Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-81/2023 ~ М-67/2023 от 03.03.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                  село Кочево Пермский край

    Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО9,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО2, ФИО10,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО6,

третьего лица ФИО4,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участников ведомственной целевой программы в категории «работающие»,

у с т а н о в и л:

             ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным и восстановлении нарушенных прав.

В обоснование заявленных требований истец указала, что он состоял в очереди на получение жилищного сертификата, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям с ДД.ММ.ГГГГ в категории «работающие» с составом семьи из пяти человек: ФИО2, его супруга ФИО4, ФИО3, ФИО11, ФИО3, Учетное дело .

          Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ истец был снят с учета и исключен из списка участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с наличием в собственности жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера.

Комиссия сослалась на то, что в ст.1 Федерального закона № 125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» перечислены условия, применяемые к гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилых помещений. Одним из таких условий является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В собственности истца имелось жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 34,4 кв.м. по договору ипотеки, что не соответствует норме обеспеченности семьи из пяти человек жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ договором дарения квартиры жилое помещение передано в собственность ФИО3

Кроме этого в иске указал, что граждане снимаются с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья лишь в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской федерации, кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет заемных (кредитных) средств, полученных на эти цели, при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.

По этим основаниям просит признать обжалуемое решение незаконным и возложить обязанность на администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края по восстановлению в прежней очереди на получение жилищной субсидии в категории «работающие», с даты подачи первоначального заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека.

В судебном заседании истец ФИО2 заявленные исковые поддержал в полном объеме по основаниям указанном в иске и просил их удовлетворить. Дополнил, что ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность по договору ипотеки жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 34, 4 кв.м., что не соответствует обеспеченности на семью из 5 человек (он, жена и трое сыновей). Однако в данном жилом помещении он и его члены семьи не проживали, не были там зарегистрированы, кроме сына ФИО3 с его семьей, для которого он приобретал данное жилое помещение, ДД.ММ.ГГГГ квартиру ему подарил и тот снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ с места его регистрации в д. Москвино, <адрес> Кочевского муниципального района Пермского края и в настоящее время не является участником данной программы. Другие его сыновья ФИО3 и ФИО11 также сняты с регистрационного учета по месту его жительства и регистрации в <адрес>, так как приобрели свое жилье в <адрес>, где и зарегистрированы с 2022 года и также не являются участниками программы. Считает, что он не ухудшал свое положение с 2020 года, когда подарил квартиру находящуюся в <адрес> сыну ФИО3 Не согласен с доводами Министерства строительства <адрес>, что он подарил жилое помещение сыну ФИО3, злоупотребив этим, так как он хотел лишь помочь сыну с жильем, сделал не намеренно, и умышленно не ухудшал жилищные условия. Дополнил, что длительное время проживает в <адрес>, <адрес>, жилая площадь 49 кв.м., где были все члены его семьи зарегистрированы. В настоящее время проживает в данной квартире он и его супруга, все трое сыновей в 2022 году сняты по данному адресу с регистрационного учета. Данное жилое помещение ему подарила ФИО5, действующая от имени его родителей, которым принадлежало жилое помещение, в 2015 году.

Представитель истца, адвокат ФИО10 исковые требования ФИО2 поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что администрация Кочевского муниципального округа Пермского края сняла с очереди на получение жилищной субсидии ФИО2 незаконно. Из постановлений администрации <адрес> и в <адрес>, 12 кв.м. на одного члена семьи. Квартира ФИО2 куплена им в <адрес> в 2014 году в силу ипотеки, общей площадью 34, 4 кв.м. В 2020 году ФИО11 подарил данную квартиру сыну ФИО2, который в 2022 году как и его братья ФИО3 и ФИО11, которые приобрели себе жилье в 2 <адрес> и были сняты с регистрационного учета по месту жительства истца в <адрес> и зарегистрированы в <адрес> и не являются в настоящее время участниками данной программы. На получение субсидии истец состоит вдвоем с супругой, поэтому по обеспеченности жильем социальная норма у них не получается. Также в программе указано, что жилищные субсидии можно использовать на ипотечные кредиты, а квартира истцом в <адрес> была куплена истцом в силу ипотеки.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, действующая по доверенности ФИО6, исковые требования не признала и возражала против их удовлетворения. Суду пояснила, что решение комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ принято в соответствии с действующей на тот момент редакцией Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В связи, с чем ФИО2 был правомерно снят с учета и исключен из списка участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг». Считает, что решение вынесено на законных основаниях. Кроме того, что ФИО2 в ежегодных заявлениях указывал, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в собственности не имеют, то есть предоставлял не соответствующие действительности сведения.

Третье лицо ФИО4 исковые требования ФИО2 и его доводы поддержала в полном объёме. Дала пояснения, аналогичные пояснениям истца ФИО2 и мнениям указанным в заявлениях третьих лиц ФИО3, ФИО3 и ФИО11

Третьи лица ФИО3, ФИО3 и ФИО11 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие и представили отзывы (л.д. 162- 170, 176, 179-194, 213, 217, 223).

Из отзывов следует, что ФИО3, ФИО3 и ФИО11 поддерживают заявленные исковые требования их отца ФИО2 указали, что являлись участниками программы и состояли с отцом на получение социальной выплаты, как члены его семьи, в том числе и в 2014 году. В 2014 году отец приобрел жилое помещение по ипотечному кредиту для ФИО3 в <адрес>, которому подарил данную квартиру в 2020 году. После приобретения отцом в 2014 году данной квартиры общей площадью 34,4 кв.м., они не перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку на получение субсидии они состояли с составом семьи из 5 человек, и на каждого приходилось менее учетной нормы 12 кв.м. до 2022 года. В настоящее время они все три брата с 2022 года зарегистрированы по своему месту жительства в <адрес> и не являются участниками программы.

Представитель третьего лица Министерства строительства <адрес> ФИО7, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв (л.д. 52, 101-105, 145-149, 172-175, 199-201, 226-227).

Из отзыва следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований истца ФИО2, поскольку согласно представленным сведениям ЕГРН у ФИО2 с 2014 года имелось жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которое он в последствии подарил своему сыну. Федеральным законом № 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не обеспеченные жилым помещением для постоянного проживания на территории РФ, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ФИО2 утратил право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета в 2014 году, как только приобрел жилое помещение в <адрес>. Подарив, вышеуказанное жилое помещение сыну не может указывать на добросовестность при реализации им жилищных прав. В связи с этим в удовлетворении исковых требований просят отказать.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц представителя Министерства строительства <адрес>, ФИО3, ФИО3 и ФИО11

Суд, выслушав стороны, третьего лица ФИО4, учитывая мнения третьих лиц: представителя Министерства строительства <адрес>, ФИО3, ФИО3 и ФИО11, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Разрешая данный спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее Федеральный закон ), Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879 (далее Положение), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее <адрес>), Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения (далее ЖК РФ).

            В соответствии со ст. 1 Федерального закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 20 Положения, в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).

Согласно пунктам 2, 3 Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПК, государственными полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес>.

В пункте 9 Положения указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).

            <адрес> согласно <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ , отнесен к местности приравненной к районам Крайнего Севера (введен Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1085).

             Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами учетного дела (л.д.56-99), участником Подпрограммы по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2, который поставлен на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в категорию «работающие».

         Ежегодными заявлениями истец подтверждал свое право на участие в подпрограмме, что также подтверждается сводными списками граждан участников Подпрограммы (л.д.57,66,75-82).

Согласно решению комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ , поводом к снятию с учета и исключению из списка участников ведомственной целевой программы послужило наличие в собственности ФИО2 жилого помещения за пределами Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д.83).

Не согласившись с вышеуказанным решением, ФИО2 обратился в суд за восстановлением своих нарушенных прав.

С данным решением жилищной комиссии Администрации Кочевского муниципального округа суд в части согласиться не может.

Принимая решение по данному спору, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

    Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

    Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

    Так, согласно преамбуле Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", данный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с нормами этого Федерального закона.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

    Статьей 2 указанного закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, которая для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

    Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 9 указанного закона граждане, выезжающие в соответствии с настоящим Федеральным законом, имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанные граждане также имеют право приобрести жилые помещения в населенных пунктах, имеющих более благоприятные природно-климатические условия и относящихся к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

    В соответствии со ст. 10 данного закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (действовавшим на момент приобретения жилья) в случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) за счет кредитных (заемных) средств банков, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств социальной выплаты банкам в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в банке на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1013).

    Согласно пп. "д" п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 780) граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам), действовавшем на ДД.ММ.ГГГГ, на дату вынесения решения жилищной комиссии о снятии истца с учета, утратившим силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

    В связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1613 в редакцию пп. "д" п. 21 были внесены изменения, согласно которым приобретение (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, является основанием для снятия граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

    В силу пп. "в" п. 21 указанного постановления граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

    Согласно пп. "и" п. 21 указанного постановления граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

    Согласно пункту 22, в случае, если у указанных граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях (абзац второй).

    По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

    В силу раздела 3 Основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в случае приобретения гражданином - участником основного мероприятия жилого помещения (жилых помещений) за счет заемных (кредитных) средств, полученных на эти цели в соответствии с договором займа (кредитным договором), средства социальной выплаты могут направляться на погашение займа (кредита) заимодателю (кредитору). Допускается оплата за счет средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если такое условие будет предусмотрено в договоре на приобретение жилого помещения (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710).

    Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости за ФИО2 зарегистрировано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; зарегистрировано обременение в виде ипотеки. Право собственности зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83).

    С учетом положений ст. 31 ЖК РФ ФИО4, ФИО3, ФИО3, ФИО11 как члены семьи собственника ФИО2 имеют право пользования вышеуказанным жилым помещением и после приобретения в собственность указанного жилого помещения, площадью 34,4 кв.м., истец и члены его семьи перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку на каждого приходилось более учетной нормы 12 кв. м. в <адрес> (в соответствии с решением Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 228) и <адрес> (в соответствии с решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 229).

    Как усматривается из копии учетного дела, приобретение ФИО2 указанного объекта недвижимого имущества явилось основанием для снятия истца с учета в качестве, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера.

    Действительно, в соответствии с п.п. "д" п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 879, действовавшем на тот момент, граждане снимаются с учета в случае приобретения (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

    Указанное основание для снятия граждан с учета призвано обеспечить соблюдение требований ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", согласно которой право на жилищную субсидию имеют граждане, которые наряду с прочими установленными законом условиями не имеют других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и производится с целью исключения случаев неосновательного обогащения.

    На момент постановки на учет истца на получение жилищной субсидии действовало Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденное Постановлением ФИО1 - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1278, согласно которому право на получение за счет средств республиканского бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья предоставлялось лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения). При этом пунктом 2 предусматривалось, что субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право.

    Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

    Истец право на получение жилищной субсидии приобрел в 1992 году, поскольку в тот период времени стаж его работы в районах Крайнего Севера составил свыше 10 лет. До настоящего времени ФИО2 это право не использовал.

    В силу действовавших на период приобретения ФИО2 жилого помещения нормативных актов - положений ст. ст. 1, 2, 9, 10 ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 60 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153, пп. "д" п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 780) в их взаимосвязи, суд находит, что действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ законодательство допускало приобретение гражданином, состоящим в списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, жилых помещений в населенных пунктах субъектов Российской Федерации, находящихся за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, за счет ипотечных кредитов, что не влечет исключение таких граждан из указанных списков при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.

    Таким образом, гражданин, состоящий в указанных списках, мог еще до получения жилищной субсидии приобрести жилье (одно или несколько жилых помещений) в населенном пункте за пределами Крайнего Севера за счет ипотечного кредита (кредитов), что не влекло его исключение из данного списка, однако после этого размер жилищной субсидии ограничивался размером основной ссудной задолженности по ипотечному кредиту (кредитам) на момент предоставления субсидии.

    Кроме того, по общему принципу действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяет свое действие лишь на правоотношения, возникшие после введения его в действие, следовательно, внесение изменений в пп. "д" п. 21 Положения, действующих с ДД.ММ.ГГГГ не влечет снятие с учета граждан по причине приобретения жилья за пределами РКС, так как такие граждане имели право на получение ГЖС и по не зависящим от них причинам не смогли реализовать указанное право.

    По смыслу Конституции Российской Федерации общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приобретение истцом в 2014 году жилого помещения в <адрес> за счет средств ипотечного кредита, должно было учитываться при определении размера жилищной субсидии.

    Однако, как следует из договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 безвозмездно передал в собственность ФИО2 квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 84).

    В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

    На основании ст. 53, 54 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий и отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

     Как было установлено выше, в соответствии с решением Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 228) установлена на территории Кочевского муниципального округа <адрес> учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 12 квадратных метров, и <адрес> (в соответствии с решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 229), утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

    Руководствуясь общими правилами ЖК РФ, изучив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец ФИО2, совершил сделку по отчуждению принадлежащей ему на праве собственности квартиры ДД.ММ.ГГГГ, намеренно ухудшил жилищные условия.

    Доводы истца о том, что отчуждение принадлежащей ему квартиры продиктованы жизненной необходимостью (сыну с семьей негде было жить, их несовершеннолетнего ребенка надо было устраивать в детское дошкольное учреждение), что не было намеренным и умышленным ухудшением жилищных условий суд отклоняет, что убедительных доказательств вынужденного отчуждения принадлежащего истцу имущества, суду не представлено.

    С момента ухудшения жилищных условий не истек пятилетний срок, что, исходя из п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о правомерности отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о признании решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат как участников ведомственной целевой программы в категории «работающие», отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись

Копия верна

Судья                                                                                           Т.В. Шилоносова

Секретарь                                                                                           ФИО9

2-81/2023 ~ М-67/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федурин Владимир Николаевич
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального округа
Другие
Федурин Алексей Владимирович
адвокат Автайкина Марина Израильевна
Федурин Андрей Владимирович
Федурин Владимир Владимирович
Минина Наталья Михайловна
Пономарва Людмила Васильевна
Министерство строительства Пермского края
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шилоносова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.03.2023Предварительное судебное заседание
16.03.2023Предварительное судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2023Дело оформлено
01.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее