Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-136/2023 ~ М-75/2023 от 18.04.2023

Дело № 2-136/2023

                

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 июня 2023 года                                 г. Севск

Севский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Хорзеевой Е.Е.,

при помощнике судьи Проскурниной Е.В.,

с участием представителя истца

старшего помощника прокурора Севского

района Брянской области Сычевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Севского района Брянской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Севского муниципального района о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Севского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, просил обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, мотивируя требования тем, что в ходе осуществления на постоянной основе надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства было установлено, что по итогам голосования собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>, выбран способ управления – непосредственное управление. При этом до настоящего времени собственниками помещений указанного многоквартирного дома не заключен договор по организации надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, что свидетельствует о том, что способ управления этим домом собственниками не реализован, о чем в адрес главы администрации района 29.03.2022г. внесено представление об устранении выявленных нарушений. Поскольку нарушения закона до настоящего времени не устранены, просил обязать ответчика провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вышеуказанным многоквартирным домом, с установлением срока исполнения решения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями суда от 12.05.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Газпром газораспределение Брянск», ООО «Газпром межрегионгаз Брянск».

В судебном заседании старший помощник прокурора Севского района Брянской области Сычева А.А. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представители ответчика администрации муниципального образования «Севский муниципальный район», третьих лиц ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», Чемлыжской сельской администрации Севского района Брянской области, будучи уведомленными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.

Представитель третьего лица АО «Газпром газораспределение Брянск», будучи уведомленным надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменный отзыв на иск, в котором полностью поддержал требования прокурора, указав, что Правилами пользования газом № 410 от 14.05.2013г. предусмотрено обязательное заключение договора со специализированной организацией на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, отметив, что в отсутствие такого договора, поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Брянск», в соответствии с п.п. «е» п. 45 Правил поставки газа, вправе в одностороннем порядке приостановить обязательства по поставке газа. Считает, что необеспечение собственниками помещений безопасного содержания и использования внутридомового газового оборудования, а также неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, если собственниками помещений многоквартирного дома не реализован выбранный ими способ непосредственного управления, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

Выслушав старшего помощника прокурора Сычеву А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст.ст. 2, 3, 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения – вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия администрации муниципального образования «Севское городское поселение» осуществляет администрация муниципального образования «Севский муниципальный район».

К вопросам местного значения городского поселения в соответствии со ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003г. относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Осуществление администрацией Севского муниципального района муниципального жилищного контроля и порядок его осуществления на территории Севского муниципального района, перечень должностных лиц администрации, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, регламентированы п.п. 1.1-1.3, 1.4 Решения Севского районного Совета народных депутатов от 22.10.2021г. №196 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории Севского муниципального района Брянской области», опубликованного в открытом доступе.

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Частью 3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.

При этом, в силу ч. 12 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.

В соответствии с п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., в состав общего имущества многоквартирного дома помимо указанных в ст. 36 ЖК РФ, включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения.

В целях безопасности поставки газа населению законодателем поставлено под запрет газоснабжение без заключения договора со специализированной организацией о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования (п. 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410).

В соответствии с п. 16 Правил № 410, во взаимосвязи с п. 8 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013г. № 290, техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования осуществляется привлекаемыми специализированными организациями на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Согласно п. 17 Правил № 410, заказчиком по договору о техническом обслуживании в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, являются собственники таких помещений.

Частью 1 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также установлена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным.Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами определено, что внутридомовое газовое оборудование является частью общего имущества многоквартирного дома, а также установлены обязательные требования к его безопасному содержанию и использованию посредством заключения договоров с соответствующими специализированными организациями.

Организацией, осуществляющей деятельность по ТО ВДГО/ВКГО на территории Брянской области, согласно информации официального портала ГЖИ Брянской области, является АО «Газпром газораспределение Брянск».

Согласно ч. 17 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом, в отношении которого выбранный способ управления не реализован, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно п. 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. № 75, конкурс проводится, если принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе, если большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Севского района Брянской области в марте 2022 года проверки за исполнением органом местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, было установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома по <адрес>, не заключен договор по содержанию систем внутридомового газового оборудования, о чем в адрес главы администрации Севского муниципального района заместителем прокурора Севского района Брянской области было внесено представление от 29.03.2022г. № 26/2022 об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В своем ответе от 27.04.2022г. исх. № 01-20-1561и на представление заместителя прокурора, глава администрации Севского муниципального района сообщил, что по итогам рассмотрения представления приняты меры по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений, в настоящее время специалистами администрации муниципального района разрабатывается аукционная документация для проведения конкурса по отбору управляющей организации с последующим размещением на официальном сайте Российской Федерации для размещения о торгах.

Согласно Протоколу № 1 собственники помещений многоквартирного дома по <адрес> выбрали способ управления домом в форме непосредственного управления.

21.02.2023г. АО «Газпром газораспределение Брянск» исх. № ВОС-ГП-06/209 обратилось к прокурору Севского района с требованием принять меры прокурорского реагирования в отношении органов местного самоуправления обязать определить управляющую организацию для последующего заключения договора на ТО ВДГО в отношении газифицированного многоквартирного жилого дома по <адрес>.

В соответствии с п.п. 3 и 4 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 г. № 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в который входит техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, включая выполнение: технического обслуживания и ремонта наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления; технического обслуживания (в том числе сезонного) и ремонта бытового газоиспользующего оборудования; аварийного обслуживания потребителей газа и проведения аварийно-восстановительных работ; техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления; техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.

Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» лицо, являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или собственником домовладения и выступающее на стороне заказчика, вправе отказаться от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования и не может быть понуждено к его заключению в следующих случаях:

а) в случае, если от имени собственника помещения в многоквартирном доме договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования уже заключен управляющей организацией (товариществом или кооперативом), действующей в качестве агента от имени и в интересах собственника помещения в многоквартирном доме;

б) в случае, если собственником домовладения договор о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутридомового газового оборудования домовладения и при использовании в качестве топлива сжиженного углеводородного газа уже заключен с другой специализированной организацией, а также если подача газа на внутридомовое газовое оборудование не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549;

в) в случае, если подача газа на внутриквартирное газовое оборудование или внутридомовое газовое оборудование домовладения не осуществляется в связи с отсутствием договора поставки газа с поставщиком газа или расторжением такого договора в порядке, предусмотренном Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549.

Как установлено судом из материалов дела, многоквартирный жилой дом по <адрес>, является газифицированным, однако по состоянию на 09.06.2023г. собственники (пользователи) указанного дома договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, относящегося к имуществу общего пользования, не заключали, что свидетельствует о нарушении требований ст. 164 ЖК РФ.

Соглашаясь с доводами представителя истца о том, что в отсутствие заключенного договора по ТО ВДГО, выбранный собственниками многоквартирного дома по <адрес> способ управления в форме непосредственного управления, не реализован в соответствии с действующим законодательством, что фактически не оспаривалось ответчиком и подтверждается отзывом третьего лица, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления в силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ возникла обязанность в проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации указанного многоквартирного дома в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Доводы представителя истца о бездействии администрации Севского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по проведению открытого конкурса по выбору управляющей организации указанного многоквартирного дома, суд признает обоснованными, поскольку информацией об отсутствии договора по ТО ВДГО в указанном многоквартирном доме ответчик обладал еще до проведения прокуратурой проверки 29.03.2022г., однако по состоянию на 09.06.2023г. данный договор собственниками так и не заключен, решение о проведении конкурса ответчиком до настоящего времени также не принималось, таким образом, отсутствие надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан в указанном многоквартирном доме, а также угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор также исходил из защиты интересов граждан по обеспечению поставки газа потребителям.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что устранение в полном объеме допущенных нарушений требует определенных временных затрат, на основании положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Севского района Брянской области, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>.

Установить ответчику срок исполнения решения суда - 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Е. Хорзеева

Решение в окончательной форме принято 13 июня 2023 года.

2-136/2023 ~ М-75/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Севского района Брянской области
Ответчики
администрация Севского муниципального района
Другие
Чемлыжская сельская администрация
АО "Газпром газораспределение Брянск"
ООО "Газпром межрегионгаз Брянск"
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Хорзеева Е.Е.
Дело на странице суда
sevsky--brj.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
18.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Подготовка дела (собеседование)
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее