Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-102/2019 ~ М-99/2019 от 22.11.2019

УИД: 88RS0003-01-2019-000140-84

Дело № 2-102/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2019 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

с участием: истца заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края

Белявской Т.В.,

при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края гражданское дело № 2-102/2019 по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края и Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

22.11.2019 г. прокурор Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее 0 сокращенное наименование – МКОУ ВСШ ЭМР) и Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - Администрация ЭМР) о возложении обязанности, мотивируя исковые требования следующим.

Прокуратурой Эвенкийского района Красноярского края проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно части 4 статьи 13 указанного Федерального закона, до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5, 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Из положения пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В силу частей 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начиная с 1 января 2010 года государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

В соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, если иное не установлено законом, распоряжаются эти имуществом с согласия собственника этого имущества.

Учредителем МКОУ ВСШ ЭМР является Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Проверкой установлено и подтверждается ответом директора МКОУ ВСШ ЭМР от 13.11.2019 года № 343, что в указанном образовательном учреждении не установлен прибор учета энергетических ресурсов - 1 прибор учёта холодной воды. Денежные средства на установку необходимого прибора учета энергетических ресурсов заложены в смете учреждения на 2020 год в сумме 113666 рублей.

Таким образом, согласно ст. 120 ГК РФ, по мнению истца, Администрация ЭМР несет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального образовательного учреждения.

Неоснащенность образовательного учреждения приборами учета энергетических ресурсов противоречит принципам государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что ведет к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов, а также к нарушению прав работников, предусмотренных частью 3 статьи 24 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с указанными доводами прокурор просит суд:: Обязать МКОУ «Ванаварская средняя школа» установить прибор учёта холодной воды в количестве 1 шт., в срок до 01.05.2020 года.

Обязать учредителя МКОУ «Ванаварская средняя школа» – администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по установке прибора учета холодной воды.

В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. указанные выше исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Ответчик – МКОУ ВСШ ЭМР в лице и.о. директора Чоп А.В. направили в суд письменное заявление от 28.11.2019 №351 о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.29).

Ответчик – Администрация ЭМР в лице представителя Атаманова В.В., действующего на основании доверенности №80 от 29.12.2018 г. просил суд в письменном заявлении о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 81-83). Также представителем Администрации ЭМР в суд представлено возражение на исковое заявление, в котором он просит суд заменить ненадлежащего ответчика – Администрацию Эвенкийского муниципального района Красноярского края на надлежащего – Управление образования Администрации ЭМР, поскольку в уставе МКОУ «Ванаварская средняя школа» указано, что учредителем и собственником школы является муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район (п.1.8). В соответствии с п.1.8.1 Устава, функции и полномочия учредителя Школы осуществляет Управление образования Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, действующее на стороне ответчика – Управление образования Администрации ЭМР в лице и.о. руководителя О.А. Нартовской 19.12.2019 г. № 1278 направили в суд письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.

В силу положений ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Согласно пунктам 1, 3, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Учитывая указанные выше нормы международного права и положения ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что ответчиком МКОУ «Ванаварская средняя школа» представлены в суд все запрошенные доказательства, стороны по делу изложили письменно свою позицию в споре, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ответчиков МКОУ «Ванаварская средняя школа» и Администрации ЭМР, а также третьего лица Управления образования Администрации ЭМР.

Выслушав доводы прокурора, исследовав в судебном заседании письменные доказательств, суд приходит к следующему.

Суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим (часть 1 статьи 41 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса, поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства.

С учетом анализа Устава МКОУ ВСШ ЭМР и мнения прокурора, участвующего в рассмотрении дела и не возражавшего на замену ответчика, суд, руководствуясь ст. 41 ГПК РФ произвел замену ненадлежащего ответчика Администрацию ЭМР на надлежащего - Управление образования Администрации ЭМР.

Изучив материалы, дела, выслушав доводы заместителя прокурора, суд пришел к следующему.

Согласно п.1.8, 2.1 Устава школы МКОУ ВСШ ЭМР является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в сфере образования, учредителем которой является муниципальное образование Эвенкийский муниципальный район.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ № 261).

В силу ст.8 ФЗ № 261 к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся в том числе: разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п.1); координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями (п.4); осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления (п.5).

Согласно п. 3 ст. 9 ФЗ № 261 государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 ст. 13 ФЗ № 261 предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящий статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации, учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской федерации основании разным лицам.

На основании ч. 2 ст. 13 ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 3 ст. 13 ФЗ № 261 установлено, что до 1 января 2011 г. органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу ч. 4 ст. 13 ФЗ № 261 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, неисполнение Управлением образования администрации Эвенкийского района Красноярского края установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, находящихся в муниципальной собственности, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ № 261 производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 11.11.2016 г. правообладателем здания МКОУ "Ванаварская средняя школа", расположенного по адресу: Российская Федерация, Тунгусско-Чунский район, село Ванавара, ул. Увачана, 26, является Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, при этом указанное задние находится в оперативном управлении (л.д. 50).

Согласно письменной информации МКОУ ВСШ ЭМР № 343 от 13.11.2019 г. прибора учета питьевой воды в здании школы не имеется, установка прибора учета холодной воды в помещении школы заложена в смету учреждения на 2020 год в сумме 113666 рублей. (л.д. 4).

Таким образом, как установлено в судебном заседании, ответчик, являясь собственником здания МКОУ ВСШ ЭМР, не обеспечил обязательный учет потребляемых энергетических ресурсов приборами учета, в частности не обеспечил обязательный учет холодной воды. В рассматриваемом случае выявлено бездействие МКОУ ВСШ ЭМР по неустановлению приборов учета холодной воды.

В данном случае, бездействие ответчика является незаконным, так как противоречит требованиям ст. 13 ФЗ № 261.

Управление образования администрации ЭМР, осуществляющее функции и полномочия учредителя обязано выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по установке прибора учета холодной воды.

Срок, указанный прокурором, до которого он просит обязать ответчика МКОУ ВСШ ЭМР устранить допущенные нарушения, а именно в срок до 01.05.2020 г. является, по мнению суда, объективно достаточным для решения спорного вопроса, исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Прокурором Эвенкийского района заявлен иск неимущественного характера.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 336 НК РФ Управление образования Администрации ЭМР как орган местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождено.

Следовательно, суд взыскивает государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей в доход Эвенкийского муниципального района с ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края и Управлению образования администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края установить прибор учёта холодной воды в количестве 1 штуки в срок до 01.05.2020 года.

Обязать Управление образования администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по установке прибора учета холодной воды.

Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ванаварская средняя школа» Эвенкийского муниципального района Красноярского края в доход Эвенкийского муниципального района государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано

30.12.2019 г.

2-102/2019 ~ М-99/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Эвенкийского района Красноярского края
Ответчики
Администрация Эвенкийского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Ванавараская средняя школа" Эвенкийского муницыпального района Красноярского края
Суд
Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края
Судья
Кирпиченко Елена Павловна
Дело на странице суда
tungusso-chunsky--tur.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2019Передача материалов судье
22.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2019Судебное заседание
30.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2020Дело оформлено
04.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее