Дело № 2-501/2022
03RS0040-01-2022-000669-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Дюртюли РБ
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Крамаренко Е.Г.,
при секретаре Гареевой Р.Ф.,
с участием заместителя Дюртюлинского межрайонного прокурора Насретдинова И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, о признании бесхозяйным мостовое сооружение, осуществить государственную регистрацию права собственности,
установил:
Дюртюлинский межрайонный прокурор Раянов Р.Р. обратился в Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, о признании бесхозяйным мостовое сооружение, осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, по результатам которой выявлено, что состояние проезжей части мостового сооружения по ул.В.Горшкова с.Маядык Дюртюлинского района РБ находится в неудовлетворительном состоянии: имеются разрушения дорожного полотна, которые превышают допустимые нормы, отсутствуют дорожные знаки 6.11 «Наименование объекта», 3.11 «Ограничение массы», на подъезде к мосту отсутствует ограждение. Кроме того право собственности на мостовое сооружение не оформлено. Указанные нарушения закона не отвечают основным принципам и целям обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог, приоритета жизни и здоровья граждан, создают угрозу жизни и здоровью обучающихся образовательной организации и других участников дорожного движения.
Истец просит признать объект мостового сооружения по ул. В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан бесхозным объектом, обязать администрацию сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в 6-месячный срок со дня принятия решения осуществить государственную регистрацию права собственности на объект мостового сооружения, расположенного по ул. В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан в Едином государственном реестре недвижимости.
Обязать администрацию сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в 2-месячный срок со дня принятия решения устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
- дорожное полотно мостового сооружения по ул. В. Горшкова
с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017;
- на мостовом сооружении по ул. В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан установить дорожные знаки 6.11 «Наименование объекта», 3.11 «Ограничение массы»;
- на подъезде мостового сооружения по ул. В. Горшкова с. Маядык
Дюртюлинского района Республики Башкортостан установить ограждение в
соответствии с ГОСТ Р 52607.
В судебном заседании истец заместитель Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Насретдинов И.Р. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суде не присутствовал, уважительности причин неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представители ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст. ст. 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424, объектами учета в реестрах является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество.
В силу положений ст. ст. 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязательная государственная регистрация права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных
недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Проверкой установлено, что право собственности на мостовое сооружение по ул. В. Горшкова с. Маядык муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан не оформлено.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 названного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 17 Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 4, ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной, целями которой являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, восстановление их прав в случаях нарушений, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Приказом Росстандарта от 26.09.20 17 №1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Данный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного
движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 №1425ст утвержден «ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее-ГОСТ Р 52289-2019).
Данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофором, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
Приказом Росстандарта от 11.12.2006 N297-ст утвержден «ГОСТ Р 52607-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 52607).
Данный стандарт устанавливает требования к дорожным ограждениям на автомобильных дорогах общего пользования, улицах городов и других населенных пунктов.
Из акта проверки исполнения федерального законодательства от 20.05.2022 следует, что в нарушение законодательства о безопасности дорожного движения администрацией сельского поселения Маядыковский сельсовет дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них осуществляется ненадлежащим образом.
Состояние проезжей части мостового сооружения по улице В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан находится в неудовлетворительном состоянии, так в нарушение п.5.3 ГОСТ Р 50597-2017 имеются разрушения дорожного полотна, которые превышают допустимые нормы; в нарушение п.5.1 ГОСТ Р 52289-2019 отсутствуют дорожные знаки 6.11 «Наименование объекта», 3.11 «Ограничение массы»; в нарушение ГОСТ Р 52607 на подъезде к мосту отсутствует ограждение.
Через данное мостовое сооружение проходит единая дорога к населенному пункту д. Искуш муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в котором в том числе проживают несовершеннолетние, обучающиеся в СОШ с. Маядык муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что организация дорожного движения с.Маядык не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Учитывая, что полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельского поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них возложены на сельское поселение, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, поскольку указанные нарушения не отвечают принципам и целям обеспечения безопасности дорожного движения, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать объект мостового сооружения, расположенный по адресу: с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан, ул. В. Горшкова, бесхозным объектом.
Обязать администрацию сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в 6-месячный срок со дня принятия решения осуществить государственную регистрацию права собственности на объект мостового сооружения, расположенного по ул. В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан в Едином государственном реестре недвижимости.
Обязать администрацию сельского поселения Маядыковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в 2-месячный срок со дня принятия решения устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
- дорожное полотно мостового сооружения по ул. В. Горшкова
с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017;
- на мостовом сооружении по ул. В. Горшкова с. Маядык Дюртюлинского района Республики Башкортостан установить дорожные знаки 6.11 «Наименование объекта», 3.11 «Ограничение массы»;
- на подъезде мостового сооружения по ул. В. Горшкова с. Маядык
Дюртюлинского района Республики Башкортостан установить ограждение в
соответствии с ГОСТ Р 52607.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме составлено 30.06.2022 года.
Председательствующий подпись Е.Г. Крамаренко
Копия верна. Решение не вступило в законную силу 30.06.2022. Подлинник решения подшит в дело №2-501460/2022.
Судья Е.Г. Крамаренко