УИД 11RS0001-01-2024-008800-77
Дело № 2-6331/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июля 2024 года г. Сыктывкар Республики Коми
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Е.Г.,
при секретаре Онок М.С.,
с участием представителя истца – помощника Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Чередниченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» о возложении обязанности осуществить определенные действия,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор (далее – истец, прокурор) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (далее – ответчик, Общество) об обязании в срок до ** ** ** разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П), представить в уполномоченный орган заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта негативного воздействия – Промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П).
В обоснование иска прокурор указал, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в части установления санитарно-защитных зон в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду. В ходе проверки установлено, что ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» поставлен на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к III категории негативного воздействия на окружающую среду, объект – промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П), при этом проект санитарно-защитной зоны по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду №...П, не разработан, исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не проведены, в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны не направлено. Выявленные нарушения создают угрозу эксплуатации источников негативного воздействия в отсутствии установленной санитарно-защитной зоны, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о месте и времени его проведения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом о месте и времени его проведения, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В силу пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной физического воздействия (ПДУ), а также по биологическим факторам, обеспечивающим их безопасность для здоровья человека.
В соответствии с пунктом 71 СанПиН 2.1.3684-21, эксплуатация объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (источники воздействия), создающих с учетом фона по указанным факторам ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ, превышающие гигиенические нормативы на границе санитарно-защитной зоны или на территориях и объектах, указанных в пункте 70 Санитарных правил, осуществляется их правообладателями при условии разработки и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровней воздействия до ПДК (ОБУВ), ПДУ на границе санитарно-защитной зоны или на указанных территориях, объектах.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 73 указанного СанПиН, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:
- в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учётом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуаций, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В развитие пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», согласно которому правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I-III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих правилах.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к санитарным правилам.
Согласно пункту 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В соответствии с пунктом 4.3 указанных правил для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (в ред. Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61).
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с пунктом 66 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), атмосферный воздух должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ (максимальным или минимальным их значениям) (ПДК), ориентировочным безопасным уровням воздействия (ОБУВ), предельно допустимым уровням установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 14 Правил, к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
Судом установлено, что ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (...), расположено по адресу: ... основным видом деятельности Общества является распиловка и строгание древесины.
При осуществлении деятельности ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» производит загрязнение атмосферного воздуха, который должен отвечать гигиеническим нормативам по предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ.
** ** ** ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» поставлен на государственный учет в региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к III категории негативного воздействия на окружающую среду, объект – промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П).
** ** ** и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в отношении ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ) внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с тем, что Обществом проект санитарно-защитной зоны по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду №...П, не разработан, исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта не проведены, в уполномоченный орган заявление об установлении санитарно-защитной зоны не направлено.
Согласно объяснениям Генерального директора ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» ФИО3 от ** ** **, Обществом эксплуатируется объект негативного воздействия №...П; проект санитарно-защитной зоны в отношении указанного объекта не разрабатывался, заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта негативного воздействия в территориальный орган Роспотребнадзора не направлялось.
Выявленные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Создание санитарно-защитных зон предусмотрено положениями Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее - Постановление № 222).
Вышеназванные нормативные правовые акты устанавливают обязанность правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления № 222, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, в срок не более одного года со дня вступления в силу Постановления № 222.
При этом действующим законодательством РФ исполнение обязанности по установлению санитарно-защитной зоны, в том числе, подготовке проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны, не ставится в зависимость от включения соответствующих расходов на их подготовку в тариф организации, осуществляющий регулируемые виды деятельности с использованием таких объектов.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, при этом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до ** ** **, поскольку доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, ответчиком не представлено.
Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу закона, с ответчика в бюджет, в силу ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» о возложении обязанности осуществить определенные действия – удовлетворить.
Обязать ООО «ТБ УСТЬ КУЛОМ» (...) в срок до ** ** ** разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объекта негативного воздействия – Промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П).
Обязать ООО «ТБ УСТЬ КУЛОМ» (...) в срок до ** ** ** представить в уполномоченный орган (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства в отношении объекта негативного воздействия – Промплощадка ООО «ТБ УСТЬ-КУЛОМ» (код объекта НВОС – №...П).
Взыскать с ООО «ТБ УСТЬ КУЛОМ» (...) в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы, представления через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 23 июля 2024 года.
Судья Е.Г. Григорьева