Дело № 2-5074/2023
УИД: 91RS0024-01-2023-004873-87
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 декабря 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд в составе председательствующего судьи Синицыной О.В., при помощнике Морозове В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Ялты Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – отдел надзорной деятельности по городу Ялте управления надзорной деятельности Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Крым,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора города Ялты Республики Крым, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности разместить (установить) в жилом секторе <адрес> – не менее двух пожарных водоемов (пожарных резервуаров) общим объемом не менее 50 куб.м. Мотивирует тем, что в период с 29.03.2023 по 11.04.2023 ОНД по г. Ялта УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации города Ялта Республики Крым по соблюдению требований пожарной безопасности на территории населённых пунктов муниципального образования в преддверии пожароопасного сезона (особого противопожарного периода). В ходе указанного контрольного – надзорного мероприятия выявлены нарушения пожарной безопасности. Установлено, что с целью возможности своевременной ликвидации пожаров в маловодном районе необходимым разместить (установить) в жилом секторе пгт. Олива, район ул. Победа, ул. Перевальная — пожарный водоём (пожарный резервуар) объёмом не менее 50 куб.м. Наличие данных нарушений влияет на своевременное тушение (ликвидацию) пожаров в начальной стадии их развития. Вышеуказанное определяет задачу органов местного самоуправления как оказание регулирующего, распорядительного, контрольного воздействия, направленного на создание необходимых условий для обеспечения противопожарной безопасности на территории сельского поселения.
9 ноября 2023 года, исковые требования уточнил. Просит обязать администрацию города Ялта Республики Крым разместить (установить) в жилом секторе <адрес> – не менее двух пожарных водоемов (пожарных резервуаров) общим объемом не менее 54 куб.м.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Жилина К.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала.
Представитель ответчика администрации города Ялта Республики Крым, в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела надлежащим образом, до начала судебного заседания, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отдела надзорной деятельности по городу Ялте управления надзорной деятельности Главного управления министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Крым в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1. ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Установлено, что в ходе проведенной сотрудниками ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> проверки в период с <дата> по <дата> в отношении администрации <адрес> Республики Крым по соблюдению требований пожарной безопасности на территории населённых пунктов муниципального образования в преддверии пожароопасного сезона (особого противопожарного периода), выявлены нарушения пожарной безопасности: жилой массив пгт. Кореиз не обеспечен (не оборудован) достаточным количеством источниками наружного противопожарного водоснабжения (уличные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации), противопожарные резервуары отсутствуют. Также, согласно информации ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от <дата> № ИВ-№<номер> целью возможности своевременной ликвидации пожаров в маловодном районе необходимым разместить (установить) в жилом секторе пгт. Олива, район <адрес> — пожарный водоём (пожарный резервуар) объёмом не менее 54 куб.м. Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением о проведении внеплановой проверки от <дата> №<номер>-В/УВП (л.д. 9-12); актом выездной проверки №<номер> (л.д. 13-17).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч. 9 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов, является публично-правовой обязанностью администрации города Ялта Республики Крым.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
В силу ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» предусмотрены Правила устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 8.10 СП 8.13130 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утверждённых Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 (далее — СП 8.13130) определено, что количество пожарных гидрантов и расстояние между ними определяют расчётом, исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов, с учётом требований пункта 8.9 настоящего свода правил.
Согласно пункту 3 приложения к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ является лицензируемой деятельностью.
Согласно ч. 2 п. 75 Правил при наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В соответствии с п. 8.5 СП 8.13130 - водопроводные сети должны быть, как правило, кольцевыми. Тупиковые линии водопроводов допускается применять для подачи воды на противопожарные нужды независимо от расхода воды на пожаротушение при длине линии не свыше 200 м. Кольцевание наружных водопроводных сетей внутренними водопроводными сетями зданий не допускается.
В населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. чел. и расходом воды на наружное пожаротушение до 10 л/с или при количестве внутренних пожарных кранов в здании до 12 допускаются тупиковые линии длиной более 200 м при условии устройства противопожарных резервуаров или водоемов, водонапорной башни или контррезервуара в конце тупика, содержащих расчетный пожарный объем воды.).
Согласно п. 8.9 СП 8.13130 - расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Таким образом, на ответчика возложена обязанность по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора воды в любое время года.
Согласно информации ОНД по г. Ялта УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым от 14.08.2023 № ИВ-№<номер> с целью возможности своевременной ликвидации пожаров в маловодном районе необходимо разместить (установить) в жилом секторе <адрес> — пожарный водоём (пожарный резервуар) объёмом не менее 54 куб.м. (л.д. 7-8).
Установлено, что ответчиком не принято мер по устранению указанных нарушений, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку при рассмотрении гражданского дела установлено, что с целью возможности своевременной ликвидации пожаров в маловодном районе необходимо разместить (установить) в жилом секторе <адрес> — пожарный водоём (пожарный резервуар) объёмом не менее 54 куб.м., обязанность по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения, а также условий для забора воды в любое время года относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, суд приходит к выводу, что требуемую истцом обязанность следует возложить на ответчика администрацию города Ялта Республики Крым, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора города Ялта Республики Крым, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать администрацию города Ялта Республики Крым разместить (установить) в жилом секторе <адрес> – не менее двух пожарных водоемов (пожарных резервуаров) общим объемом не менее 54 куб.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2023 года.