Дело № 2-5042/2021 23 сентября 2021 года
78RS-0015-01-2021-002757-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Еруновой Е.В.,
при помощнике Корсаковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Невского района Санкт-Петербурга к Макаровой Н. В. об обязании обеспечить доступ в жилое помещение,
У с т а н о в и л:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением к Макаровой Н.В. об обязании обеспечить доступ Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга в комнаты площадью 25.40 кв.м и 9.80 кв.м в <адрес> в Санкт-Петербурге.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Межведомственной комиссией Невского района Санкт-Петербурга (далее по тексту - МВК) по обращению Федоровой Н.А., проживающей в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, представителями отдела межведомственной комиссии 20.01.2021 года осуществлен выход в указанный адрес для обследование комнат на предмет перепланировки и (или) переустройства помещений. Собственником вышеуказанных комнат в вышеуказанной квартире является Макарова Н.В. Для обеспечения доступа в вышеуказанную квартиру собственнику неоднократно направлялись уведомления о необходимости обеспечить доступ в квартиру. Доступ в квартиру не обеспечен. Согласно Положению о Межведомственной комиссии Невского района факты установления перепланировки и переустройства жилого помещения, признание соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, являются полномочиями районной Межведомственной комиссии. Администрация Невского района Санкт-Петербурга в соответствии с Положением об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14декабря 2017 года № 1078, в установленном порядке согласовывает переустройство и (или) перепланировку жилых помещений. При указанных обстоятельствах истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В судебном заседании представитель Администрации Невского района Санкт-Петербурга заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в суд не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, каких-либо возражений по существу предъявленного иска не представил. О причинах своей неявки суд не уведомил и не представил доказательств уважительности подобных причин, не просил рассмотреть дело по существу в его отсутствие. Неявка ответчика признана судом неуважительной, дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК РФ).
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 7, 9 и 9.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями в области жилищных отношений по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений; осуществлению муниципального жилищного контроля; определению порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки.
Обеспечение органом местного самоуправления контроля за муниципальным жилым фондом выражается в первую очередь в обеспечении его сохранности.
Поскольку в результате самовольных перепланировок и переустройства в жилых помещениях могут нарушаться права и законные интересы проживающих в домах граждан, администрация в целях недопущения создания угрозы их жизни и здоровью обязана реагировать на поступившую информацию о таких нарушениях и производить осмотр жилых помещений.
Осуществление препятствий в исполнении администрацией района возложенных на нее функций в виде не представления доступа в жилое помещение нарушает права проживающих в доме граждан.
В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено, что коммунальная <адрес> общей площадью 135,10 кв.м состоящей из пяти комнат: комнаты площадью 25,40 кв.м и 9.80 кв.м на праве общей долевой собственности принадлежит Макаровой Н.В.; комната площадью 27,80 кв.м на праве общей долевой собственности принадлежит Полякову А.Б.; комната площадью 17,20 кв.м на праве общей долевой собственности принадлежит Федоровой Н.А.; комната площадью 13,70 кв.м на праве общей долевой собственности принадлежит Куриленок Г.С.; что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу».
Как установлено судом, собственники Федорова Н.А., Куриленок Г.С., Поляков А.Б. обратилась с жалобой от 16.11.2020 года в СПБ ГКУ ЖА Невского района Санкт-Петербурга, из которой следует, что в Макаровой Н.В. произведена перепланировка, документов, подтверждающих законность перепланировки, собственник жилого помещения – Макарова Н.В. не предоставил. При указанных обстоятельствах, с целью предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения безопасности дома, собственники обратились с просьбой проверить указанное жилое помещение на предмет законности произведенной перепланировки.
10 декабря 2020 года Межведомственной комиссией Невского района Санкт-Петербурга в адрес Макаровой Н.В. направлено письменное уведомление о необходимости обеспечения доступа в квартиру для проведения обследования.
Доступ в квартиру собственником жилого помещения не обеспечен (акт МВК от 20.01.2021).
20 января 2021 года МВК повторно направило Макаровой Н.В. уведомление об обеспечении доступа в квартиру.
Доступ в квартиру для осмотра не обеспечен (акт МВК от 03.03.2021).
Таким образом, как установлено судом, доступ в квартиру ответчиком предоставлен не был, факт препятствия со стороны Макаровой Н.В. установлен.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 года № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ», исходя из того, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Разрешая спор по существу, суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку до настоящего времени доступ представителям Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга в указанную квартиру ответчиком добровольно не представлен. Обследование квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, необходимо с целью проверки заявления Председателя Правления ТСЖ по факту самовольной перепланировки ответчиком жилого помещения.
Препятствуя истцу в осмотре жилого помещения на предмет самовольного переустройства или перепланировки, ответчик нарушает права проживающих в доме граждан.
Согласно п. 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно пункту 3.4.10, пункту 3.4.41 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» администрации районов Санкт-Петербурга уполномочены в установленном порядке согласовывать переустройство и (или) перепланировку жилых помещений.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года № 112 «О создании межведомственных комиссий» была создана межведомственная комиссия, которая рассматривает вопросы переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений.
Пунктами 2.1.6.1, 2.1.6.2 указанного Постановления предусмотрено, что в компетенцию районной межведомственной комиссии входит согласование проектов на перепланировку и переустройство жилых помещений без изменения их назначения, а также на переустройство и перепланировку жилых помещений при переводе их в нежилые, если при этом не затрагиваются несущие конструкции здания.
Согласно пункту 3.1.3 указанного Регламента МВК рассматривает вопрос о согласовании (отказе в согласовании) проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения и принимает решение, которое оформляется протоколом заседания МВК и является основанием для издания администрацией района Санкт-Петербурга решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Таким образом, Администрация Невского района Санкт-Петербурга наделена полномочиями по согласованию перепланировок и переустройству жилых помещений, тем самым обеспечивает контроль за сохранностью жилого фонда, так как производство самовольных перепланировок может отрицательно повлиять на дальнейшую его эксплуатацию.
Частью 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрены права и обязанности собственника жилого помещениям, в том числе обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, обеспечивать сохранность жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Исходя из анализа совокупности положений указанных выше правовых норм, собственники помещений в многоквартирном жилом доме обязаны обеспечивать допуск специалистов Межведомственной комиссии к принадлежащим им помещениям в целях устранения нарушения прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме.
Суд, установив, что ответчик препятствует в доступе представителям Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга в жилое помещение для его осмотра в рамках осуществления предусмотренных законом полномочия, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности предоставления представителям Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга доступа в жилое помещение для осмотра.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан обеспечить доступ Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга в комнаты площадью 25.40 кв.м и 9.80кв.м в <адрес> в Санкт-Петербурге, равный трем месяцам с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок, по мнению суда, является достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Невского района Санкт-Петербурга – удовлетворить.
Обязать Макарову Н. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обеспечить доступ Межведомственной комиссии Невского района Санкт-Петербурга в комнаты площадью 25.40 кв.м и 9.80 кв.м в <адрес>, расположенную в <адрес> в Санкт-Петербурге в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2021 года