УИД 44RS0005-01-2022-000975-76
Дело № 2-636/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2022 года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
судьи Беляева В.М..,
при секретаре Лебедевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буйского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Буй Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку;
у с т а н о в и л:
Буйский межрайонный прокурор обратился в Буйский районный суд Костромской области с иском к администрации городского округа город Буй Костромской областио возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В заявлении указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского округа город Буй Костромской области в области обеспечения пожарной безопасности, а именно выявлен факт несанкционированного складирования древесных отходов – опилок в массовом количестве.
Наличие древесных отходов, окруженных, в том числе, древесным сухостоем, сухой травой, учитывая их количество, способствует реализации угрозы возникновения ландшафтного и лесного пожаров и его распространения, что может угрожать жизни и здоровью граждан, проживающих на ул.Матросова г. Буя Костромской области в непосредственной близости от места складирования вышеуказанных отходов.
Буйской межрайонной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о.г Буй внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения пожарной безопасности и ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов, расположенной на участке местности между <адрес> (территория бывшего лесопильного цеха Буйского лесозавода).
в бюджете городского округа <адрес> не предусмотрены денежные средства для организации данных работ, бюджет является высоко дотационным.
Вместе с тем, требования прокурора до настоящего времени не исполнены, меры по ликвидации несанкционированной свалки древесных отходов, расположенной на участке местности между <адрес> (территория бывшего лесопильного цеха Буйского лесозавода) администрацией г.о.<адрес> не приняты, что также подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ (11 ч 39 мин) о возгорании вышеуказанной несанкционированной свалки древесных отходов, которая была локализована только ДД.ММ.ГГГГ в 16 ч 00 мин.
Вышеуказанный факт свидетельствует о наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан, их имуществу, нарушении их права на общественную безопасность, защиту жизни, здоровья и имущества, безопасную среду обитания, а также подвергает опасности лесной фонд России.
Просит суд обязать администрацию городского округа <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку древесных отходов, расположенную на участке местности между <адрес> (территория бывшего лесопильного цеха Буйского лесозавода) - в течение 2х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При рассмотрении дела прокурор изменил исковые требования, в части увеличения срока необходимого для ликвидации свалки до одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Буйского межрайонного прокурора Святелик М.М. исковые требования поддержала по основаниям указанным в заявлении. Каких либо доказательств, обосновывающих срок проведения работ, указанный в исковом заявлении, суду не представил.
Представитель администрации городского округа <адрес> Смирнов А.В. не возражал относительно удовлетворения требований прокурора, однако просил установить срок для проведения работ по ликвидации свалки в течение 2х лет. В обоснование своих требований указал, что свалка древесных отходов образовалась от деятельности лесопильного цеха Буйского лесозавода около 30 лет назад. Свалка расположена на площади более 500 кв.м. В виду горения опилок она имеет пустоты, которые грозят обрушению при въезде на них транспортных средств. Объем работ по ликвидации свалки очень значительный. Администрацией городского округа <адрес> направлялись коммерческие предложения для поиска производителя работ. В настоящее время предложение о проведении работ поступила только от ИП Бобылева С.В.. Согласно предложения, он обязуется в течение 2х лет, ликвидировать свалку. Стоимость работ определена 7400000 рублей.
В настоящее время у администрации нет таких денежных средств, однако указанные расходы могут быть учтены при принятии бюджета на 2023 год и в последующие годы.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио - и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N, 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерацию) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию) при выявлении нарушений действующего законодательства прокурор или его заместитель вносит представление в орган или должностному лицу об устранении нарушений закона.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлениями вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию».
В силу положений ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ N. 7).
Статьей 1 ФЗ №7 установлено, что охрана окружающей среды это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствие с частью 1 статьи 11 ФЗ NQ 7 каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 2 статьи 51 ФЗ N. 7, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
Пунктом 2 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Целями охраны земель, согласно СТ. 12 ЭК РФ, являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствие со ст. 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (В том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного. воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Согласно ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
От имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствие с п. 67 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N. 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Пунктом 69 Постановления Правительства РФ № установлено, что на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах, и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Согласно п.п. 9-10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на земельном участке площадью более 500 кв.м., расположенном на земельном участке вблизи улиц Лесозаводская и Матросова <адрес> расположена свалка древесных отходов, образовавшаяся от деятельности предприятия Буйский лесозавод. (л.д.8-11)
Указанный земельный участок расположен в границах городского округа <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 39 минут на свалке произошло возгорание отходов лесопиления. Ликвидация горения производилась до 16 часов ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16)
Приведенные обстоятельства и нормы закона подтверждают обоснованность требований прокурора о необходимости ликвидации свалки.
Разрешая вопрос об установлении срока ликвидации свалки суд принимает признанные сторонами обстоятельства о том, что бюджет городского округа <адрес> является дотационным, и то, что проведение работ по ликвидации свалки с учетом её объема является затратным по времени и финансированию.
Ответчиком в обоснование срока работ представлено коммерческое предложение ИП Бобылев о ликвидации свалки в течение 2х лет.
Истцом доказательств о наличии возможности ликвидировать свалку в более короткие сроки не представлено.
При указанных обстоятельствах суд считает срок выполнения работ по ликвидации свалки, запрашиваемый ответчиком в течение 2х лет обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Буйского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа <адрес> ИНН/КПП №, ОГРН № в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку древесных отходов, расположенную на участке местности между <адрес> (территория бывшего лесопильного цеха Буйского лесозавода.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.М. Беляев
Полный текст решения изготовлен 29.08.2022г.