Дело № 2-1934/19
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е22 октября 2019 года
Московский районный суд города Казани РТ в составе:
председательствующего судьи Н.Н. Захарова,
при секретаре Ш.Ф. Саубанове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Обществу с ограниченной ответственностью «Снабтехпартнер» о возмещении вреда, причинённого окружающей среде,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство экологии и природных ресурсов РТ обратилось в суд с иском к ООО «Снабтехпартнер» о возмещении вреда, причинённого окружающей среде. В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Снабтехпартнер» Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вынесено постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 20 мин. по адресу: РТ, <адрес>, территория с кадастровым номером № ООО «Снабтехпартнер» допустил складирование отходов от зимней уборки улиц ФККО 73121000005, что является несоблюдением экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, чем нарушены требования ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ Ж7-ФЗ. Согласно, выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: РТ, <адрес> принадлежат на праве собственности ООО «ТДК-Актив». Категория земель - земли населенных пунктов. Разрешенное использование - под здания и сооружения предприятия. Однако право пользования и владения данным земельным участком на основании договора хранения от ДД.ММ.ГГГГ передано ООО «Полимез-Казань». Последний заключил договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Снабтехпартнер» общей площадью 1 000 кв.м. Целью использования земельного участка по договору является размещение на территории земельного участка товарно-материальных ценностей. Однако в зимний период с ДД.ММ.ГГГГ. на данную территорию завозился загрязненный снег от зимней уборки улиц и территорий.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отходам от зимней уборки улицы присвоен код 73121000000. Экспериментальная экотоксикологическая оценка отхода методом биотестирования показала отнесение отхода к пятому классу опасности (протокол № 95 от 1.02.2019 г.). В связи с приходом весеннего периода года и установившимися положительными среднесуточными температурами воздуха, что привело к снеготаянию, совместно с Центральной специализированной инспекцией аналитического контроля ДД.ММ.ГГГГ дополнительно были отобраны пробы почвы (протокол № 645 от 11.06.2019 г., протокол № 646 от 11.06.2019 г.). Согласно результатам которых выявлены превышения по нефтепродуктам, меди, марганцу. Вред, причиненный окружающей среде, возмещается по правилам гражданского законодательства во взаимосвязи с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
В соответствии с п.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. От 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" был произведен расчет ущерба в соответствии с методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти.
При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
В соответствии с п.1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" был произведен расчет ущерба в соответствии с методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238 утверждена "Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", которая предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления (п.9 Методики).
УЩотх - размер вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, который рассчитывается в соответствии с пунктом 9 настоящей Методики (руб.).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате порчи почв при их захламлении, возникшего при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления, осуществляется по формуле:
где:
УЩотх - размер вреда (руб.);
Mi - масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);
n - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;
Кисп - показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, который определяется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;
Тотх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, определяется согласно приложению 2 к настоящей Методике (руб./тонна).
Данное нарушение причинило вред окружающей среде на сумму 3 900 000 рублей. Расчет суммы вреда произведен на основании: 1) протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; 2) протокола осмотра принадлежащему юридическому лицу территории (объекта) от ДД.ММ.ГГГГ; 3) протокола № от ДД.ММ.ГГГГ отбора проб снежной свалки (отхода); 4) Порядком определения размера взыскания за вред, причиненный земельным ресурсам и растительности, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (ред. от 25.04.2014) "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, согласно Положению о Министерстве от 06.07.2005 г. № 325, предоставлено право, предъявлять претензии и иски к юридическим и физическим лицам о взыскании средств по возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
В связи с чем, просит суд взыскать с ответчика сумму 3 900 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержала исковые требования.
Ответчик - представитель ООО «Снабтехпартнер» в ходе судебного разбирательства заявила ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку данный спор должен рассматриваться в Арбитражном суде Республики Татарстан.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно действующему законодательству на момент принятия данного иска судом, в соответствии с частью 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Согласно частям 1, 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
На основании статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что ответчик, являясь юридическим лицом осуществлял предпринимательскую деятельность по уборке улиц от снега и складирование отходов.
Таким образом, спор, возникающий с ООО «Снабтехпартнер» по поводу причинения вреда окружающей среде прямо вытекает из предпринимательской деятельности и рассмотрение данного дела относиться к подведомственности Арбитражных судов.
В соответствии со статьёй 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент принятия данного искового заявления к производству суда), суд прекращает производство по делу в случае, если: дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса;
Согласно статье 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В связи с вышеизложенным, поскольку рассматриваемый спор подведомственен Арбитражному суду, производство по данному делу подлежит прекращению.
Таким образом, руководствуясь статьями 134, 220, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу по иску Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан к Обществу с ограниченной ответственностью «Снабтехпартнер» о возмещении вреда, причинённого окружающей среде прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Московский районный суд города Казани в течение 15 дней.
Судья: Н.Н. Захаров