дело 2-346/2023
УИД 55RS0036-01-2023-000434-88
Мотивированное решение составлено 31 июля 2023 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тюкалинск Омской области
Тюкалинский городской суд Омской области в составе: председательствующего судьи Тухватулина Д.Т., секретаря Шарковой И.А., рассмотрев 24 июля 2023 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Тюкалинского муниципального района Омской области «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Тюкалинский межрайонный прокурор Омской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском.
Заявленные требования обосновал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму. Проверкой установлено, что ответчик, в нарушение положений Закона о противодействии терроризму, не в полной мере выполняет требования к антитеррористической защищенности своего здания. Так, здание не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Заявлено требование о возложении на ответчика обязанности оборудовать свое здание указанными системами в определенный срок.
В судебном заседании ст. помощник Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области Бабанова Р.А., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагала возможным установить срок для исполнения обязанности 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик МОБУ «Октябрьская СОШ», извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В своем заявлении на имя суда руководитель указанного МОБУ Гельрот О.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Указав, что исполнение требований прокурора возможно к январю 2025 года.
Представитель Комитета по образованию Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Прокопцева И.Н. против удовлетворения заявленных требований не возражала. Указав, что в силу финансового положения исполнить требования прокурора возможно к 2025 году.
Заслушав прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области. Выводы суда основаны на следующем.
Согласно п.2 и п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации к установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Пунктом 2 ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации.
При этом, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 утверждены (в том числе) «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (далее – Требования).
Подпунктом Д пункта 24 указанных Требований установлено, что одним из мероприятия, осуществляемым в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, является оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п.31 Требований система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Применительно к изложенному в судебном заседании установлено, что ответчик осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: Омская область, Тюкалинский район, пос. Октябрьский, ул. Ленина, д.28. При этом 16.01.2023 года проведено комиссионное обследование и категорирование указанного объекта (территории). в результате ему установлена 4 категория опасности.
В ходе обследования был выявлен недостаток режима антитеррористической безопасности – здание не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.1ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценив все изложенное в совокупности суд полагает требования Тюкалинского межрайонного прокурора Омской области законными и обоснованными. И потому его иск подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения решения, суд принимает во внимание, что оборудование здания требуемыми системами требует временных и материальных затрат. При этом установление срока не может быть произвольным. Суд также учитывает, что в данном конкретном случае порядок установления сроков устранения недостатков антитеррориистической защищенности регламентирован. Согласно п.п.Е п.11 Требований Комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Названная Комиссия при обследовании здания ответчика пришла к выводу, что устранить выявленные недостатки возможно до 15.01.2025 года. Суд, оценив финансовое состояние ответчика, который собственных средств не имеет и финансируется за счет бюджетных средств, с указанным выводом Комиссии соглашается, и потому считает возможным установить, что решение суда должно быть исполнено в срок до 15.01.2025 года.
Согласно ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей. Суд принимает во внимание положения п.2 ст.333.20 НК РФ, п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, а также что ответчик финансируется из средств этого же бюджета. И потому считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2025 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░