Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-135/2023 от 29.11.2023

Дело № 12-135/2023

Судья: Петренко А.М.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

21 декабря 2023 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника Альдаева А.А., действующего в интересах Кочкина С.А., на постановление судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочкина Семена Александровича,

установил:

постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 7 ноября 2023 года Кочкин С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Кочкина С.А. – Альдаев А.А. выражает несогласие с постановлением судьи и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Кочкин С.А. долгое время не находится в России, его точное местоположение неизвестно, однако административный орган не пытался выяснить адрес его места проживания, направляя документы по месту его регистрации; место совершения административного правонарушения не установлено; в случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, ссылок на какой-либо международный договор в материалах дела нет, в связи с чем Московский районный суд г. Чебоксары не вправе рассматривать настоящее дело, без установления обязательных обстоятельств состава правонарушения; привлечение Кочкина С.А. к административной ответственности повлекло нарушение его прав, поскольку наложение на него наказания за осуществление публичной деятельности указывает на дискриминацию и нарушение принципа равенства, и обусловлено политической мотивацией.

В судебное заседание Кочкин С.А., защитники Альдаев А.А., Раймов Р.И., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились. Конверт с извещением, направленный в адрес Кочкина С.А. по месту его регистрации, возвращен в суд с отметкой об истечении срока хранения.

В судебном заседании представители Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Павлов О.Ю., Перов А.М. просили оставить постановление без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей.

В части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.

Форма данного указания, требования к размещению и порядок размещения установлены постановлением Правительством Российской Федерации от 22 ноября 2022 года № 2108 «Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

В соответствии с пунктом 2 Правил материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ, по формам, утвержденным Правилами.

Сообщения и материалы иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться следующим указанием: «Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или) направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)».

Таким образом, лицо, внесенное в реестр иностранных агентов, при производстве и распространении материалов обязано размещать указание на факт их производства (распространения, направления) иностранным агентом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному круг лиц.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно сведениям, содержащимся в реестре иностранных агентов, расположенном на официальном сайте Минюста России, Кочкин С.А. включен в реестр иностранных агентов под порядковым номером 459, дата принятия решения о включении 21 октября 2022 года.

Управлением Роскомнадзора по Приволжскому Федеральному округу в рамках исполнения полномочий, утвержденных постановлением Правительством РФ № 742 от 31 июля 2014 года и по поручению Центрального аппарата Роскомнадзора (исх. от 18 августа 2023 г. № 04СВ-70837), 21 августа 2023 года в рамках проведенного анализа Youtube-канала «Семен Кочкин» по адресу в сети <данные изъяты>, который является информационным ресурсом, используемым для распространения своих материалов Кочкиным С.А., выявлено нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ, выразившееся в распространении материалов иностранным агентом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента.

При рассмотрении дела судом установлено, что Кочкин, являясь лицом, включенным в реестр иностранных агентов, зарегистрированный по адресу: г. Чебоксары, ул. <адрес>, в период с 01 августа 2023 года по 02 августа 2023 года, в Youtube-канале опубликовал и распространял свои сообщения и информационные материалы

по адресу: <данные изъяты> без соответствующей маркировки (указания на то, что Кочкин Семен Александрович является иноагентом).

Распространение иностранным агентом Кочкиным С.А. материалов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в мессенджере Youtube-канале без указания на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина на получение полной и достоверной информации о ее распространителе.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 КоАП РФ и виновность Кочкина С.А. в его совершении, подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении № АП-52/11/583 от 07 сентября 2023 года, скриншотом страниц сайта № 1 от 21 августа 2023 года в мессенджере Youtube-канал, актами документирования и изготовления скриншотов страниц сайта №1, №2 от 21 августа 2023 года с приложением скриншотов, актом документирования видеофиксации при просмотре страниц сайта от 22 августа 2023 года с приложением DVD+R диска, реестром иностранных агентов, из которого следует, что Кочкин С.А. включен в реестр иностранных агентов под порядковым номером 459, дата принятия решения о включении 21 октября 2022 года, и другими материалами дела.

Ранее постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 3 августа 2023 года Кочкин С.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вступило в законную силу 21 сентября 2023 года.

Действия Кочкина С.А. квалифицированы по части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что Кочкин С.А. не находится на территории Российской Федерации, в связи с чем не может быть привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не являются основанием для освобождения Кочкина С.А. от административной ответственности на основании части 2 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, нахождение Кочкина С.А. за пределами территории Российской Федерации ничем объективно не подтверждено.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Адрес места совершения административного правонарушения определен на основании полученных сведений от УВМ МВД по Чувашской Республике (письмо от 22 августа 2023 года № 45.9-10222 (л.д. 8). Оснований для признания собранных по делу доказательств, в том числе протокола об административном правонарушении, недопустимыми не имеется, они содержат фактические данные, необходимые для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении и имеющих значение для правильного его разрешения, а также соответствуют требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что Московский районный суд г. Чебоксары не вправе рассматривать настоящее дело, так как якобы правонарушение произошло за пределами юрисдикции Российской Федерации, подлежит отклонению.

В силу статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. С учетом того, что объективная сторона составов административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 19.34 названного Кодекса, выражается в бездействии, местом его совершения является место жительства лица, то есть место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно абзацу 3 подпункта «з» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вопреки доводу жалобы настоящее дело об административном правонарушении, объективная сторона которого выражается в бездействии рассмотрено с соблюдением требований подсудности по месту совершения административного правонарушения, которое в данном случае определяется местом жительства Кочкина С.А.

Доводы жалобы о том, что привлечение Кочкина С.А. к административной ответственности повлекло нарушение его прав, поскольку наложение на него наказания за осуществление публичной деятельности указывает на дискриминацию и нарушение принципа равенства, и обусловлено политической мотивацией, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на субъективном мнении заявителя.

Требование на указание наличия статуса иностранного агента не препятствует общественной (публичной) деятельности Кочкина С.А. и не нарушает его права на свободу выражения мнения при распространении материалов, доступ к Youtube-каналу Кочкина С.А. Роскомнадзором не ограничен. Кроме того, по настоящему делу Кочкин С.А. привлечен к административной ответственности за несоблюдение обязанности, установленной Федеральным законом № 255-ФЗ, а не за осуществление какой-либо политической деятельности или выражение своего мнения.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судом первой инстанции обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочкина Семена Александровича оставить без изменения, жалобу защитника Кочкина С.А. – Альдаева А.А. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

12-135/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Кочкин Семён Александрович
Другие
Альдаев А.А.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст.19.34 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
29.11.2023Материалы переданы в производство судье
21.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее