№ 2 – 2018/2023
УИД 55RS0006-01-2023-001845-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Омск 21 июня 2023 г.
Советский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Синицкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Орловой Тамаре Яковлевне о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт,
с участием представителя истца Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Резонтовой Т.Ю., представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Фетисовой В.М.,
УСТАНОВИЛ:
Бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — БУ «МФЦ») обратилось с иском к Орловой Т.Я. о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт. В обоснование заявленных требований указано, что Орловой Т.Я. в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. № 229-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по льготной категории «Ветеран труда» в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт. Выплата меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки производилась Орловой Т.Я. на её расчетный счет через кредитную организацию. С .... прекращено предоставление Орловой Т.Я. меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки (ДЭС) по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт по льготной категории «Ветеран труда» в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства .... с адреса предоставления ДЭС – адрес, зарегистрирована по новому месту жительства. Ответчик была информирована о необходимости в течение 14 календарных дней с момента изменения обстоятельств (состава семьи, места жительства), влекущих прекращение выплат ДЭС, известить истца. В результате несвоевременного поступления сведений о снятии ответчика с регистрационного учета по адресу предоставления ДЭС, за период с .... по .... Орловой Т.Я. излишне выплачена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 51 209 руб. 33 коп. Истец просит взыскать с ответчика эту сумму переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины 1 736 руб.
Представитель истца БУ «МФЦ» Резонтова Т.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Орлова Т.Я. в судебном заседании участие не принимала, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Фетисова В.М., действующая на основании доверенности, поддержала письменные возражения и доводы представителя истца, просила исковые требования удовлетворить.
Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О ветеранах").
Судом установлено и из материалов дела следует, что Орлова Т.Я. имеет звание «Веетеран труда» (удостоверение серии № № от ....), в связи с чем имеет права и льготы, предоставляемые на основании Федерального закона «О ветеранах».
В силу статьи 22 Федерального закона "О ветеранах меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ...., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В Омской области предоставление мер социальной поддержки ветеранам военной службы осуществляется в соответствии с Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» (далее - Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан) и Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 декабря 2009 г. № 229-п (далее - Порядок предоставления мер социальной поддержки).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан право на получение мер социальной поддержки, установленных настоящей статьей, предоставляется ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки меры социальной поддержки всем категориям льготников предоставляются в денежной форме, в виде денежного эквивалента установленной законодательством скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На основании заявлений о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг от .... Орловой Т.Я. была назначена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг на основании распоряжений филиала КУ ОО «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения по адрес «Центр социальных выплат и материально-технического обеспечения Кировского АО адрес» от .... по льготной категории "Ветеран труда" (ДЭС) по месту проживания: адрес.
На основании распоряжения филиала БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа адрес» от .... Орловой Т.Я. с .... пожизненно назначена мера социальной поддержки в виде льготы по уплате вноса на капитальный ремонт по льготной категории «Ветеран труда» (ДЭС) по тому же адресу проживания (адрес).
Распоряжениями БУ ОО "МФЦ" от .... прекращено с .... предоставление Орловой Т.Я. мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, и с .... взноса на капитальный ремонт в связи со снятием ответчика .... с адреса предоставления ДЭС: адрес регистрацией по новому месту жительства по адресу адрес.
Об обстоятельствах изменения ответчиком места своего жительства истцу стало известно .....
За период с .... по .... ответчику выплачена мера социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт в размере 51 209 руб. 33 коп., из которых 14 772 руб. 51 коп. - по оплате жилого помещения, 33 180 руб. 62 коп. - по оплате коммунальных услуг, 3 254 руб. 25 коп. - по уплате взноса на капитальный ремонт.
...., .... БУ «МФЦ» направляло ответчику уведомление о прекращении выплаты мер социальной поддержки в связи с изменением места жительства, о наличии задолженности. В этих же уведомлениях ответчику было предложено вернуть излишне уплаченные суммы ДЭС. Денежные средства ответчик не вернула, что послужило основанием для обращения БУ «МФЦ» с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В силу п. 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки меры социальной поддержки меры социальной поддержки предоставляются гражданину с даты обращения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, но не ранее даты возникновения права на получение мер социальной поддержки.
В заявлении о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг по вывозу жидких бытовых отходов, предусмотренных федеральным и областным законодательством, являющемуся приложением № к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области", утвержденному Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 31 марта 2014 г. № 53-п, гражданин обязуется в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований предоставления мер социальной поддержки или их размера (в том числе изменение состава семьи, места жительства (пребывания), указанного в заявлении, трудоустройство, в том числе членов семьи) или прекращение предоставления мер социальной поддержки (в том числе утрата права на меры социальной поддержки, изменение места жительства (пребывания), указанного в заявлении), обязуется сообщить о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления.
В п. 17 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 N 229-п и действующего на момент возникновения спорных отношений и вынесении решения судом, названы случаи, при которых предоставление мер социальной поддержки прекращаются. В частности, к ним отнесены случаи изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки.
Вместе с тем, из нормативных положений законодательства Омской области в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином-получателем мер социальной поддержки органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки, что соответствует требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что прекращение истцом выплат мер социальной поддержки: льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, по причине изменения Орловой Т.Я. места жительства с .... нельзя признать правомерным.
Согласно пункту 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки в случае наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 3, 4 пункта 10, подпунктах 1, 2 пункта 17 Порядка, гражданин обязан сообщить о таких обстоятельствах в учреждение в течение 14 календарных дней с момента их наступления.
При неисполнении гражданами обязанности, установленной пунктом 19 Порядка, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке (пункт 20 Порядка предоставления мер социальной поддержки).
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, в том числе по законодательству субъекта Российской Федерации.
БУ «МФЦ», обращаясь с настоящим иском о взыскании с Орловой Т.Я. переплаты мер социальной поддержки, ссылается в обоснование своих требований на то, что Орлова Т.Я. своевременно не уведомила о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты мер социальной поддержки - снятие с регистрационного учета с адреса адрес связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу адрес, вследствие чего возникла переплата мер социальной поддержки в размере, следовательно истцом БУ «МФЦ» фактически заявлено о недобросовестности ответчика.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела истцом БУ «МФЦ» доказательств недобросовестности Орловой Т.Я. суду представлено не было.
С учетом правового статуса Орловой Т.Я. как ветерана труда, который она имеет с .... года, она не утратила право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оплате взносов на капитальный ремонт, данное право сохраняется за ней независимо от смены места жительства, и полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги, оплате взносов на капитальный ремонт излишне выплаченными не являются.
Суд отмечает, что у истца в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - действий по снятию с регистрационного учета, без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты.
Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан и Порядком предоставления мер социальной поддержки не определены порядок действий получателя мер социальной поддержки при смене адреса регистрации по месту жительства.
В заявлениях о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, подписанных Орловой Т.Я., не указано какая организация подлежит уведомлению о смене адреса регистрации по месту жительства, не указан способ уведомления гражданином при смене адреса регистрации по месту жительства.
Кроме того, подпунктом 2 пункта 17 Порядка предоставления мер социальной поддержки предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки прекращается в случае изменения места жительства (пребывания), указанного гражданином в заявлении о предоставлении мер социальной поддержки (в случае выезда гражданина за пределы территории Омской области).
Пунктом 19 этого же Порядка установлено, что в случае наступления обстоятельств, указанных в том числе в подпункте 2 пункта 17 гражданин обязан сообщить о таких обстоятельствах в учреждение в течение 14 календарных дней с момента их наступления.
Как следует из материалов дела, Орлова Т.Я. за пределы территории Омской области не выезжала, зарегистрировалась .... по месту жительства в адрес по другому адресу.
У истца в рамках межведомственного информационного взаимодействия с многофункциональными центрами имеется возможность получать информацию о совершении гражданами - субъектами мер социальной поддержки - действий по снятию с регистрационного учета, без непосредственного обращения гражданина в орган социальной защиты.
Доводы истца о недобросовестности ответчика являются несостоятельными.
Более того, в силу п.10 Порядка №229-п, изменение состава предоставляемых гражданину жилищно-коммунальных услуг, технических параметров жилого помещения гражданина, в том числе площади жилого помещения, высоты потолков, количества комнат в жилом помещении, является основанием для перерасчета размера мер социальной поддержки с 1-го числа месяца, следующего за месяцем наступления указанных обстоятельств. При этом перерасчет во всех случаях производится не более чем за 12 месяцев, предшествующих месяцу представления в учреждение соответствующих сведений (документов). Перерасчет производится учреждением не позднее 30 календарных дней со дня поступления соответствующих сведений (документов).
Согласно п.10.1 Порядка №229-п, в случае превышения размера фактически предоставленных гражданину мер социальной поддержки над размером мер социальной поддержки, полученным в результате перерасчета, излишне выплаченная сумма подлежит учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки путем уменьшения их размера.
С учетом излдожнного, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Орловой Тамаре Яковлевне о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт за период с .... по .... в размере 51 209 руб. 33 коп. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гудожникова
Мотивированное решение составлено 28 июня 2023 г.
№ 2 – 2018/2023
УИД 55RS0006-01-2023-001845-64
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г. Омск 21 июня 2023 г.
Советский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Гудожниковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Синицкой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Орловой Тамаре Яковлевне о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт,
с участием представителя истца Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Резонтовой Т.Ю., представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Фетисовой В.М.,
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к Орловой Тамаре Яковлевне о взыскании суммы переплаты меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, взноса на капитальный ремонт за период с .... по .... в размере 51 209 руб. 33 коп. отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Советский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Гудожникова