Дело № 11-23/2022 (№ 2-1290/2022)
УИД 22MS0072-01-2022-001659-44
Номер дела в суде первой инстанции 2-1290/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 ноября 2022 года с.Краснощёково
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Тарасовой А.А.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Краснощековского района Алтайского края Башкатовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» на решение мирового судьи судебного участка Краснощековского района Алтайского края от 17.06.2022 по гражданскому делу иску прокурора Курьинского района Алтайского края в интересах Емельяновой О,Г. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,
установил:
Прокурор Курьинского района Алтайского края в интересах Емельяновой О.Г. обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам», просил взыскать с ответчика в пользу материального истца Емельяновой О.Г. за счет средств краевого бюджета незаконно удержанные денежные средства за период с 01.11.2017 по 30.06.2019 включительно в размере 38400 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Курьинского района Алтайского края поступило обращение Емельяновой О.Г. о нарушении ответчиком законодательства при предоставлении ей мер социальной поддержки как педагогическому работнику.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно пункту 29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103 предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства (пребывания) с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором наступили соответствующие обстоятельства.
До 06.05.2014 Емельянова О.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, работала в МОУ «<данные изъяты> школа» учителем русского языка и литературы до 01.02.2003.
01.03.2003 Емельянова О.Г. назначена заместителем директора по воспитательной работе и учителем музыки в МОУ <данные изъяты> СОШ». В указанной должности Емельянова О.Г. работала до 01.01.2012.
С 01.01.2012 Емельянова О.Г. переведена на должность учителя начальных классов в МКОУ «<данные изъяты> СОШ». В указанной должности Емельянова О.Г. работала до 14.07.2017.
В связи с реорганизацией МКОУ «Кузнецовская СОШ» в форме присоединения в МКОУ «<данные изъяты> СОШ», 14.07.2017 Емельянова О.Г. была принята в порядке перевода в МКОУ «<данные изъяты> СОШ» на должность учителя начальных классов. В указанной должности Емельянова О.Г. работает по настоящее время.
06.05.2014 Емельяновой О.Г. сменила место регистрации на <адрес>. По указанному адресу Емельянова О.Г. проживала до 31.08.2017.
В период с 31.08.2017 по 27.10.2017 Емельянова О.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
С 27.10.2017 по настоящее время Емельянова О.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В период смены мест регистрации Емельяновой О.Г. продолжала работать педагогом в образовательной организации.
О смене регистрации Емельянова О.Г. не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию.
09.07.2019 Емельянова О.Г. написала заявление в Управление социальной защиты, согласно которому излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства просила удержать из текущей выплаты ежемесячной денежной компенсации. В результате указанных удержаний, Емельянова О.Г. не получила 38400 рублей.
При этом ответчик не верно истолковал нормы о прекращении предоставления компенсации, поскольку пункт 29 Правил подлежит применению с учетом положений пункт 25 правил, т. е. предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства, тогда, когда изменение места жительства влечет утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, в связи с чем, оснований для удержания суммы в размере 38400 рублей из выплаты денежной компенсации, предоставляемой Емельяновой О.Г. Управления социальной защиты не имелось.
Решением мирового судьи судебного участка Краснощековского района Алтайского края от 17 июня 2022 года исковые требования прокурора Курьинского района, действующего в интересах Емельяновой О.Г. удовлетворены, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» взыскано 38400 руб. в пользу Емельяновой О.Г.
В апелляционной жалобе ответчик - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что при вынесении решения судом не было принято во внимание то обстоятельство, что само по себе наличие у Емельяновой О.Г. льготного статуса в безусловном порядке не дает права на предоставление компенсации. Для получения компенсации должны выполняться требования нормативных актов, предусматривающие условия получения компенсации, и обязанности, возложенные на получателя компенсации – своевременное сообщение об изменении места жительства и обращение с заявлением и необходимыми документами для назначения компенсации по новому месту жительства.
Емельяновой И.Г. нарушен установленный законодательством порядок предоставления компенсации, в результате чего у нее в период с 01 ноября 2017 года по 30 июня 2019 года в отношении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> право на получение компенсации отсутствовало.
В Управление с заявлением и пакетом необходимых документов для назначения компенсации по новому месту жительства - <адрес> Емельянова О.Г. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, компенсация назначена истцу в соответствии с действующим законодательством с 01.07.2019..
Поскольку компенсация сельским педагогам предоставляется в отношении конкретного жилого помещения, изменение места жительства является основанием для прекращения предоставления компенсации, а право сельского педагога на компенсацию по новому месту жительства рассматривается вновь с предоставлением полного пакета документов. С 01 ноября 2017 года Емельянова О.Г. утратила право на компенсацию, в период с 01 ноября 2017 по 30 июня 2019 года, правовые основания для предоставления компенсации отсутствовали.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что поскольку Емельянова О.Г. 27октября 2017 года была снята с регистрационного учета по месту жительства, где ей предоставлялась компенсация (<адрес>), в управление о данном факте Емельянова О.Г. своевременно не сообщила, в результате чего в период с 01 ноября 2017 по 30 июня 2019 года у нее в отношении данного жилого помещения отсутствовало право на получение компенсации. В управление с новым пакетом документов для назначения по компенсации по новому месту жительства (<адрес>) истец обратилась 08 июля 2019 года, компенсация назначена в соответствии содействующим законодательством с 01 июля 2019 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель процессуального истца- помощник прокурора Краснощековского района Алтайского края Башкатова Е.В. возражала против удовлетворения апелляционных жалоб.
Представитель ответчика - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит положениям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, руководствовался частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании"), Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС), пунктами 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее также - Правила от 30 марта 2017 г.) и исходил из того, что оснований для удержания 38400 руб. с ответчика не имелось, поскольку изменение места жительства ответчика в пределах одного муниципального района не повлекло утраты права на получение компенсации.
Суд считает, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, до 06.05.2014 Емельянова О.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, работала в МКОУ «<данные изъяты> СОШ» в должности учителя начальных классов, получала денежную компенсацию. После указанной даты сменила место регистрации на адрес: <адрес>, продолжая работать в должности учителя начальных классов в МКОУ «<данные изъяты> СОШ». В связи с реорганизацией МКОУ «<данные изъяты> СОШ»в форме присоединения к МКОУ «<данные изъяты> СОШ» 14.07.2017 Емельянова О.Г. была принята в порядке перевода в МКОУ «<данные изъяты> СОШ» на должность учителя начальных классов, в которой работает по настоящее время.
В период с 31.08.2017 по 27.10.2017 Емельянова О.Г. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>.
В период смены мест регистрации Емельянова О.Г., продолжала работать педагогом в образовательной организации.
О смене регистрации Емельянова О.Г. не сообщала в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию. 09.07.2019 Емельянова О.Г. написала заявление в Управление социальной защиты, согласно которому излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства просила удержать из текущей выплаты ежемесячной денежной компенсации. В результате указанных удержаний, Емельянова О.Г. не получила 38400 рублей.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС).
Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору. Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (части 6 и 7 статьи 2 Закона Алтайского края N 88-ЗС).
Во исполнение положений Закона Алтайского края N 88-ЗС Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения: по месту жительства работника; по месту пребывания работника на период пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства (пункт 3 Правил).
Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4 Правил).
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Предоставление компенсации прекращается в случае смерти педагогического работника, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть педагогического работника либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим; в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Как установлено в судебном заседании, Емельянова О.Г. изменила регистрацию по месту жительства в пределах одного района, при этом продолжала выполнять трудовую функцию в должности педагога в МКОУ «<данные изъяты> СОШ», а затем в МКОУ «<данные изъяты> СОШ».
Как следует из материалов дела, иных оснований для удержания выплаченной суммы в счет компенсации в отношении Емельяновой О.Г., за исключением изменения места регистрации, не имелось, поскольку задолженности за коммунальные услуги она не имела, иных мер поддержки не получала, перерыва в работе не имела, является единственным получателем выплаты, как по предыдущему адресу регистрации, так и по новому месту жительства, по иным основания, предусмотренным законом, получателем социальных выплат не являлась.
На основании анализа утвержденных Правительством Алтайского края Правил суд приходит к выводу, что позиция ответчика в данном случае, противоречит условиям предоставления данной социальной поддержки.
Так, Правила содержат лишь указание на то, что мера поддержки предоставляется педагогу в отношении одного жилого помещения, не связана с площадью, адресом и иными параметрами жилья, выплачивается в твердой денежной сумме, без ее корректировки в зависимости от адреса регистрации в населенном пункте, что опровергает доводы апелляционных жалоб в части направленности выплат в отношении конкретного жилого помещения. Выплата, как государственная поддержка, предназначена для покрытия дополнительных расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, которые несет педагог, проживающий в сельской местности, при этом не меняется размер выплаты и сроки предоставления при изменении места регистрации работника в пределах Курьинского района Алтайского края, все населенные пункты района относятся к сельской местности.
Толкование Правил в смысле осуществления социального обеспечения педагога, позволяет сделать вывод, что закон предусматривает прекращение права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления при изменении места жительства, когда такое изменение влияет на наличие самого права, принадлежащего педагогу на социальную выплату – переезд в город, проживание двух работников по одному адресу. Иное толкование приведенных в законе положений искажает социальную направленность и цель, связанную с финансовой поддержкой педагогических работников, осуществляющих трудовую функцию в сельской местности.
Изменение места регистрации в районе не влечет изменение условий получения компенсации при условии соблюдения иных требований, предусмотренных законом и устанавливающих право на выплаты. Поскольку в судебном заседании установлено, что Емельянова О.Г. не утратила право на получение компенсации, продолжала работать в должности педагога, проживала в населенном пункте, относящимся к сельской местности, иных лиц, получающих аналогичную выплату и проживающих с работником не имеется, оснований для удержания ежемесячной выплаты с Емельяновой О.Г. не имелось.
В спорный период времени Емельянова О.Г. не утратила право на получение компенсации, постоянно работала учителем в «Краснознаменская СОШ», была зарегистрирован по месту жительства в селе <адрес> <адрес>, а затем по <адрес>, то есть по своему статусу в спорный период являлась педагогом, работающим в сельской местности.
Адреса проживания Емельяновой О.Г. в <адрес> в <адрес> относятся к сельской местности одного муниципального района.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам Алтайского края, а также апелляционной жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка Краснощёковского района Алтайского края от 17 июня 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Курьинского района Алтайского края в интересах Емельяновой О,Г. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства социальной защиты Алтайского края, КГКУ «Управление социальной защиты населения по Краснощековскому и Курьинскому районам» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья Т.Г. Васильева
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 ноября 2022 года.