Изготовлено: «11» июня 2024 год Дело №2-139/24
УИД 76RS0014-01-2023-002828-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2024 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Докторовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску Булата Алексея Александровича к мэрии г.Ярославля о возмещении материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Булат А.А. обратился в суд с указанным иском, в котором просит взыскать с ответчика материальный ущерб в сумме 418600 рублей, возместить судебные расходы. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 50 минут в <адрес>, в районе <адрес>, стр.2 произошло дорожно-транспортное происшествие: транспортное средство Мерседес, государственный регистрационный знак № находящееся под управлением собственника Булата А.А., произвело наезд на выбоину в дорожном полотне. Дорога находилась в ненадлежащем состоянии, ответчиком нарушены нормы о безопасности дорожного движения, автомобиль поврежден, требуется восстановительный ремонт.
В судебном заседании представитель истца Краснова Е.В. (по доверенности) доводы и требования поддержала.
Представитель ответчика Москвина Ю.С. (по доверенности) по заявленным требованиям возражала.
Остальные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч.1 ст.17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Неисполнение собственником обязанности по надлежащему содержанию имущества влечет за собой имущественную ответственность в случае причинения вреда в результате ненадлежащего содержания имущества.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, относится к вопросам местного значения.
Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по строительству, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6); под владельцами автомобильных дорог понимаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ (п.7).Анализ приведенных выше норм закона позволяет сделать вывод о том, что полномочия собственника автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования город Ярославль осуществляет мэрия г. Ярославля, на которую и возложено бремя их содержания, в силу закона мэрия города Ярославля несет ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб в связи с ненадлежащим содержанием данных дорог.
Согласно представленному органами ГИБДД материалу по факту ДТП ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 50 минут в <адрес>, в районе <адрес>, стр.2 произошло дорожно-транспортное происшествие: транспортное средство Мерседес, государственный регистрационный знак № находящееся под управлением собственника Булата А.А., совершило наезд на яму в дорожном полотне размером 1,3м x 0,5x 0,1м. В результате наезда на яму, транспортному средству истца были причинены механические повреждения. Размер данного повреждения дорожного полотна не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливающим предельные размеры отдельных просадок, выбоин не более по длине 15 см, ширине 60 см, и глубине 5 см.
Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по содержанию дороги мэрия г.Ярославля несет ответственность за ущерб, причиненный истцу.
Обстоятельства утверждения муниципального задания на содержание улично-дорожной сети не свидетельствуют об отсутствии у мэрии г.Ярославля гражданско-правовой ответственности перед истцом. Наличие муниципального задания не может являться основанием для возложения на МБУ «Горзеленхозстрой» г.Ярославля обязанности по возмещению ущерба за причиненный вред, так как данными заданием определены правоотношения между его сторонами. Истец участником данных правоотношений не является. Кроме того, исходя из размеров выбоины, для ее устранения требовалось проведение работ по капитальному ремонту дорожного полотна, что не входило в муниципальное задание МБУ «Горзеленхозстрой» города Ярославля на 2023 год.
Истец в обоснование заявленных требований ссылался на заключение ИП ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости восстановительного ремонта без учета износа в сумме 420000 рублей, утилизационной стоимости запасных частей, подлежащих замене, - 1400 рублей.
Ответчик в судебном заседании оспаривал объем повреждений и объем ремонта, необходимый для восстановления автомобиля.
Определением Кировского районного суда г.Ярославля от 07.11.2023 года по делу назначена судебная автотехническая экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ИП ФИО6, стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа составляет 314800 рублей, утилизационная стоимость запасных частей подлежащих замене, - 3100 рублей.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется. Выводы эксперта подробны и последовательны, имеются ссылки на нормы и правила, повреждения зафиксированы в фототаблице, соответствуют обстоятельствам ДТП, материалу ГИБДД. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, с мэрии г.Ярославля подлежит взысканию ущерб в сумме 311700 рублей 311700 рублей (314800-3100).
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца с учетом принципа пропорциональности удовлетворенным имущественным требованиям (74,46%) подлежат взысканию расходы на государственную пошлину 6317 рублей, расходы по оценке ущерба 5212,2 рублей.
Согласно ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы на юридические услуги. С учетом фактических обстоятельств дела, объема оказанных юридических услуг по делу, заявленная к возмещению сумма 20000 рублей отвечает принципу разумности. С учетом принципа пропорциональности удовлетворенным имущественным требованиям (74,46%) с ответчика подлежит взысканию сумму 14892 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░░ (░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 311700 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6317 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 5212,2 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 14892 ░░░░░░, ░░░░░ 338121,2 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.