УИД: 29RS0004-01-2024-000157-80
Дело № 2-178/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2024 года г. Шенкурск
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,
при секретаре судебного заседания Мухряковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по иску администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области к Министерству имущественных отношений Архангельской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
установил:
администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области обратилась с указанным иском к ответчику о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога протяженностью 803 метра, расположенная по адресу: <адрес> в кадастровом квартале №.
Требования обосновывает тем, что данное сооружение построено в 1953 году. Документы, подтверждающие строительство объекта отсутствуют, их восстановление невозможно. В связи, с чем отсутствует возможность зарегистрировать право муниципальной собственности в установленном законом порядке. Указанная автомобильная дорога не числится в реестре государственного имущества Архангельской области, однако включена в реестр муниципального недвижимого имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области; разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также проектная документация на объект отсутствуют. Администрация полагала, что право муниципальной собственности возникло в силу закона, так как данная автомобильная дорога не относится к автодорогам федерального и регионального значения, местного значения других муниципальных образований, частным автомобильным дорогам. Администрация просила за условную начальную точку отсчета протяженности автомобильной дороги принять подъезд к деревне Максимовская от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» ИН 11 ОП РЗ 11К-960, за условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги принять границу до реки Паденьга.
Истец администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области, ответчик министерство имущественных отношений Архангельской области, третье лицо МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебных повесток ответчику и третьему лицу (л.д. 48, 49), распиской истца в получении повестки (л.д. 47). Заявлений и ходатайств суду не потупило.
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу статьи 50 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования «Шенкурский муниципальный округ» входит территория деревни Максимовская.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8.1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Из вышеуказанного следует, что в собственности муниципального образования может находиться автомобильная дорога местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 Закона об автомобильных дорогах № 257-ФЗ протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.
Судом установлено, что автомобильная дорога «подъезд к деревне Максимовская», расположенная в Шенкурском муниципальном округе Архангельской области, протяженностью 803 метра от начальной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – подъезд к деревне Максимовская от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» ИН 11 ОП РЗ 11К-960, до конечной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – граница до реки Паденьга, относится к числу дорог общего пользования местного значения, поскольку заявленная дорога не включена в реестры федерального имущества, государственного имущества Архангельской области или муниципального имущества других муниципальных образований.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества Шенкурского муниципального округа Архангельской области указанная автомобильная дорога внесена в реестр муниципального имущества с реестровым номером 83 от 30.05.2023 (л.д. 22).
Кроме того, в силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Отсутствие права собственности на объект препятствует реализации предусмотренного статьей 50 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права муниципального образования самостоятельно пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом.
Таким образом, учитывая, что заявленная дорога протяженностью 803 метра от начальной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – подъезд к деревне Максимовская от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» ИН 11 ОП РЗ 11К-960, до конечной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – граница до реки Паденьга не относится к автодорогам федерального, регионального значения или местного значения других муниципальных образований, частным автодорогам, суд приходит к выводу о том, что право собственности истца на указанный участок автомобильной дороги возникло в силу закона в связи, с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области к Министерству имущественных отношений Архангельской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности Шенкурского муниципального округа Архангельской области на сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяженностью 803 метра по адресу: Архангельская область, Шенкурский муниципальный округ, «подъезд к деревне Максимовская» от начальной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – подъезд к деревне Максимовская от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» ИН 11 ОП РЗ 11К-960, до конечной точки отсчета протяженности автомобильной дороги – граница до реки Паденьга.
Право собственности подлежит государственной регистрации в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца путем подачи жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.В. Якивчук