Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-3102/2013 ~ М-2863/2013 от 29.07.2013

Дело № 2-13-3102-1

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров          23 октября 2013 г.

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Мочаловой Е.Ю.,

при секретаре Малышевой А.С.,

с участием помощника Ковровского городского прокурора Кузнецовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования г. Ковров и неопределенного круга лиц, к Спасовой Г. М., Спасовой А. А.вне, Спасовой Е. В., Спасову Е. В., Седову К. В., Потаповой Л. Н. о возложении обязанности оформить охранное обязательство или охранный договор,

УСТАНОВИЛ:

Ковровский городской прокурор в интересах Российской Федерации, муниципального образования г. Ковров и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Спасовой Г. М., Спасовой А. А.вне, Спасовой Е. В., Спасову Е. В., Седову К. В., Потаповой Л. Н. о возложении обязанности оформить охранное обязательство или охранный договор на дом советника Штейнберга по адресу: <адрес> течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обосновав иск тем, что данный дом является памятником градостроительства и архитектуры, относится к числу вновь выявленных объектов культурного наследия, ответчики в силу закона обязаны заключить охранное обязательство.

Помощник Ковровского городского прокуратура Кузнецова А.А. в судебном заседании исковые требования в отношении вышеуказанных ответчиков поддержала, настаивая на удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Потапова Л.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснив суду, что на момент приобретения права собственности на жилое помещение в <адрес> ей не было известно о том, что данный дом является объектом культурного наследия, в связи с чем не считает, что несет обязанность по оформлению охранных документов.

Ответчики Спасова А.А., Спасова Е.В., Седов К.В., Спасова Г.М., Спасов Е.В., представить третьего лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещались, мнение по иску не представили.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Проведенной Ковровской городской прокуратурой проверкой установлено, что в соответствии с приказом инспекции по охране объектов культурного наследия «Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Владимирской области» от 01 июля 2008 г. № 01-92, дом советника Штейнберга по адресу: <адрес>, является памятником градостроительства и архитектуры.

В судебном заседании установлено, что Потапова (Михайловская) Л.Н. является собственником <данные изъяты> в праве собственности на жилые помещения <адрес>; Спасовой Е.В., Спасовой А.А., Седову К.В., Спасовой Г.М. и Спасову Е.В. принадлежат по <данные изъяты> в праве собственности на данный жилой дом. Указанное объективно подтверждено имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также сведениями ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

В соответствии с п. «д» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регламентируются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ.

Ст. 33 Закона предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 48 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Как следует из п. 4 ст.48 Закона, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектов культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенным в реестр, или выявленным объектом культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурно: наследия регионального значения.

П. 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением СМ СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, закреплено, что порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.

В соответствии с пп. 78, 80 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203, пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника.

Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

Пунктом 3.18 Положения о государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 17 октября 2007 года № 774 установлено, что инспекция оформляет охранные документы путем заключения охранных обязательств, охранных договоров с собственниками и пользователями объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.

Таким образом, в силу закона собственник или пользователь объекта культурного наследия обязан оформить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области охранный договор или охранное обязательство. По смыслу Закона охранное обязательство следует рассматривать как публичное обязательство собственника объекта культурного наследия перед государством, возникающее в силу закона, а не как гражданско-правовой договор, заключаемый по волеизъявлению сторон в офертно-акцептном порядке.

    Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований федерального и регионального законодательства собственниками дома советника Штейнберга по адресу: <адрес> до настоящего времени не оформлено охранное обязательство на региональный объект культурного наследия, что не обеспечивает сохранность указанного памятника культуры и является недопустимым.

Расходы по уплате государственной пошлине, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст.103 ГПК РФ следует возложить на ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ковровского городского прокурора к Спасовой Г. М., Спасовой А. А.вне, Спасовой Е. В., Спасову Е. В., Седову К. В., Потаповой Л. Н. о возложении обязанности оформить охранное обязательство или охранный договор, удовлетворить.

Обязать Спасову Г. М., <дата> рождения, Спасову А. А.вну, <дата> рождения, Спасову Е. В., Спасова Е. В., <дата> рождения, Седова К. В., <дата> рождения, Потапову Л. Н., <дата>. рождения, оформить охранное обязательство или охранный договор на дом советника Штейнберга по адресу: <адрес> течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись     Е.Ю. Мочалова

ВЕРНО.

Судья Е.Ю. Мочалова

Секретарь Р.Ю.Старостенко

Справка: решение суда вступило в законную силу 29 ноября 2013 года.

Подлинное решение суда подшито в материалах гражданского дела № 2-13-3102-1, находящегося в производстве Ковровского городского суда.

Судья Е.Ю. Мочалова

Секретарь Р.Ю.Старостенко

29.07.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.07.2013Передача материалов судье
01.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2013Судебное заседание
23.10.2013Судебное заседание
28.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2013Дело оформлено
30.06.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее