Дело №
УИД 05RS0№-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 марта 2023 года
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Магомедовой А.К., при секретаре ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об установлении факта принятия наследства,
установил:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1, 1926 года рождения, о чем Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Министерства юстиции Республики Дагестан в <адрес> составлена запись акта о смерти №.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются наследниками первой очереди по закону после смерти нашей матери ФИО1.
Наследственная масса после смерти ФИО1 состоит из земельного участка, общей площадью 300 кв.м. расположенного по адресу: Респ. Дагестан, <адрес> – Чанка, <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги и жилого дома, находящегося на этом участке. Жилой дом принадлежал ФИО1 на праве личной собственности.
Завещание ФИО1 не оформлялось. Его мать не успела оформить документы из-за преклонного возраста, ввиду неграмотности и незнания законов, не доведя дело до конца, она скончалась.
Заявитель по отношению к умершей является сыном, что подтверждается свидетельством о рождении серия II-БД № от ДД.ММ.ГГГГ.
Со дня открытия наследства заявитель, как наследник, совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. В частности, заявитель вступил во владение (или управление) земельным участком, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, обрабатывал земельный участок.
Установление факта принятия наследства в судебном порядке ему необходимо для оформления наследственных прав.
Заявитель просить установить факт принятия наследства.
Лица, участвующие в деле, своевременно извещены о месте и времени судебного заседания, заявлений об отложении судебного разбирательства от них не поступало, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Статья 48 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от 30.12.2008г), гласит, что нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если совершение такого действия противоречит закону, сделка не соответствует требованиям закона, документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства. Принятие наследства, в соответствии с частью первой статьи 1153 ГК РФ, осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Кроме способа принятия наследства путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства закон допускает оформление наследственных прав в случаях фактического принятия наследства.
В силу части 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Фактическое принятие наследства свидетельствуется такими действиями наследника, из которых усматривается, что наследник не отказывается от наследства, а выражает волю приобрести его, однако эти действия должны быть совершены наследником в пределах срока, установленного для принятия наследства. Совместное проживание наследодателя с наследником также предполагает фактическое принятие им наследства, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в наследуемое имущество, поскольку в квартире имеется имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое, как правило, находится в общем пользовании наследодателя совместно с проживающего с ним наследника и принадлежит в том числе наследодателю.
Материалами дела подтверждаются совершение указанных действий наследником по закону ФИО4 в отношении наследуемого имущества – домовладения, оставшегося после смерти ФИО1 в <адрес> РД - в установленные законодательством сроки.
Срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, как и наследником, принявшим наследство по заявлению, законом не ограничен.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом, а согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Настоящие требования предъявляются для признания права собственности на недвижимость к гражданам и организациям после вступления в действие Гражданского кодекса РФ и принятия ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним». Советское законодательство не связывало момент возникновения права собственности на недвижимость с регистрацией таких сделок. Так, Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом», разъяснил, что право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации в исполкоме местного Совета.
Таким образом, до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» регистрация права собственности в буквальном значении этого термина отсутствовала.
В судебном заседании было установлено, что наследуемый дом построен до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» и числился за умершей ФИО1, то есть право собственности на указанный жилой дом у наследодателя возник еще в момент регистрации построенного на отведенном земельном участке жилого дома в местном Совете, то есть до вступления в силу вышеуказанного закона, о чем свидетельствуют записи в похозяйственных книгах администрации села за разные годы. Наследодатель умерла в 2019 году. При жизни умершая не произвела государственную регистрацию прав на жилой дом, как установлено ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» после вступления в силу данного закона, что, по мнению суда, не является основанием для исключения жилого дома из наследственного имущества (наследственной массы) умершего, поскольку указанный Федеральный закон не устанавливает сроки для такой регистрации, а собственник не обязан этого делать, это всего лишь право собственника жилого помещения.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Документы, подтверждающие факт принятия наследства после смерти наследодателя, не могут быть получены иным способом. Установление данного факта имеет для заявителя юридическое значение, так как необходимо ему для оформления в правах наследования после смерти наследодателя.
Спор о праве судом не установлен.
Наследники первой очереди ФИО2 и ФИО3 не претендуют на наследство и не против, чтобы ФИО4 вступил права наследования на имущество наследодателя.
Поскольку факт принятия наследства заявителем доказан, суд считает возможным признать заявителя ФИО4 принявшего наследство в виде жилого дома в <адрес> РД, оставшегося после смерти ФИО1.
Исследовав доказательства в их совокупности, суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО4 об установлении факта принятия наследства – удовлетворить.
Установить факт принятия наследства ФИО4, в виде земельного участка, общей площадью 300 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> – Чанка, <адрес> жилого дома, находящегося на этом участке, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К. Магомедова