Гражданское дело №2-284/287-2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2019 года с.Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
Председательствующего судьи Кулунчакова А.И.,
при секретаре Саитове Д.Х.,
с участием помощника прокурора Ногайского района РД Абдуллаева С.Ш.,
представителя ответчика администрации МР «Ногайский район» РД по доверенности Сабутова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ногайского района РД к администрации МР «Ногайский район» РД в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации МР «Ногайский район» РД в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории населенных пунктов Ногайского района: село Терекли-Мектеб, село Ленинаул, село Калининаул, село Боранчи, село Нариман,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с заявлением к администрации МР «<адрес>» РД в интересах неопределенного круга лиц об обязании администрации МР «<адрес>» РД в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных на территории населенных пунктов <адрес>: <адрес>.
Помощник прокурора ФИО5 иск прокурора поддержал и по существу показал суду, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при администрировании неналоговых доходов бюджетов, в ходе которого были выявлены бесхозяйные объекты топливно-энергетического комплекса.
Установлено, что в <адрес> РД имеются нижеследующие бесхозяйные объекты электроснабжения: КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА, в <адрес> и <адрес> РД - КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА и ДД.ММ.ГГГГ/160кВА, в <адрес> РД - КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/100кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА, в <адрес> РД - КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/320кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА.
Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Ногайских РЭС от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п.4. ч. 6 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных коммунальных сетей и не постановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.
Однако отделом по управлению муниципальным имуществом администрации МР «<адрес>» указанные действия не выполнены, с заявлением в Управления федеральной регистрационной службы о принятии бесхозяйных КТП расположенных на территории <адрес> не обращался до настоящего времени.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений.
ФИО2 п. 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре.
Таким образом, администрация МР «<адрес>» не приняла мер по постановке указанных КТП на учет, чем нарушает права населения, проживающих на территории <адрес> РД.
ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, следует считать действиями, нарушающими безопасность государства.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» РД по доверенности ФИО6 требования прокурора признал и пояснил суду, что комплекты трансформаторных пунктов (КТП), установленные в населенных пунктах действительно не имеют своих хозяев. Администрация МР «<адрес>» полагала, раз их обслуживают Ногайские РЭС, то они и должны взять их на свой баланс. У администрации района нет финансовых возможностей для оформления права собственности на эти бесхозяйные трансформаторные пункты. Поэтому просит суд указать в решении суда об обязании администрацию МР «<адрес>» взять на учет бесхозяные комплекты трансформаторных пунктов в селах <адрес> для последующей передачи их на баланс Ногайские РЭС.
По ходатайству представителя ответчика судом был привлечен в качестве заинтересованного лица без самостоятельных требований - поставщик электрической энергии в <адрес> – Ногайские РЭС ПАО «МРСК «Северный Кавказ» <адрес>» АО «Дагестанские энергетические сети» в лице его руководителя ФИО3, который показал суду, что Ногайские РЭС не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому они не могут участвовать в суде без предоставления им соответствующих полномочий вышестоящей их организацией, каковым является АО «Дагестанские энергетические сети». По поводу иска прокурора он может пояснить суду только то, что в селах <адрес> действительно эксплуатируются бесхозяйные комплекты трансформаторных пунктов (КТП) и Ногайские РЭС их обслуживает для обеспечения подачи электричества населению. Ему известно, что их вышестоящая организация ФИО2 принять на свой баланс все имеющиеся бесхозяйные КТП, если администрация МР «<адрес>» передаст их официальным документом. Просил суд освободить их от дальнейшего участия по делу, так как Ногайские РЭС не являются надлежащим лицом по делу.
Суд с согласия сторон освободил Ногайские РЭС от дальнейшего участия по делу.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Части 1, 2 ст.45 ГПК РФ наделяют прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация в границах муниципального района электро и газоснабжения поселений.
ФИО2 подпунктам 3 и 4 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального района «<адрес>» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также организация в границах муниципального района электро и газоснабжения…
В соответствии с ч.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В виду изложенного требование прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в его исковом заявлении. При этом суд принимает и то обстоятельство, что бесхозяйные объекты электроснабжения – комплекты трансформаторных пунктов, расположенные в населенных пунктах <адрес> являются источниками повышенной опасности. И в нынешнем состоянии эти объекты представляют реальную угрозу для жизни и безопасности населения района.
С учетом изложенного суд обязывает ответчика – администрацию МР «<адрес>» принять все необходимые меры по постановке бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных в селах Боранчи, Ленинаул, Калиниаул, Нариман и Терекли-<адрес>, на учет администрации МР «<адрес>».
При определении срока исполнения требований прокурора суд соглашается с доводами представителя ответчика, что финансирование с бюджета с началом года начинается реально концу первого квартала. В этой связи суд считает необходимым предоставить ответчику достаточный срок для реального исполнения решения суда и определяет срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию МР «<адрес>» РД в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет в администрации МР «<адрес>» бесхозяйных объектов электроснабжения, расположенных в <адрес> РД: - КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА, в <адрес> и <адрес> РД: - КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА и ДД.ММ.ГГГГ/160кВА, в <адрес> РД: - КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/100кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА, в <адрес> РД: - КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/250кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/63кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/320кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА; КТП ДД.ММ.ГГГГ/160кВА.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 30 дней с момента его провозглашения.
Текст решения изготовлен и отпечатан в совещательной комнате.
Председательствующий
судья А.И. Кулунчаков