Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-165/2023 ~ М-144/2023 от 31.07.2023

Дело № 2-165/2023

17RS0001-01-2023-000179-69

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 августа 2023 года с. Тээли

Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Сымчаан С-С.С., при секретаре Ч.Т.О..,

с участием прокурора <адрес> К.Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Тыва К.Р.Г. к Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» об обязании в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу провести обследование гидротехнического сооружения – защитной дамбы на <адрес>, разработать и согласовать в установленном порядке правила эксплуатации сооружения, произвести расчеты, разработать декларацию безопасности,

установил:

Прокурор <адрес> Республики Тыва К.Р.Г. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва», указав на то, что прокуратурой проведена проверка реализации требований федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и о безопасности гидротехнических сооружений. С 08.04.2019 в собственности муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» находится гидротехническое сооружение – защитная дамба на <адрес> с кадастровым номером . Согласно информации Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.02.2023 № 361-1794 отдельные собственники и эксплуатирующие организации, в т.ч. Администрация муниципального района «<адрес> Республики Тыва» не провели регулярные обследования своих гидротехнических сооружений (далее – ГТС), продолжают эксплуатировать их без утвержденных деклараций безопасности ГТС. Проверкой установлено, что в нарушение норм федерального законодательства Администрацией муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» не приняты меры по проведению обследования ГТС, разработке и согласованию правил их эксплуатации, осуществлению расчетов вероятного вреда (величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц в результате аварии ГТС), разработке декларации безопасности ГТС и представлению декларации в уполномоченный федеральный орган, обеспечению внесения сведений о ГТС в регистр ГТС. Для устранения нарушений прокуратурой 22.03.2023г. в Администрацию муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» вносилось представление. Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления согласно ответу Администрации <адрес> от 01.06.2023г. указанные нарушения не устранены. Непринятие мер по обеспечению безопасности ГТС при длительных неудовлетворительных условиях эксплуатации без разрешительной и проектной документации, при отсутствии контроля за их безопасностью, создает реальную угрозу их разрушения, возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу экологической безопасности, причинения ущерба гражданам, объектам жизнеобеспечения населения. Просит Администрацию муниципального района «<адрес> Республики Тыва» обязать в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу провести обследование гидротехнического сооружения – защитной дамбы на <адрес>, разработать и согласовать в установленном порядке правила эксплуатации сооружения, произвести расчеты, разработать декларацию безопасности.

В судебном заседании прокурор полностью поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - муниципального района «<адрес> Республики Тыва» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении дела не подавал, об уважительности своей неявки суду не сообщал.

Третье лицо на стороне истца – Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, направили отзыв на исковое заявление, в котором просит в полном объеме удовлетворить искового заявления с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353, указав, что статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ) предусмотрены общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включающие в себя, в том числе представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.

При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований, предусмотренных абзацем 4 статьи 9, абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, надлежит обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларациибезопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1982 (далее – Положение о декларировании), к декларации безопасности прилагаются:

а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;

б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;

г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.

В соответствии с пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 г. № 1596 (далее – Правила определения величины финансового обеспечения), расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 3 октября 2020 г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждена приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516.

Кроме того в соответствии с пунктом 4 Положения о декларировании, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Форма Акта регулярного обследования (являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании) утверждена приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497).

Таким образом, до предоставления декларации безопасности гидротехнического сооружения на утверждение, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации, во исполнение требований пункта 3 правил определения величины финансового обеспечения и пунктов 4, 6 Положения о декларировании, надлежит разработать расчет вероятного вреда и согласовать его с уполномоченным органом исполнительной власти, а так же обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения подлежит государственной экспертизе.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, класс гидротехнического сооружения присваивается ему при внесении сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее – Регистр). При этом указанные сведения вносятся в регистр после утверждения федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Учитывая вышеизложенное, обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации по обеспечению разработки и утверждению критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке, сохраняется, в том числе для гидротехнического сооружения, класс которого не определен и сведения о котором в Регистре отсутствует.

Так же в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. Процедура согласования правил эксплуатации ГТС приведена в Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по представлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утвержденного приказом Ростехнадзора от 03.11.2015 № 447.

Пунктом 6 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее – постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353) установлено, что до конца 2022 года эксплуатация ГТС могла осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС, декларации безопасности ГТС и проведения ее государственной экспертизы. С начала 2023 года, действие указанных положений прекращено.

Вместе с тем пунктом 7 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Учитывая вышеизложенное, во исполнение действующего законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений, собственнику гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации надлежит:

- Произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения и согласовать его с уполномоченным органом власти Республики Хакасия, во исполнение требований п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 г. № 1596;

- Обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, во исполнение требований пунктов 4 и 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением правительства от 20.11.2020 № 1892.

- Разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

- Обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке, во исполнение требований статьи 3, абзаца 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ.

- До предоставления декларации безопасности гидротехнического сооружения на утверждение, обеспечить проведение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ.

Неявка надлежащим образом извещенного ответчика не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч. 3 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно ст.3Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасностигидротехническихсооружений»гидротехническиесооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 2416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжениягидротехническимсооружением; безопасность гидротехнических сооружений – свойство гидротехническихсооружений, позволяющееобеспечиватьзащиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасностигидротехническогосооружения - документ, в котором обосновывается безопасностьгидротехническогосооружения и определяются меры по обеспечению безопасностигидротехническогосооружения с учетом его класса; обеспечение безопасностигидротехническогосооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварийгидротехническогосооружения.

В силу положений ст.8Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ обеспечениебезопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:обеспечение допустимого уровня риска аварийгидротехническихсооружений; представление деклараций безопасности гидротехническихсооружений; осуществление мер пообеспечению безопасности гидротехническихсооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащениегидротехническихсооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием,обеспечениенеобходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническоесооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций нагидротехническихсооружениях.

На основании ст.7Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ гидротехническиесооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений, который формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из положений ст.9Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ следует, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении. Собственник гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения, в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости следует, что объект недвижимости защитная дамба с кадастровым номером 17:01:0000000:80, правообладателем является Муниципальное образование - муниципальный район «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

Пунктами 3, 9 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального района «<адрес> Республики Тыва» (далее – Устав) предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Также пунктами 26, 29 ч.1 ст. 8 Устава относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

22.03.2023 прокурором <адрес> в адрес и.о. председателя Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» Х.А.Б. направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений.

Из ответа и.о. председателя Администрации муниципального района «<адрес> кожуун Республики Тыва» Х.А.Б. от 01.06.2023 следует, что принимаются меры по получению разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения на <адрес> – Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Так, Постановлением Администрации <адрес> № 443 от 15.09.2022 года «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории линейного объекта: «Капитальный ремонт защитной дамбы на реке Барлык <адрес> Республики Тыва» подготовлены материалы по ремонту линейного объекта защитная дамба на <адрес>. Также заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и ООО «Дорстройпроект», где предметом выступает разработка декларации безопасности ГТС, общей протяженностью 2295 метров <адрес> кожууна, защитная дамба, стоимость работ 229500,00 рублей. В настоящее время проводятся работы по экспертизе вышеуказанного проекта и финансированию договора на сумму 229500,00 рублей. Также, распоряжением Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2022 года № 222 «О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва «Воспроизводство и использование природных ресурсов на 2021-2025 годы» на капитальный ремонт защитной дамбы на <адрес> у <адрес> кожууна заложены финансовые средства из федерального и республиканского бюджета в сумме 20870,0 рублей, ориентировочная сумма предотвращенного ущерба – 21300 тыс. рублей и 295 человек, защищенных в период выполнения мероприятий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 гг.», установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Таким образом, с их стороны не имеется фактов бездействия.

Согласно ст.10Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения составляет и представляет в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

При этом в соответствии с абзацем 4 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ установлены критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Собственнику гидротехнического сооружения, во исполнение требований, предусмотренных абзацем 4 статьи 9, абзацем 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, следует обеспечить разработку и утверждение критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утверждённого постановлением Правительства от 20.11.2020 № 1982 (далее – Положение о декларировании), к декларации безопасности прилагаются:

а) сведения о гидротехническом сооружении, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, форма представления которых утверждается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации;

б) акт регулярного обследования гидротехнического сооружения, составленный комиссией по регулярному обследованию по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией;

в) расчет вероятного вреда, определяемый в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»;

г) критерии безопасности гидротехнического сооружения и пояснительная записка к ним.

В соответствии с пунктом 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 г. № 1596 (далее – Правила определения величины финансового обеспечения), расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 3 октября 2020 г. № 1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждена приказом Ростехнадзора от 10.12.2020 № 516.

Кроме того в соответствии с пунктом 4 Положения о декларировании, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения, с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Форма Акта регулярного обследования (являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения в соответствии с пунктом 6 Положения о декларировании) утверждена приказом Ростехнадзора от 04.12.2020 № 497).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения подлежит государственной экспертизе.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, класс гидротехнического сооружения присваивается при внесении сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее – Регистр). При этом указанные сведения вносятся в регистр после утверждения федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Из ответа и.о. председателя Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» Х.А.Б. от 07.07.2023 на требование прокурора от 29.06.2023 следует, что не имеется оценка возможных рисков и расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварий на гидротехническом сооружении на <адрес>; для внесения в Российские гидротехнические сооружения защитной дамбы необходимо разработка декларации безопасности. Для разработки декларации безопасности необходимо исходные данные, которые не сохранились.

В обязанность собственника гидротехнического сооружения по обеспечению разработки и утверждению критериев безопасности гидротехнического сооружения, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения в установленном порядке, сохраняется, в том числе для гидротехнического сооружения, класс которого не определен и сведения, о котором в Регистре отсутствует.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения.

Требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утверждены приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 462. Процедура согласования правил эксплуатации ГТС приведена в Административном регламенте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по представлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) утвержденного приказом Ростехнадзора от 03.11.2015 № 447.

Пунктом 6 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» (далее – постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 № 353) установлено, что до конца 2022 года эксплуатация ГТС могла осуществляться без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими организациями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области безопасности ГТС, декларации безопасности ГТС и проведения ее государственной экспертизы. С начала 2023 года, действие указанных положений прекращено.

Вместе с тем пунктом 7 приложения 4 постановления Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 установлено, что в 2022 и 2023 годах допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Тыва К.Р.Г. к Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» об обязании в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу провести обследование гидротехнического сооружения – защитной дамбы на <адрес>, разработать и согласовать в установленном порядке правила эксплуатации сооружения, произвести расчеты, разработать декларацию безопасности.

Судебные издержки не подлежат взысканию с сторон, поскольку они освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Иск прокурора <адрес> Республики Тыва К.Р.Г. к Администрации муниципального района «<адрес> Республики Тыва» об обязании в шестимесячный срок после вступления решения в законную силу провести обследование гидротехнического сооружения – защитной дамбы на <адрес>, разработать и согласовать в установленном порядке правила эксплуатации сооружения, произвести расчеты, разработать декларацию безопасности - удовлетворить.

На Администрацию муниципального района возложить обязанность после вступления решения в законную силу в шестимесячный срок провести обследование гидротехнического сооружения – защитной дамбы на <адрес> с кадастровым номером , разработать и согласовать в установленном порядке правила эксплуатации указанного гидротехнического сооружения; произвести расчеты вероятного вреда на указанном гидротехнического сооружения; разработать декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в Верховный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2023 года (2,3 сентября 2023 года – выходные дни).

Председательствующий С-С.С. Сымчаан

2-165/2023 ~ М-144/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Бай-Тайгинского района Кужугет Р. Г.
Ответчики
Администрация муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва"
Другие
Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва
Судья
Сымчаан Сай-Суу Сергеевна
Дело на странице суда
bai-taiginskiy--tva.sudrf.ru
31.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее