Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-140/2021 (2-1260/2020;) ~ М-1151/2020 от 02.12.2020

Дело № 2-140/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оханск 3 марта 2021 года

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе судьи Томилиной Е.А.,

с участием истца Коршунова С.М., представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

при секретаре Никитиной К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Коршунова Степана Михайловича к Администрации Оханского городского округа о признании решения незаконным, восстановлении нарушенного права, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Коршунов С.М. обратился с иском к Администрации Оханского городского округа с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ о признании отказа о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений незаконным, о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, признании права на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении в границах г. Оханска Пермского края по договору найма жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

В обоснование указав, что решением Оханского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО3 лишена родительских прав, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был отобран из семьи и помещен в МОУ «<адрес> санаторный детский дом» на полное государственное обеспечение, в связи с чем, на него распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В марте 2020 года он обратился в Управление экономического развития администрации Оханского городского округа о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку ранее закрепленное за ним жилое помещение и перешедшее в его собственность в порядке наследования по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Кроме того, с момента закрепления за ним вышеуказанного жилого помещения и по настоящее время в нем проживают: мать ФИО3, ФИО5, ФИО6, что противоречит его интересам. По выбытии из детского дома он фактически оказался на улице. Однако распоряжением главы администрации Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список по причине того, что он не относится к вышеуказанной категории лиц в связи с достижением возраста 23 лет, факт невозможности проживания в жилом помещении установлен за рамками срока предусмотренного нормативными правовыми актами. Считает данный отказ незаконным, поскольку причиной несвоевременной постановки на учет является бездействие органов исполнительной власти, в компетенции которых находится контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам и лицам из их числа. В настоящее время он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеет в собственности жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, в котором в настоящее время зарегистрирована и проживает его мать, жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании Коршунов С.М., представитель истца ФИО1 исковые требования поддержали по доводам заявления.

Представитель администрации Оханского городского округа ФИО2 просила отказать в удовлетворении требований по доводам письменного возражения.

В письменных возражениях ответчик указал, что Коршунов С.М. воспитывался в ГКОУ «Детский дом» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об отобрании несовершеннолетнего Коршунова С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения» за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение согласно сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности Коршунова С.М. (свидетельство о праве собственности серия от ДД.ММ.ГГГГ). На момент вступления в наследство по закону после смерти отца ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ, Коршунову С.М. исполнилось 13 лет. На момент закрепления указанного жилого помещения за Коршуновым С.М. оно не было признано не пригодным и у Коршунова С.М. отсутствовало право на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Выше указанное жилое помещение было признано непригодным заключением межведомственной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, после достижения Коршуновым С.М. 23-летнего возраста, за рамками срока установленного нормативными правовыми актами для включения в список. ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. обратился в Управление экономического развития администрации Оханского городского округа о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По результатам рассмотрения заявления Управлением экономического развития администрации Оханского городского округа Коршунову С.М. отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку он обратился с заявлением после достижения 23 лет, о чем ему было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ . Более того, жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности признано не пригодным для проживания за пределами установленного федеральным законодательством сроки.

Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей, представив возражения на исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении требований в полном объеме поскольку право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, сохраняется только в том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете как нуждающиеся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Коршунов С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до наступления 23-летнего возраста не нуждался в жилом помещении, поскольку за ним было закреплено, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. И только лишь ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия Оханского городского округа признала непригодной для проживания вышеуказанную квартиру. На этот момент Коршунову С.М. уже исполнилось 23 года. Заявление о признании жилого помещения непригодным для проживания было подано и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Актом начальника МТУ №1 МСР Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Таким образом, на момент обращения с заявлением о включении в список, Коршунов С.М. утратил статус лица, имеющего право на получение жилья по льготной категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Коршунов С.М. может обратиться в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося.

Третье лицо Министерство строительства и архитектуры Пермского края своего представителя в судебное заседание не направили, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края ФИО7 в судебном заседании не участвовала, ранее не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Согласно письменному отзыву органа опеки и попечительства Коршунов С.М. отобран у матери ФИО3 постановлением главы местного самоуправления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Заочным решением Оханского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Коршунова С.М. лишена родительских прав, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний был помещен в МОУ «<адрес> санаторный детский дом».

Вышеуказанным постановлением об отобрании Коршунова С.М. за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес>. Данное жилое помещение принадлежало умершему отцу несовершеннолетнего на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Работа по вступлению в наследство Коршуновым С.М. на данное жилое помещение проводилась детским домом <адрес>. Информации о выходе специалистов отдела опеки и попечительства, специалистов ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» <адрес> для решения вопроса по вступлению в наследство, разрешение органа опеки и попечительства на вступление в наследство материалы личного дела не содержат. Каким образом и кем принималось решение о вступлении Корунова С.М. в наследство установить в настоящее время не возможно. Согласно актам проверок закрепленной жилой площади за Коршуновым С.М. в период с сентября 2006 года по февраль 2013 года жилое помещение нуждалось в ремонте оконных блоков, крыши, надворных построек. В акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ имеется информация о том, что в квартире требуется капитальный ремонт. В более поздние периоды проверка жилого помещения не проводилась.

Директору ГКОУ «Детский дом» <адрес> ФИО8- законному представителю Коршунова С.М. по его личному заявлению органом опеки и попечительства выдавалось разрешение на сдачу в аренду жилого помещения, принадлежащего на праве собственности несовершеннолетнему. ДД.ММ.ГГГГ между ГКОУ «Детский дом» <адрес> и матерью несовершеннолетнего ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения, согласно которому, совместно с нанимателем в жилое помещение вселились следующие члены семьи: ФИО6 (сын), ФИО9(сожитель). Жилое помещение передано нанимателю на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для проживания в нем. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГКОУ «Детский дом» <адрес> в адрес нанимателя направлялись предупреждения о возможности расторжения договора и выселения из жилого помещения в связи с не оплатой договора.

ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. в связи с экстренным закрытием ГКОУПК «Детский дом» <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ выведен из списочного состава детского дома. Приказом МТУ №1 МСР ПК от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Корунова С.М. с ДД.ММ.ГГГГ установлено предварительное попечительство, временным попечителем назначена ФИО10 проживающая по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. был зачислен в ГБПОУ «<адрес> колледж» для получения среднего профессионального образования со сроком обучения 2 года 5 месяцев по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка». Информации об окончании данного учебного заведения не имеется. ДД.ММ.ГГГГ предварительное попечительство в отношении Коршунова С.М. прекращено в связи с достижением им возраста 18 лет.

Личное дело не содержит информации о том, что рассмотрен вопрос о возможности выбытия Коршунова С.М. для проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> при достижении им 18 лет, а также о том, что Коршунову С.М. разъяснен порядок признания жилого помещения не пригодным для проживания и порядок по включению в список.

ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. обратился в МТУ №1 МСР ПК с заявлением о выдаче заключения об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Коршунову С.М. выдано заключение об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

Согласно материалам личного дела Коршунова С.М. ни ГКОУ «Детский дом» <адрес>, ни временным попечителем, ни органом опеки и попечительства, работа по отмене закрепления жилого помещения, признания дома непригодным для проживания и постановке на учет в льготную очередь, включения Коршунова С.М. в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения не проводилась. Меры по выселению матери несовершеннолетнего из жилого помещения не предпринимались.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании пояснил, что знаком с Коршуновым С.М. с 2009 года, когда истец был еще воспитанником детского дома и посещал воскресную школу при храме. После выпуска из детского дома, в 2014 году Коршунов С.М. поступил в <адрес> колледж, где обучался до 2016 года. Затем работал в <адрес> Епархии. С 2017 года по 2019 год обучался в <адрес> лесотехническом техникуме. В 2019 году вернулся в Оханск, стал помогать восстанавливать храм. С момента выпуска из детского дома до настоящего времени Коршунов С.М. в жилом помещении принадлежащем ему на праве собственности по адресу: по адресу: <адрес> не проживал, поскольку дом непригоден для проживания. Коршунов С.М. живет в основном при храме. Для решения жилищного вопроса он вместе с Коршуновым С.М. обращался в администрацию Оханского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, но заявление Коршунова С.М. работники администрации в этот день не стали принимать, устно разъяснили, что ему необходимо предоставить сведения из ЕГРН о зарегистрированных правах. Второй раз Коршунов С.М. обратился в администрацию ДД.ММ.ГГГГ подготовив соответствующее заявление, но ему вновь было устно разъяснено о необходимости предоставления заключения комиссии о непригодности жилья для проживания. Заявление было зарегистрировано более поздней датой.

Заслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 3, пункта 4 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N 397 лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (пункт 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района, муниципального или городского округа предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

а) лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

б) страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

в) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учете в соответствующих медицинских организациях, - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных законодательством, по их выселению;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме:

1) по достижении возраста 18 лет;

2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;

3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.

Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом местного самоуправления Пермского края по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

В список включаются лица, соответствующие условиям, указанным выше, по достижении ими возраста 14 лет, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Органы местного самоуправления Пермского края осуществляют формирование списка на основании заявлений и документов, прилагаемых к заявлению, установленных в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи.

Заявление о включении в список (далее - заявление) и документы, прилагаемые к заявлению, подаются законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, а также законными представителями недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список, и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края осуществляет контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимает меры по включению этих детей в список в порядке и сроки, установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления Пермского края по месту жительства с заявлением о включении их в список и прилагаемыми к заявлению документами, установленными в соответствии с частью 6.1 настоящей статьи.

Орган местного самоуправления не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления принимает одно из следующих решений:

о включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список;

об отказе во включении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, в список.

Порядок принятия решения о включении в список или об отказе во включении в список устанавливается нормативным правовым актом государственного уполномоченного органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края.

В целях формирования сводного списка по Пермскому краю органы местного самоуправления Пермского края ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в орган исполнительной власти Пермского края, уполномоченный на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот), списки, утвержденные главами органов местного самоуправления Пермского края. Списки представляются на бумажных носителях и в электронном виде.

Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, формирует и утверждает сводный список по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, составляет 5 лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания вышеуказанным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок неоднократно по решению исполнительного органа государственной власти Пермского края, уполномоченного в сфере социальной поддержки детей-сирот. Порядок выявления этих обстоятельств определяется нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, принимается решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении этого жилого помещения.

Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края в порядке, утвержденном нормативным правовым актом Правительства Пермского края, обязан осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Судом установлено, что Коршунов С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения Постановлением главы муниципального образования Оханский район Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ был отобран из семьи и помещен в МОУ «<адрес> санаторный детский дом» на полное государственное обеспечение, поскольку его мать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Оханского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении него. Отец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ. Родители не состояли в зарегистрированном браке.

Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Коршуновым С.М. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, данное жилое помещение принадлежало умершему отцу несовершеннолетнего на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В предусмотренные п. 1 ст. 1154 ГК РФ сроки, наследником умершего первой очереди Коршуновым С.М. наследство принято не было. Коршунов С.М. не являлся нанимателем, членом семьи нанимателя либо собственником закрепленного за ним жилого помещения.

На момент отобрания несовершеннолетнего из семьи в жилом помещении по адресу: <адрес> проживали и были зарегистрированы мать несовершеннолетнего ФИО3, братья по линии матери ФИО5, ФИО6, несовершеннолетний Коршунов С.М. с ДД.ММ.ГГГГ. Мать несовершеннолетнего имеет регистрацию по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Перед достижением Коршуновым С.М. 14-летнего возраста, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Оханского нотариального округа Пермского края несовершеннолетнему Коршунову С.М. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, площадью кв.м. и <адрес> 1-этажного жилого брусчатого дома, общей площадью кв.м., в том числе жилой кв.м. по адресу: <адрес>. Судебного решения о восстановлении срока для принятия наследства материалы личного дела несовершеннолетнего не содержат.

Согласно информации из технического паспорта на жилое помещение, выданной МУП <адрес> бюро технической инвентаризации, технического паспорта на домовладение, жилой брусчатый дом по адресу: <адрес> построен в 1989 году, капитальный ремонт дома не производился, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ износ жилого помещения по адресу: <адрес> составлял 52%. Согласно актам проверок закрепленной жилой площади за Коршуновым С.М. имеющимся в личном деле несовершеннолетнего, в период с сентября 2006 года по ноябрь 2013 года жилое помещение нуждалось в капитальном ремонте.

Законным представителем несовершеннолетнего, временным попечителем, органом опеки и попечительства контроль за распоряжением, использованием и сохранностью, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилого помещения, собственником которого является Коршунов С.М. не осуществлялся. Работа по признанию жилого помещения непригодным для проживания, поставке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилом помещении и включению Коршунова С.М. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не проводилась.

ДД.ММ.ГГГГ попечительство в отношении Коршунова С.М. прекратилось в связи с достижением им возраста 18 лет.

Возможность выбытия Коршунова С.М. для проживания в жилое помещение по адресу: <адрес> при достижении им 18 лет не устанавливалась.

При рассмотрении дела также установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. был зачислен в ГБПОУ «<адрес> колледж» со сроком обучения 2 года 5 месяцев по очной форме по специальности «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался ГБПОУ «<адрес> лесотехнический техникум» по специальности «Технология лесозаготовок».

С 2015 года по осень 2016 года проживал при храме Успения Пресвятой Богородицы <адрес>. С осени 2016 года до лета 2019 год на безвозмездной основе трудился в религиозной организации православный приход храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца <адрес> Кудымкарской Епархии Русской Православной Церкви на должности иподиакона и где и проживал. В 2019 году вернулся в г. Оханск, где по настоящее время проживает при храме Успения Пресвятой Богородицы.

ДД.ММ.ГГГГ до достижения 23-летнего возраста Коршунов С.М. обратился в администрацию Оханского городского округа с целью реализации принадлежащего ему право на обеспечение жилым помещением. По результатам обращения ДД.ММ.ГГГГ УРИ и ЖКХ администрации Оханского городского округа принято и зарегистрировано заявление Коршунова С.М. о признании жилого помещения по адресу: <адрес> не пригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. обратился в МТУ №1 МСР Пермского края с заявлением о выдаче заключения об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении.

Заключением межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.

ДД.ММ.ГГГГ Коршунов С.М. обратился в Управление экономического развития администрации Оханского округа с заявлением о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

По итогам рассмотрения заявления и пакета документов принято решение от отказе Коршунову С.М. во включении в Список в связи с тем, что факт невозможности проживания в занимаемом жилом помещении установлен за рамками срока предусмотренного нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка", ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1 ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение жильем.

В силу ст. 31, ст. 34 ГК РФ опекуны и попечители действуют в защиту прав своих подопечных в отношениях с любыми лицами; полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

При вышеуказанных обстоятельствах, руководствуясь нормами Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, положениями нормативных правовых актов Пермского края, суд приходит к выводу, что причиной отсутствия Коршунова С.М. в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав как в период, когда он был несовершеннолетним так и по достижении возраста 18 лет, его попечителями, органами опеки и попечительства.

Учитывая факт ненадлежащей защиты жилищных прав Коршунова С.М. законным представителем, попечителем и органом опеки и попечительства, суд полагает несостоятельными доводы ответчика и третьих лиц о том, что истец, достигший возраста 23 года утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и что положения Федерального закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на него не распространяются.

Впервые Коршунов С.М. обратился в администрацию Оханского городского округа с целью реализации принадлежащего им право на обеспечение жилым помещением до достижения 23-летнего возраста, при этом материалы дела не содержат доказательств того, что компетентные органы осуществили возложенные на них Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия по принятию мер для реализации его жилищных прав.

Из анализа норм федерального жилищного законодательства, следует, что право указанных лиц на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами данной категории на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли и достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не является основанием для лишения их права на жилье, в связи с чем, суд признает требования Коршунова С.М. законными и обоснованными и полагает необходимым их удовлетворить.

Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 года N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:

жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.

В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия. Общая площадь такого помещения должна составлять не менее 33 кв.м., само помещение должно отвечать требованиям благоустройства и находиться в границах Пермского края, как на то указано в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Распоряжение администрации Оханского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включение Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений Коршунову С.М.»- признать незаконным.

Восстановить Коршунову Степану Михайловичу срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Признать за Коршуновым Степаном Михайловичем право на предоставление ему жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Возложить обязанность на администрацию Оханского городского округа включить Коршунова Степана Михайловича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить Коршунову Степану Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, в границах <адрес> края по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 11 марта 2021 года.

Судья Томилина Е.А.

2-140/2021 (2-1260/2020;) ~ М-1151/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КОРШУНОВ СТЕПАН МИХАЙЛОВИЧ
Ответчики
Администрация Оханского городского округа
Другие
Министерство социального развития Пермского края
Пономарева Ирина Михайловна
МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края
Правительство Пермского края
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Томилина Е.А.
Дело на сайте суда
nytva--perm.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2021Предварительное судебное заседание
27.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.02.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2021Предварительное судебное заседание
16.02.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.03.2021Предварительное судебное заседание
02.03.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Дело оформлено
13.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее