Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2021 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шуваркиной Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-484/2021 по административному исковому заявлению Тимоханова А.Н. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
с участием представителя Тимоханова А.Н. по доверенности Ковригиной Р.В.,
у с т а н о в и л:
Тимоханов А.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений равной рыночной стоимости в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером № - в размере 51 247,35 руб., с кадастровым номером № - в размере 58 281,30 руб., с кадастровым номером № – в размере 61 295,85 руб., с кадастровым номером № - в размере 39 189,15 руб., с кадастровым номером № - в размере 64 310,40 руб., с кадастровым номером № - в размере 73 354,05 руб., с кадастровым номером № - в размере 55 266,75 руб., с кадастровым номером № - в размере 56 271,60 руб., с кадастровым номером № - в размере 71 344,35 руб., с кадастровым номером № - в размере 104 504, 40 руб.. Также просил взыскать в его пользу судебные расходы по госпошлине в размере 3000 руб., за отчет об оценке 23 000 руб., а также почтовые расходы.
В обоснование заявленных требований Тимоханов А.Н. указал, что является собственником названных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты его права и обязанности как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Ковригина Р.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованные лица Администрация г.о. Самара, министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Правительство Самарской области представило письменные возражения.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Тимохановым А.Н. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Из материалов дела следует, что Тимоханов А.Н. является собственником следующих нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>: с кадастровым номером № площадью 5,1 кв. м, с кадастровым номером № площадью5,8 кв. м., с кадастровым номером № площадью 6,1 кв. м, с кадастровым номером № площадью 3,9 кв. м., с кадастровым номером № площадью 6,4 кв. м, с кадастровым номером № площадью 7,3 кв. м., с кадастровым номером № площадью 5,5 кв. м, с кадастровым номером № площадью 5,6 кв. м, с кадастровым номером № площадью 7,1 кв. м, с кадастровым номером № площадью 10,4 кв. м.
Указанные объекты недвижимости являются вновь образованными, они поставлены на кадастровый учет 26 сентября 2020 года.
Кадастровая стоимость этих объектов определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самаркой области на основании пункта 13а Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости ведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514, путем умножения площади помещения на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости помещений соответствующего назначения в здании, в котором расположено такое помещение.
По состоянию на 26 сентября 2020 года кадастровая стоимость нежилых помещений определена в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 292 899,58 руб., с кадастровым номером № - в размере 333 101,49 руб., с кадастровым номером № - в размере 350 330,87 руб., с кадастровым номером № - в размере 223 982,03 руб., с кадастровым номером № - в размере 367 560,26 руб., с кадастровым номером № - в размере 419 248,42 руб., с кадастровым номером № - в размере 315 872,1 руб., с кадастровым номером № - в размере 321 615,22 руб., с кадастровым номером № - в размере 407 762,16 руб., с кадастровым номером № - в размере 597 285,42 руб..
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 30 декабря 2020 года Тимоханов А.Н. обратился в суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости № 2386, выполненный 28 декабря 2020 года обществом с ограниченной ответственностью «АО «Приоритет», согласно которому рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на 26 сентября 2020 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 51 247,35 руб., с кадастровым номером № - в размере 58 281,30 руб., с кадастровым номером № – в размере 61 295,85 руб., с кадастровым номером № - в размере 39 189,15 руб., с кадастровым номером № - в размере 64 310,40 руб., с кадастровым номером № - в размере 73 354,05 руб., с кадастровым номером № - в размере 55 266,75 руб., с кадастровым номером № - в размере 56 271,60 руб., с кадастровым номером № - в размере 71 344,35 руб., с кадастровым номером № - в размере 104 504, 40 руб..
Объекты оценки представляют собой нежилые помещения, расположенные в подвале многоэтажного жилого дома, предназначенные для хранения вещей и продуктов. Определение рыночной стоимости этих помещений произведено в рамках сравнительного подхода.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 26 сентября 2020 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Отчет содержит сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных нежилых помещений, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость нежилых помещений в размерах, определённых отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 30 декабря 2020 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
В связи с рассмотрением административного дела Тимоханов А.Н. понес судебные расходы за составление отчета об оценке в размере 23 000 руб., что подтверждается договором на проведение оценки № 2386 от 17 декабря 2020 года, а также кассовым чеком об оплате от 18 декабря 2020 года.
При подаче административного иска Тимохановым А.Н. оплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. (чек-ордер от 23 декабря 2020 года). Тимохановым А.Н. также понесены почтовые расходы в размере 875 руб. на отправку административного иска и приложенных к нему документов сторонам.
Указанные расходы связаны с рассмотрением дела, являются необходимыми, в силу чего подлежат возмещению в пользу Тимоханова А.Н.
В связи с тем, что органом, утвердившим кадастровую стоимость нежилых помещений, является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», понесённые судебные расходы следует взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Тимоханова А.Н. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 51 247,35 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 58 281,30 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 6,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 61 295,85 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 3,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 39 189,15 руб
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 6,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 64 310,40 руб
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 7,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 73 354,05 руб
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 55 266,75 руб
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 5,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 56 271,60 руб
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 7,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 71 344,35 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 10,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 26 сентября 2020 года в размере 104 504,40 руб
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии в пользу Тимоханова А.Н. уплаченную госпошлину в размере 3000 руб., расходы за отчет об оценке в размере 23 000 руб., почтовые расходы в размере 875 руб.
Датой обращения Тимоханова А.Н. в суд считать 30 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 4 февраля 2021 года