Дело №2-19(1)/2024г.
64RS0034-01-2023-001960-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2024 г. п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,
при секретаре Нуштаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Плясунову А.В., Наумкиной (Пименовой) С.А., Дядя Т.А., Иванову В.В., Павловой М.П., администрации муниципального образования (далее МО) «Город Саратов»о признании недействительными результатов межевания земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду
установил:
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Плясунову А.В., Наумкиной (Пименовой) С.А., Дядя Т.А., Иванову В.В., Павловой М.Л., администрации МО «Город Саратов» и, с учетом частичного отказа от иска, просит признать незаконными и недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №; признать недействительным в силу ничтожности постановление администрации Саратовского муниципального района № от 2 мая 2012 года, постановление администрации Саратовского муниципального района № от 18 мая 2012 года, постановление № от 9 июля 2012 года; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, ссылаясь на то, что земельный участок сформирован в береговой полосе и акватории Волгоградского водохранилища.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Ответчики, третьи лица в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Статья 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Статья 7 ЗК РФ (пункты 1-2) устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (части 1, 2, 7, 10) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как видно из материалов дела, рассмотрев заявление Плясунова А.В., постановлением администрации Саратовского муниципального района от 2 мая 2012 года № согласовано место размещения берегоукрепления на земельном участке площадью 47 587 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>
20 апреля 2012 года по заказу Плясунова А.В. кадастровым инженером ФИО9 подготовлен межевой план, в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>
Постановлением администрации Саратовского муниципального района от 18 мая 2012 года № Плясунову А.В. предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером №, площадью 47 587 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
18 мая 2012 года между администрацией Саратовского муниципального района и Плясуновым А.В. заключен договор аренды № в отношении земельного участка с кадастровым номером № сроком на 49 лет.
На основании постановления администрации Саратовского муниципального района от 9 июля 2012 года № изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с цели «земли под древесно-кустарниковой растительностью» на цель «для дачного строительства».
6 февраля 2013 года между Плясуновым А.В. и Пименовой С.А. заключен договор замены стороны в обязательстве.
23 декабря 2015 года между Пименовой (после регистрации брака Наумкиной) С.А. и Дядя Т.А. заключен договор замены стороны в обязательстве.
25 октября 2016 года между Дядя Т.А. и Ивановым В.В. заключен договор замены стороны в обязательстве.
7 июня 2018 года между Ивановым В.В. и Павловой М.Л. заключен договор замены стороны в обязательстве.
Право аренды Павловой М.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером № зарегистрировано в установленном законом порядке.
2 ноября 2023 года между администрацией МО «Город Саратов» и Павловой М.Л. подписано соглашение о расторжении договора аренды от 18 мая 2012 года № в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно заключению кадастрового инженера, составленного по инициативе истца, часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 25 871 кв.м., находится в пределах акватории Волгоградского водохранилища; часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6 142 кв.м., - в пределах береговой полосы общего пользования Волгоградского водохранилища.
Ответчиками данное заключение не оспаривалось, ходатайств о назначении судебной землеустроительной экспертизы не поступало.
Согласно 6 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № сформирован с нарушением действующего законодательства, то результаты межевания земельного участка следует признать недействительными.
Несоблюдение требований водного законодательства, направленного на обеспечение и защиту законных интересов и прав граждан, препятствует реализации ими своих потребностей по организации активного отдыха в виде: купания; передвижения и пребывания около водного объекта, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства; причаливания плавучих средств для высадки на берег.
Изложенное нарушает права неопределённого круга лиц на пользование береговой полосой и акваторией общедоступного водного объекта.
В связи с чем, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Плясунову А.В., Наумкиной (Пименовой) С.А., Дядя Т.А., Иванову В.В., Павловой М.Л., администрации муниципального образования (далее МО) «Город Саратов»о признании недействительными результатов межевания земельного участка, постановления о предоставлении земельного участка в аренду удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером №.
Признать недействительным в силу ничтожности постановление администрации Саратовского муниципального района № от 2 мая 2012 года, постановление администрации Саратовского муниципального района № от 18 мая 2012 года, постановление администрации Саратовского муниципального района № от 9 июля 2012 года.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Решение в окончательной форме принято 29 января 2024г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.
Судья: