РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2021 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при секретаре судебного заседания Добиной Д.Д.,
с участием:
прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителей административного истца ООО Салон цветов «Версилия» - Ежова А.А., Воронина Д.А.,
представителя административного ответчика Думы г.о. Тольятти Самарской области Романовой И.Ю.,
представителя заинтересованных лиц Администрации и Главы г.о. Тольятти Самарской области Клониной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-625/2021 по административному исковому заявлению ООО Салон цветов «Версилия» к Думе городского округа Тольятти Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 № 1247, утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства (приложение № 3).
Нормативный правовой акт официально опубликован в газете «Городские ведомости» № 53(1552), начало его действия со дня официального опубликования - 19.07.2013.
Приложением № 3 «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» к вышеуказанному решению Думы городского округа Тольятти установлены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от видов строительства и периода использования земельного участка.
ООО Салон цветов «Версилия» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с последующим уточнением, просит признать недействующим со дня принятия пункт 3 Приложения № 3 к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 № 972 в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 № 1247 в части установления процентов от кадастровой стоимости земельных участков для строительства объектов торговли в зависимости от периода их использования: в размере 1,4 для третьего года использования, в размере 2,1 для четвертого и последующих годов использования.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды №2125 от 24.12.2009 г., заключенным между ООО Салон цветов «Версилия» и мэрией г.о. Тольятти, сроком на 22 месяца, для строительства магазина с инженерно-техническим обеспечением. Данный договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2.2. вышеуказанного договора размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год составляет 22,35 рублей и рассчитывается по формуле путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент категории арендатора, процент от кадастровой стоимости вида строительства и периода использования земельного участка.
Размер процента от кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с указанным видом строительства: 0,7% - за первые два года использования, 1,4% - за третий год и 2,1% - за четвертый и последующие годы введен в действие решением Думы городского округа Тольятти от 26.06.2013 № 1247 с 19.07.2013 г. До внесения указанных изменений значения процентов от кадастровой стоимости земельных участков, применяемые при расчете арендной платы, определялись в соответствии с п. 3 Приложения № 3 к решению Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 972 в редакции решения от 01.07.2009 №115 г. и составляли 0,00394.
В настоящее время в Арбитражном суде Самарской области рассматривается дело по иску администрации городского округа Тольятти о взыскании с ООО Салон цветов «Версилия» суммы неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка за период с 16.10.2015 г. по 29.07.2020 г., в который действовало Приложение № 3 к решению Думы от 01.10.2008 № 972 в оспариваемой редакции от 26.06.2013 № 1247.
Административный истец полагает, что установление оспариваемой частью нормативного правового акта размера процентов от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от периода его использования с повышением величины процента в каждом из последующих периодов в рамках одного вида использования, противоречит основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», чем нарушаются его права и законные интересы, поскольку при отсутствии экономического обоснования оспариваемые нормы ставят в неравное экономическое положение землепользователей одного вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, что противоречит принципам предсказуемости расчета арендной платы и запрета необоснованных предпочтений, создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов в сфере арендных отношений.
В судебном заседании представители административного истца ООО Салон цветов «Версилия» Ежов А.А. и Воронин Д.А., действующие на основании доверенностей, заявленные требования, с учетом их уточнения, поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика Думы г.о. Тольятти Самарской области Романова И.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что оспариваемое в части решение Думы принято компетентным органом в пределах полномочий с соблюдением процедуры его принятия, не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, решением Думы городского округа Тольятти от 02.04.2019 № 192, которое вступило в силу 27.04.2019, в решение Думы городского округа Тольятти №972 внесены изменения, вследствие чего оспариваемые административным истцом положения утратили силу и не могут затрагивать его права и законные интересы.
Представитель заинтересованных лиц Администрации и Главы г.о. Тольятти Самарской области Клонина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, поддержала позицию административного ответчика.
Представители заинтересованных лиц - Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области, УФАС по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
УФАС по Самарской области представлен в суд письменный отзыв, в котором указано на то, что Приложение №3 «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» решением Думы городского округа Тольятти Самарской области, признано утратившим силу. По мнению Самарского УФАС России нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может. Кроме того, оспаривание недействующего нормативного - правового акта противоречит части 6 статьи 208 КАС РФ. Вместе с тем, Самарское УФАС России полагает, что применение при расчете арендной платы указанных выше процентов может ставить в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке, с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону №135-ФЗ «О защите конкуренции» и принципу запрета необоснованных предпочтений, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 №582. Самарское УФАС России просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
В соответствии с положениями статей 150 и 213 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12.2 статьи 5 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле» к полномочиям Правительства Самарской области в области земельных отношений отнесено, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, если иное не установлено федеральными законами.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов, определен постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 № 308 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории Самарской области и предоставленные в аренду без торгов».
Пунктом 4 Постановления № 308 предусмотрено, что определение размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, для строительства осуществляется в соответствии с методикой, содержащейся в приложении № 2 «Методика определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для строительства» (далее также - Методика) к утвержденному этим постановлением Порядку, за исключением арендной платы за использование земельных участков, предоставляемых по результатам торгов.
Согласно пункту 1 Методики размер арендной платы за использование земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах в соответствии с таблицами 1 и 2 данной Методики и абзацем четвертым данного пункта в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставленных для строительства.
Процент от кадастровой стоимости земельных участков в отношении видов строительства, указанных в таблицах 1 и 2 данной Методики, а также проценты и дополнительные виды строительства, не указанные в таблицах 1 и 2 данной Методики, для случаев предоставления земельных участков в аренду в соответствии с данным пунктом утверждаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением или муниципального района Самарской области, уполномоченного в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что вопросы организации и деятельности городского округа определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав городского округа Тольятти принят постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155 и закрепляет правовые основы местного самоуправления на территории городского округа.
В силу части 1 статьи 23 Устава городского округа Тольятти Дума городского округа является представительным органом местного самоуправления.
По вопросам, отнесенным к компетенции Думы федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом, Дума принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа (часть 3 статьи 25 Устава городского округа Тольятти).
Нормативные и иные правовые акты Думы городского округа Тольятти, согласно пункту 2 части 3 статьи 47 Устава городского округа Тольятти, входят в систему муниципальных правовых актов.
Из материалов дела следует, что решением Думы городского округа Тольятти от 26.06.2013 № 1247, в соответствии с изменениями, внесенными в постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 г. № 308, внесены изменения в решение Думы городского округа Тольятти от 1 октября 2008 года № 972 «О коэффициентах, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории городского округа Тольятти».
В частности, изменено название решения, которое изложено в следующей редакции: «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти».
Пункт 4 решения изложен в следующей редакции: «4. Утвердить процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства (Приложение № 3)».
Приложение № 3 к решению Думы «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» изложено в новой редакции.
Пунктом 3 Приложения № 3 процент от кадастровой стоимости земельных участков, предоставляемых для иных видов строительства, установлен в зависимости от периода использования земельного участка, в частности «для строительства объектов торговли»: за первые два года – 0,7, третий год – 1,4, четвертый и последующий годы – 2,1.
Решение Думы городского округа Тольятти от 26.06.2013 № 1247 опубликовано в газете «Городские ведомости» от 19 июля 2013 года № 53 и вступило в силу со дня его официального опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что не оспаривается в рамках настоящего дела, как и соблюдение порядка его опубликования.
Вместе с тем, решением Думы городского округа Тольятти от 01.03.2017 № 1351 в Приложение № 3 к решению Думы от 01.10.2008 № 972 в редакции решения от 26.06.2013 № 1247 внесены изменения, данное Приложение № 3 изложено в новой редакции, в связи с чем оспариваемый административным истцом п. 3 прекратил свое действие (утратил силу).
Решением Думы городского округа Тольятти от 03.07.2019 №298 Приложение № 3 «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» к решению Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» признано утратившим силу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной выше статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании части 7 статьи 213 Кодекса административного производства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Положениями пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу, в случае если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 19 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта, в том числе в случае, если на день подачи заявления оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.
Из разъяснений, содержащихся также в пункте 25 вышеуказанного постановления, в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Установлено и подтверждается материалами дела, что 24.12.2009 г. между мэрией городского округа Тольятти и ООО Салон цветов «Версилия» заключен договор №2125 аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., для строительства магазина с инженерно-техническим обеспечением, расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 22 месяца.
В соответствии с п.2.2. вышеуказанного договора размер арендной платы за единицу площади земельного участка в год составляет 22,35 рублей и рассчитывается по формуле путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент категории арендатора, процент от кадастровой стоимости вида строительства и периода использования земельного участка. Коэффициент, учитывающий виды возводимых объектов на земельном участке составляет - 0,00394.
Дополнительным соглашением от 28.02.2013 г. срок аренды земельного участка изменен до 01.04.2013 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 г. удовлетворен иск мэрии городского округа Тольятти к ООО Салон цветов «Версилия» об обязании вернуть земельный участок. На ООО Салон цветов «Версилия» возложена обязанность возвратить мэрии городского округа Тольятти земельный участок с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., с местоположением: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский р-он, в 19 квартале восточнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Тополиная,2, по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для его дальнейшего использования. В случае неисполнения ООО Салон цветов «Версилия» решения суда добровольно в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу, мэрии городского округа Тольятти предоставлено право за свой счет осуществить освобождение земельного участка (кадастровый номер №), площадью 645 кв.м., с местоположением: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский р-он, в 19 квартале восточнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Тополиная,2, путем демонтажа имеющихся на указанном земельном участке конструкций с последующим отнесением произведенных расходов на ООО Салон цветов «Версилия».
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 г., оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25.03.2015 г., решение Арбитражного суда Самарской области от 27.08.2014 г. отменено, в удовлетворении иска мэрии городского округа Тольятти отказано.
Таким образом, судом в процессе рассмотрения дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 645 кв.м., с местоположением: Самарская обл., г. Тольятти, Автозаводский р-он, в 19 квартале восточнее жилого дома, имеющего адрес: ул. Тополиная,2, предоставленный для строительства магазина, до настоящего времени находится в пользовании ООО Салон цветов «Версилия».
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ).
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Указанным постановлением Правительство РФ называет основные принципы определения арендной платы, в частности: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление от 16.07.2009 № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено также, что в настоящее время в производстве Арбитражного суда Самарской области находится дело № А55-31885/2020 по иску администрации городского округа Тольятти к ООО Салон цветов «Версилия» о взыскании платы за пользование вышеуказанным земельным участком за период с 16.10.2015 г. по 29.07.2020 г., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, когда действовали, в том числе, значения процента от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных для иных видов строительства, утвержденные решением Думы от 01.10.2008 № 972 в редакции решения Думы от 26.06.2013 № 1247.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2021 г. производство по делу № А55-31885/2020 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу.
Таким образом, несмотря на то, что действие оспариваемой редакции нормативного правового акта к моменту обращения ООО Салон цветов «Версилия» с административным иском в суд прекращено, Общество является субъектом отношений, регулируемых данным актом, которым затрагиваются его права и законные интересы, в связи с чем вправе оспорить положения решения Думы городского округа Тольятти от 01.10.2008 № 972 в редакции решения Думы от 26.06.2013 № 1247.
Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно оспариваемой правовой нормы, с 19.07.2013 г., то есть с момента официального опубликования вышеуказанного решения Думы и вступления его в силу, у арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для указанных ранее видов строительства, возникла обязанность по внесению арендной платы в повышенном размере.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
На основании пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
Согласно пунктам 8, 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются, в частности, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке в соответствии с обязательными для исполнения хозяйствующими субъектами указаниями иного лица, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 18 статьи 47 Устава городского округа Тольятти муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 года № 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
С учетом изложенного, при принятии нормативного правового акта, наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Пунктом 3 Приложения № 3 к оспариваемому решению Думы городского округа Тольятти предусмотрено, что при расчете размера арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для строительства объектов торговли, проценты от кадастровой стоимости земельных участков устанавливаются в зависимости от вида строительства и периода использования земельного участка (с повышением величины процента в каждом из последующих периодов).
При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что до внесения проекта оспариваемого в части решения на рассмотрение Думы, проводились какие-либо расчеты в целях обоснования увеличения размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы за земельные участки в зависимости от длительности нахождения их в пользовании.
Экономическое обоснование применения установленных в пункте 3 Приложения № 3 к решению Думы от 01.10.2008 № 972 в редакции решения от 26.06.2013 № 1247 процентов от кадастровой стоимости земельных участков при определении размера арендной платы в зависимости от периода использования земельных участков, предоставленных для строительства объектов торговли, отсутствует.
Таким образом, на момент принятия решения Думы городского округа Тольятти от 26.06.2013 № 1247, соответствующих расчетов в целях обоснования введения дифференциации (увеличения) размера процента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от периода использования земельного участка, анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности указанных выше земельных участков, не осуществлялось.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что установление процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения в пользовании земельного участка, предоставленного для строительства объектов торговли, повлекшее многократное увеличение арендной платы для арендаторов земельных участков, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень их доходности, не отвечает принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
Кроме того, установление повышенных или пониженных процентов от кадастровой стоимости земельных участков для одного и того же вида использования земельного участка в зависимости от периода использования, ставит в неравное экономическое положение арендаторов земельных участков, что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений и свидетельствует о создании дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов.
Изложенное свидетельствует о противоречии оспариваемого в части нормативного правового акта положениям постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», имеющим большую юридическую силу, а потому, в соответствии со статьей 215 КАС РФ, имеются основания для признания его не действующим.
Учитывая, что решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 № 972 в редакции решения от 26.06.2013 № 1247 продолжает применяться к административному истцу, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителей Думы городского округа Тольятти, администрации и Главы городского округа Тольятти о том, что дифференциация процента от кадастровой стоимости земельных участков с повышением величины процента в зависимости от периода нахождения земельного участка в пользовании необходима для стимулирования застройщиков к скорейшему освоению земельного участка и окончанию строительства, суд полагает несостоятельными, поскольку законодатель предусмотрел повышенную ставку арендной платы только для земельных участков под жилищное строительство, что относится к социально значимым видам деятельности. Каких-либо повышенных платежей в случае превышения сроков строительства на земельных участках, предоставленных под строительство иных, в том числе перечисленных в пункте 3 Приложения № 3 к оспариваемому нормативному правовому акту, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному строительству, федеральное законодательство не содержит.
Само по себе нарушение сроков строительства объектов недвижимости не может рассматриваться как основание для многократного повышения размера арендной платы за земельный участок, предоставленный под такое строительство, без учета принципа экономической обоснованности. В противном случае такое повышение следует рассматривать как санкцию в случае нарушения сроков строительства, меру ответственности за несвоевременное освоение земельного участка, что не предусмотрено земельным законодательством.
Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что при принятии оспариваемого в части решения Дума городского округа Тольятти руководствовалась постановлением Правительства Самарской области от 6 августа 2008 года № 308, которым также утверждены проценты от кадастровой стоимости земельных участков, в зависимости от периода использования земельного участка, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно статьям 1, 7 и 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам, в связи с чем орган местного самоуправления обязан соблюдать принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы, установленные постановлением Правительства РФ № 582 от 16.07.2009 г., что согласуется и с положениями ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Доводы представителей Думы городского округа Тольятти, администрации и Главы городского округа Тольятти о том, что не доказано противоречие оспариваемого решения п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», суд полагает несостоятельными, поскольку установление процента от кадастровой стоимости земельных участков, применяемого при расчете арендной платы, в зависимости от периода использования земельного участка ставит в неравное экономическое положение арендаторов одного вида использования земельного участка. Данное обстоятельство создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность в одном периоде использования земельного участка перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими такую же деятельность, но в другом периоде, что ставит таких субъектов, осуществляющих одинаковый вид деятельности, заведомо в неравные условия и влечет за собой ограничение конкуренции а, следовательно, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности.
Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого в части нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, и в соответствии с его положениями были реализованы права иных субъектов предпринимательской деятельности, организаций, физических лиц, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Городские ведомости».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208 - 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ООО Салон цветов «Версилия» - удовлетворить.
Признать недействующим пункт 3 Приложения № 3 «Процент от кадастровой стоимости земельных участков, применяемый при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти и предоставляемых для иных видов строительства» к решению Думы городского округа Тольятти Самарской области от 01.10.2008 № 972 «О коэффициентах и процентах от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых при определении размера арендной платы за пользование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Тольятти, и предоставленных в аренду без торгов» в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 26.06.2013 №1247 в части, устанавливающей процент от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от периода использования земельного участка, предоставленного для строительства объектов торговли: в размере 1,4 для третьего года использования, в размере 2,1 для четвертого и последующих годов использования, со дня вступления в законную силу решения суда.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Городские ведомости» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: С.Н. Ласковская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 апреля 2021 года.