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: ...., с учетом доли общего имущества в данном многоквартирном доме, включая земельный участок под домом, с учетом аварийности, в размере 954 325 руб. 20 коп.

Кроме этого, экспертом определен размер компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в размере 3 477 132 руб. 60 коп., доля ФИО1 на общее имущество собственника помещения в многоквартирном доме – 15/194, и размер компенсации за не произведенный капитальный ремонт, приходящийся на долю истца – 268 850 руб. 46 коп. Стоимость услуг по подбору жилья 36 100 руб., стоимость услуг по переезду 8400 руб.

В ходе рассмотрения дела прокурором заявлено о проведении дополнительной экспертизы для определения стоимости затрат на непроизведенный капитальный ремонт не из расчета принадлежащей истцу доли в праве собственности на жилой дом, а с учетом доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, рассчитанной пропорционально размеру общей площади помещения, находящегося в пользовании истца, определяемого в пропорции к общей площади всех помещений, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенной позиции прокурора судом назначена дополнительная экспертиза.

По результатам проведенного дополнительного исследования, представлено заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому размер компенсации за не проведенный капитальный ремонт по состоянию на март 1993, в ценах на дату проведения исследования, приходящаяся на жилое помещение истца (доли в жилом помещении) в данном доме, рассчитанная с учетом площади всех помещений, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, составляет 286 846 руб. 58 коп.

Вместе с тем, в этом же заключении экспертом приведен актуальный на дату исследования расчет размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, выполненный, исходя из принадлежащих истцу 15/194 долей, что составило 291 827 руб. 10 коп.

В судебном заседании прокурор при определении выкупной стоимости просил учесть размер затрат на непроизведеный капитальный ремонт, определенный, исходя из принадлежащих истцу долей, указывая, что данный расчет является наиболее верным, поскольку по сведениям Росреестра истцу принадлежит не конкретное жилое помещение, а именно доли в праве собственности на жилой дом.

Суд соглашается с данной позицией прокурора, поскольку она основана на нормах закона. А поскольку на момент рассмотрения настоящего дела стоимость затрат на капитальный ремонт увеличилась, суд принимает в данной части заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, выполненный, исходя из принадлежащих истцу 15/194 долей, составляет 291 827 руб. 10 коп.

Вопреки доводам ответчика, суд находит обоснованными требования истца о включении в размер возмещения расходов по оплате риэлтерских услуг, и услуг по переезду.

Статья 15 ГК РФ устанавливает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В пунктах 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку в данном случае законом предусмотрено возмещение собственнику изымаемого имущества убытков, связанных с изменением места жительства, постольку, по смыслу закона, будущие расходы по оплате услуг специалистов, осуществляющих поиск и оформление приобретения другого жилья, являются необходимыми. Суд учитывает, что истец как на момент признания дома аварийным и подлежащим сносу, так и на момент рассмотрения настоящего дела проживает в спорном жилом помещении, следовательно, при исполнении решения суда обязан будет принять меры к переезду в другое жилое помещение.

Возможность взыскания данных расходов согласуется с разъяснениями, содержащими в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, данные расходы будут являться для истца необходимыми для реализации жилищных прав в связи с признанием жилого дома аварийным.

Таким образом, общий размер возмещения за изымаемое жилое помещение составит 1 290 652,30 руб. = 954 325,2 + 291 827,10 + 36 100 + 8 400.

В связи с вышеизложенным, суд удовлетворяет исковые требования о взыскании возмещения за изымаемое жилое помещение в .... в .... в размере 1 290 652,30 руб.

Согласно пп. «л» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Из указанного следует, что при удовлетворении иска о выкупе жилого помещения суд должен разрешить вопрос о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, а также определить размер денежной компенсации, подлежащий выплате муниципальным образованием собственнику жилого помещения.

Поскольку требования истца направлены на изъятие имущества, то с момента выплаты возмещения за жилое помещение в полном объеме право собственности истца на принадлежащие ему доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., подлежит прекращению с признанием права муниципальной собственности муниципального образования городской округ .... на жилое помещение. Аварийное жилое помещение подлежит изъятию у собственника для муниципальных нужд, соответственно при прекращении права собственности истца на данное жилое помещение права на него подлежат переходу к муниципальному образованию в целях реализации прав и обязанностей органов местного самоуправления в указанной части.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Изъять путем выкупа принадлежащие ФИО1 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: .....

Установить размер возмещения за изымаемые доли в сумме 1 290 652 руб. 30 коп.

Возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства .... выплатить ФИО1 возмещение за изымаемые 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: ...., в сумме 1 290 652 руб. 30 коп.

Прекратить право собственности ФИО1 на принадлежащие ему 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: ...., после выплаты возмещения в полном объеме.

Признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ .... на 15/194 долей в праве собственности на жилой дом по адресу: .... после выплаты возмещения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме через Центральный районный суд .....

ФИО8

ФИО8

ФИО8

ФИО8

2-1/2022 (2-1998/2021;) ~ М-783/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Плотников Александр Александрович
Прокурор г.Барнаула
Прокуратура Центрального района г. Барнаула
Ответчики
КЖКХ по г. Барнаула
Другие
Бодрова Наталья Александровна
Администрация г.Барнаула
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края
Судья
Щиголева Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
centralny--alt.sudrf.ru
04.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.03.2021Предварительное судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
13.08.2021Производство по делу возобновлено
13.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Судебное заседание
27.12.2021Производство по делу возобновлено
27.12.2021Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2022Дело оформлено
06.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее