№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 25 сентября 2020 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
с участием старшего помощника Тобольского межрайонного прокурора Янсуфиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Тобольского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тобольского муниципального района, Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде,
установил:
И.о. Тобольского межрайонного прокурора Д.И. Коротаев обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с требованиями к ответчикам и просит возложить обязанность организовать снабжение населения с. Башкова, с. Абалак, с. Малая Зоркальцева Тобольского района питьевой водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1075-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (СанПин 2.1.4.2496-09 изменения к СанПин 2.1.4.1074-01) в течение 2 лет с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивирует тем, что Тобольской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения на территории Тобольского муниципального района законодательства в сфере водоснабжения при обеспечении жителей с. Абалак, Малая Зоркальцева, д. Башкова питьевой водой.
Водоснабжение населения данных населенных пунктов осуществляется при помощи централизованных источников водоснабжения, находящихся в собственности Тобольского муниципального района. Эксплуатация сетей водоснабжения осуществляется МУП ЖКХ Тобольского района. Распоряжением администрации Тобольского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ четыре скважины в с. Абалак, скважина в с. Малая Зоркальцева, скважина в с. Башкова переданы МУП ЖКХ Тобольского района на техническое обслуживание и содержание. В ходе проверки проведен отбор проб из водоразборных колонок населенных пунктов: с. Абалак и с. Малая Зоркальцева, с. Башкова. По результатам лабораторных испытаний филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах выявлено нарушение санитарных правил и норм. Согласно, проведенных экспертиз, установлено, что проба питьевой воды по адресу: <адрес>, водоразборная колонка по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 26 декабря 2019 года № 3 «О согласовании допускаемых отклонений от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды» по содержанию железа. Проба питьевой воды по адресу: <адрес>, после станции очистки по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по содержанию аммиака и аммоний-иона (по азоту), железа (Fe, суммарно). Проба питьевой воды по адресу: <адрес>, водоразборная колонка по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области от 26 декабря 2019 года № 3 «О согласовании допускаемых отклонений от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды» по содержанию железа. В сентябре 2019 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах была проведена плановая проверка, в ходе которой установлены аналогичные нарушение требований СанПин 2.1.4.1074-01, в связи с которыми МУП ЖКХ Тобольского района было привлечено к административной ответственности. ДД.ММ.ГГГГ в МУП ЖКХ Тобольского района внесено представление об устранении нарушения закона. До настоящего времени питьевая вода не приведена в нормативное состояние. Согласно информации администрации Тобольского муниципального района в с. Башкова имеется водоочистной павильон без отпуска в сеть (с разливом в тару), что не позволяет обеспечить качество воды на должном уровне. В с. Абалак и с. Малая Зоркальцева в целях улучшения качества питьевой воды на территории населенных пунктов установлены павильоны очистки питьевой с отпуском в сеть. При этом результаты экспертизы говорят о неэффективности использования павильонов воды и необходимости принятия мер к организации работы в указанном направлении. Таким образом, в нарушение требований закона и общей государственной политики в сфере обеспечения населения питьевой водой, МУП ЖКХ Тобольского района и администрацией Тобольского муниципального района питьевое водоснабжение на территории с. Башкова, с. Абалак, с. Малая Зоркальцева Тобольского района надлежащим образом не организовано. Меры по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не приняты. Поставка населению Тобольского района некачественной питьевой воды ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
В судебном заседании прокурор Янсуфина М.В. на заявленных требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просит рассмотреть дело в отсутствии представителя, разрешение данного вопроса оставляет на усмотрение суда, поскольку заключено соглашение с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области на предоставление субсидии администрации Тобольского муниципального района для выполнения работ по капитальному строительству водопровода в д. Башкова и д. Ломаева для обеспечения населения водоснабжением надлежащего качества. Заключен договор с ООО «<данные изъяты> на техническое обслуживание павильонов, в том числе на замену реагентов и оборудования (л.д.№).
Представитель ответчика МУП ЖКХ Тобольского района в судебное заседание не явился, извещен, письменных возражений не представил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (Роспотребнадзора) в судебное заседание не явился, извещен.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие ответчиков, третьего лица.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По поручению первого заместителя прокурора Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ Тобольской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения жителей питьевой водой (л.д.№).
В результате проверки были исследованы пробы воды в с. Абалак, с. Малая Зоркальцева и д. Башкова Тобольского района.
Суду представлены протоколы лабораторных испытаний № 4015, 4017, 4016 от ДД.ММ.ГГГГ согласно которых отборы проб были произведены по адресам: <адрес>, водоразборная колонка; <адрес>, после станции водоочистки; <адрес> в которых количественный химический анализ по некоторым элементам превышает допустимые показатели (л.д.№).
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия (несоответствия) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам: проба питьевой воды централизованного водоснабжения по адресу: <адрес> (водоразборная колонка) по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателю аммиака, постановлению главного государственного санитарного врача по Тюменской от 26 декабря 2019 года № 3 «О согласовании допускаемых отклонений от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды» по показателю железа. Проба воды питьевой централизованного водоснабжения по адресу: <адрес> (водоразборная колонка) по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателю окисляемость перманганатная, постановлению главного государственного санитарного врача по Тюменской от 26 декабря 2019 года № 3 «О согласовании допускаемых отклонений от гигиенических нормативов качества подаваемой питьевой воды» по показателю железо. Проба воды питьевой централизованного водоснабжения по адресу: <адрес> (после станции очистки) по исследованным показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям аммиак, железо, что также подтверждается экспертными заключениями по результатам лабораторных испытаний № 4015, 4016, 4017 от 31 июля 2020 года (л.д.№).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 09 октября 2019 года, МУП ЖКХ Тобольского района привлечено к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ и подвергнуто к наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей в доход государства (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Тобольского межрайонного прокурора было вынесено представление в адрес директора МУП ЖКХ Тобольского района об устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, и недопущению в дальнейшем, в связи с нарушениями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01. (л.д.№).
Администрацией Тобольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ по вопросу выполненных мероприятий по обеспечению населения с. Абалак, с. Малая Зоркальцева и д. Башкова питьевой водой, установлены павильоны очистки питьевой воды отпуском в сеть в с.Абалак, с. Малая Зоркальцева, также ДД.ММ.ГГГГ размещен аукцион на выполнение работ по установке павильонов подготовки питьевой воды с. Верхние Аремзяны и п. Сетово, для подачи в централизованную сеть (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № администрации Тобольского муниципального района Тюменской области утверждены мероприятия по повышению надежности и эффективности инженерных систем и проведению их в технически исправное состояние на 2020 год (л.д.№).
Выписками из Реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что водопровод, протяженностью <данные изъяты> м, по адресу Тюменская область, Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, водопровод, протяженностью <данные изъяты> м по адресу: Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, <адрес>, сооружение 4, водопровод, протяженностью <данные изъяты> м по адресу: Тобольский район, д. Башкова, водопровод, протяженностью <данные изъяты> м по адресу: Тобольский район, д. Башкова, водопровод, протяженностью <данные изъяты> м, по адресу: Тобольский район, с. Абалак, водопровод, протяженностью <данные изъяты> м по адресу: <адрес> находится в собственности Тобольского муниципального района, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.№).
Факт передачи имущества на баланс МУП ЖКХ Тобольского района подтверждается распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В соответствии со ст. ст. 2 и 42 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" одна из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 19 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных пунктов установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "«Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санврача России от 26 сентября 2001 года № 24.
Согласно п.п.3.1, 3.2 и 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.
На основании ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (при этом, несоблюдение этих правил создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний - ст. 1 названного закона).
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (подпункты "а", "в" пункта 31); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, требования вышеприведенных санитарных норм и правил ответчиками не соблюдаются, вода, поставляемая жителям д. Башкова, с. Абалак, с. Малая Зоркальцева Тобольского района и используемая ими не соответствует нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и.о. Тобольского межрайонного прокурора.
В порядке ст. 206 ГПК РФ, суд считает установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий 2 года.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Тобольского муниципального района, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района обязанность организовать снабжение населения с. Башкова, с. Абалак, с. Малая Зоркальцева Тобольского района питьевой водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2020 года.