Судья: Бакаева Ю.В. Дело № 33а-8298/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Клюева С.Б., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Подкопаева К.В. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 26 апреля 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Подкопаева К.В. – Шаровской М.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Промышленному району г. Самара – Тулуповой К.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Подкопаеву К.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015г., 2016г. в размере 3 101 руб., пени в размере 13,65 руб., задолженности по транспортному налогу за 2015г. размере 121 956 руб., пени в размере 1417,74 руб. и за 2016г. в размере 134 731 руб., пени в размере 907,97 руб., всего 262 127,36 руб., ссылаясь на то, что указанная задолженность в добровольном порядке не погашена, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению ответчика.
Судом постановлено решение, которым требования ИФНС России по Промышленному району г. Самара удовлетворены, с Подкопаева К.В. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 3 101 руб., пени в размере 13,65 руб., задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 121 956 руб., пени в размере 1417,74 руб., за 2016 год в размере 134 731 руб., пени в размере 907,97 руб., всего взыскано 262 127,36 руб., государственная пошлина в доход местного бюджета г.о. Самара в сумме 5 821,27 руб.
Подкопаев К.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное, указывая, что имеется неотмененный судебный приказ, которым взыскана задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество за 2015 год.
В заседании судебной коллегии представитель Подкопаева К.В. – Шаровская М.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары – Тулупова К.В. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Подкопаев К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 401 НК РФ в перечень объектов налогообложения включен жилой дом.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 ст. 402 НК РФ, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц» введен на территориях внутригородских районов городского округа Самара налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, квартир - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1, п.4 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что в налоговый период 2015, 2016гг. Подкопаев К.В. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, сведения о которых получены административным истцом в порядке межведомственного взаимодействия (л.д.13-17).
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения Подкопаеву К.В. направлено налоговое уведомление № 32279539 от 12.10.2017г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 1 690 руб., за 2016г. в размере 2 227руб. в срок до 01.12.2017г. и об уплате транспортного налога за 2015 г. в размере 121 956 руб., за 2016 г. в размере 134 731 руб., всего 256 687 руб. в срок до 01.12.2017г. (л.д. 5,6)
В установленные законодательством сроки административный ответчик налог на имущество физических лиц и транспортный налог за 2015г., 2016г. не уплатил, в связи с чем, административному ответчику направлено требование № 31565 по состоянию на 18.12.2017г. об уплате налога на имущество за 2015г., 2016г. в размере 3 101,93 руб., пени в размере 13,65 руб., и об уплате транспортного налога за 2015г., 2016г. в размере 256 687 руб., пени в размере 1129,43 руб. (л.д.9)
Указанные требования оставлены без исполнения.
Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.
24.04.2018г. по заявлению административного истца мировым судьей судебного участка №41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2а-772/2018 о взыскании с Подкопаева К.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015г.,2016г. в размере 3101,93 руб., пени в размере 7,83 руб., задолженности по транспортному налогу за 2016г. в размере 88 568 руб., пени в размере 389,70 руб., и задолженности по транспортному налогу за 2015г.,2016г. в размере 168 119 руб., госпошлины в размере 2 901 руб.
Определением мирового судьи судебного участка №41 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 10.09.2018г. вышеуказанный судебный приказ №2а-772/2018 от 20.04.2018г. отменен по заявлению Подкопаева К.В.
После отмены судебного приказа 10.09.2018 года, административный истец ИФНС России по Промышленному району 26.02.2019г. обратился в Промышленный районный суд г. Самары с настоящим административным исковым заявлением в установленный законом шестимесячный срок.
Удовлетворяя требования административного истца о взыскании с Подкопаева К.В. задолженности за налоговые периоды 2015,2016гг. по транспортному налогу, налогу на имущество и пени в заявленном размере, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате обязательных налоговых платежей, порядок и срок их взыскания налоговым органом не нарушен, расчет задолженности административным ответчиком не оспорен и признан правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отклонении доводов ответчика о том, что он не является собственником гидроцикла, поскольку данный довод опровергается материалами дела.
Судебная коллегия находит также правильным вывод суда об обоснованности административных исковых требований в части взыскания с Подкопаева К.В. задолженности за налоговый период 2016 года по транспортному налогу в размере 134 731 руб., пени в размере 907,97 руб. и задолженности за налоговый период 2016 года по налогу на имущество в размере в 2 227 руб., пени в размере 4,67 руб. В данной части арифметический расчет сторонами не оспаривается.
В части взыскания задолженности по указанным видам налогов и пени за налоговый период 2015г. судебная коллегия приходит к выводу, что правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных налоговым органом требований в данной части отсутствовали, поскольку установлено, что 13.06.2017г. и.о. мирового судьи судебного участка № 41 Промышленного судебного района г.Самара Самарской области мировой судья судебного участка № 43 Промышленного судебного района г.Самара Самарской области Мелкумова Э.Г. по заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самара вынесла судебный приказ № 2а-424/2017 о взыскании с Подкопаева К.В. в пользу ИФНС России по Промышленному району г. Самара задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 152 310 руб., пени по транспортному налогу в размере 3 198,51 руб., задолженности по налогу на имущество за 2015 год в размере 855 руб., пени по налогу на имущество за 2015 год в размере 17,95 руб., всего 156 381,46 руб.
Учитывая, что данный судебный приказ вступил в законную силу 06.07.2017 года и в настоящее время не отменен, судебная коллегия полагает, что у административного истца отсутствуют правовые основания для повторного взыскания транспортного налога и налога на имущество за спорный налоговый период 2015 года.
При таких обстоятельствах, решение суда в части удовлетворения требований о взыскании транспортного налога и налога на имущество и пени за 2015 год, нельзя признать правильным, в данной части оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в данной части.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ и абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ Подкопаева К.В. подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 957 руб. 41 коп. в доход местного бюджета г.о. Самара.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 26 апреля 2019 года отменить в части удовлетворения требований о взыскании транспортного налога и налога на имущество и пени за 2015 год, принять по делу в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, в остальной части решение суда оставить без изменения, изложив резолютивную часть решения следующим образом.
«Административное исковое заявление ИФНС России по Промышленному району г. Самары удовлетворить частично.
Взыскать с Подкопаева К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу ИФНС России по Промышленному району г. Самары задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 134 731 руб., пени в размере 907,97 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2 227 руб., пени в размере 4,67 руб., всего взыскать 137 870 руб. 64 коп.
Взыскать с Подкопаева К.В. государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Самара в сумме 3 957 руб. 41 коп.»
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –
Копия верна. Судья -